ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-5853/18 от 30.01.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-5853/2018

31 января 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2018 года по делу №  А06-5853/2018 (судья Д.Н. Блажнов)

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

заинтересованное лицо - Государственное бюджетное учреждение Астраханской области «Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными отказа,

представители сторон в судебное заседание не явилось

УСТАНОВИЛ:

Федеральное  государственное бюджетное      учреждение      «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее- ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о признании незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 22.05.2018 № 30/18-5101, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области внести запись в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимого имущества на основании ранее выданного Астраханским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» кадастрового паспорта на объект недвижимости, расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Николо - Комаровский сельсовет, с. Никольское, военный городок 30У, номер по генплану 44.

Определением арбитражного суда по данному делу от 02.08.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное бюджетное учреждение Астраханской области «Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных» (БТИ) (л.д. 173 - 174).

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2018 года по делу №  А06-5853/2018 отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 16.05.2018 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном по адресу: - Астраханская область, Камызякский район, Николо-Комаровский сельсовет, с. Никольское, военный городок ЗОУ, номер по генплану 44 (л.д. 179 - 181).

При этом, из описи документов, представленных Учреждением органу Росреестра вместе с указанными заявлениями, следует, что к заявлению были приложены доверенность и кадастровый паспорт объекта недвижимости.

22.05.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области вынесено решение № 30/1 8-5101 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (л.д. 42 - 43).

Не согласившись с отказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 22.05.2018 № 30/18-5101, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).

В силу части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные заявителем в орган кадастрового учета документы не отвечают требованиям действующего законодательства, в связи с чем у органа кадастрового учета отсутствовали основания к внесению в Реестр сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.

В соответствие с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Таким образом, по смыслу приведенных норм если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости, то включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН осуществляется на основании документов по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (технических паспортов), а не на основании кадастровых паспортов объектов.

Из представленного арбитражному суду первой инстанции письма Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных" (БТИ) от 18.05.2018 N 1941 следует, что у данного органа отсутствуют сведения об объекте капитального строительства, расположенного по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Никольское, Николо-комаровский сельсовет, Военный городок 30 У номер по генплану 44 (насосная станция 2 подъема) (л.д. 190).

Поскольку истцом органу Росреестра вместе с заявлениями о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не были представлены технический паспорт объекта недвижимости, а из материалов дела и отзыва на иск следует, что документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости, то оспариваемый по делу истцом отказ соответствует вышеприведенным нормам и не нарушает материальных прав истца.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции,  исходя из обстоятельств спора . Представленное в судебное заседание представителем истца распоряжение № 1262-р от 31.03.2004 «О закреплении имущества за 2002 отделением морской инженерной службы Минобороны России», которым на праве оперативного управления за 2002 отделением морской инженерной службы Минобороны России закреплено находящееся у него на учете имущество согласно приложению к настоящему распоряжению (Наименование: Здание насосной станции, инвентарный номер по генплану: 44, место нахождение: Астраханская область, Кировский район, п. Николо - Комаровка, военный городок 30У (л.д. 200 - 211), не подтверждает обоснованность требований ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, поскольку вышеуказанное распоряжение издано после 21.07.1997 и не является основанием для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

При  этом суд апелляционной инстанции во внимание принимает дополнительно и  то обстоятельство, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации  обжалует  отказ в государственной  услуге  по кадастровому учету  здания   в связи с  обращением  заявителя на общих основаниях.

Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.

Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 утверждена Форма указанной декларации, а также Требования к ее заполнению.

Согласно пункту 11 Требований к заполнению декларации реквизит "Кадастровый номер объекта недвижимости (ранее присвоенный государственный учетный номер: кадастровый, инвентарный или условный номер)" заполняется при наличии соответствующих сведений.

Из материалов дела  не усматривается , что учреждение  обращаясь в Управление Росреестра и  представляло декларацию по форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157.

Согласно описи  документов сданных на государственную  регистрация   декларация   на регистрацию не представлялась.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности действий Управления Росреестра по Астраханской области и обоснованно отказал в удовлетворения требований.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2018 года по делу №  А06-5853/2018 оставить без изменения, а  апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                  С.А. Кузьмичев

 Судьи                                                                                В.В. Землянникова

     А.В. Смирников