ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6065/18 от 01.10.2018 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-6065/2018

05 октября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 01.10.2018 года.

Полный текст постановления изготовлен – 05.10.2018 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Землянниковой В.В.,

судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пудовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с арбитражным судом Астраханской области апелляционную жалобу Астраханской таможни

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 июля 2018 года  по делу № А06-6065/2018 (судья Бочарникова Г.Н.)

по заявлению Общества  с ограниченной ответственностью «Монолит-строй» (ИНН 9102016574, ОГРН 1149102024543,  367022, Республика Дагестан,  г. Махачкала, п. Новый Кяхулай, ул. А. Абубакара, д. 14г. Астрахань)

к Астраханской таможне (ИНН 3017003414, ОГРН 1033001700159, 414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42)

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации № 10311010/080618/0017731

при участии в судебном заседании:

от Общества  с ограниченной ответственностью «Монолит-строй» - Наврузбеков М.У., доверенность от 15.01.2018;

от Астраханской таможни – Будко Е.С., доверенность от 09.01.2018; Трофимов И.Ю., доверенность от 15.01.2018.

УСТАНОВИЛ:

Общество  с ограниченной ответственностью «Монолит-строй» (далее - ООО «Монолит-строй», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконными действий Астраханской таможни, выразившихся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации № 10311010/080618/0017731 и об обязании выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар - портландцемент по таможенной декларации № 10311010/080618/0017731.

РешениемАрбитражного суда Астраханской областиот 26 июля 2018 года признано незаконным действие Астраханской таможни, выразившееся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации № 10311010/080618/0017731. Также, суд обязал Астраханскую таможню выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар - портландцемент по таможенной декларации № 10311010/080618/0017731. Кроме того, с Астраханской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Монолит-строй» взысканы судебные издержки по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Астраханская таможня не согласилась с вынесенным решением и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ООО «Монолит-строй» отказать.

Представитель Астраханской таможни в судебном заседании, состоявшимся путем использования системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Астраханской области в соответствии со ст. 153.1 АПК РФ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель ООО «Монолит-строй» в судебном заседании, возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела,ООО «Монолит-Строй», во исполнение внешнеторгового контракта от 04.10.2017 № 2738 (далее - Контракт), заключенного с компанией «MazandaranCement Сотрапу», на территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в Российскую Федерацию из Ирана, Исламской Республики на условиях поставки FOB - Амирабад ввезен товар «портландцемент ЦЕМ I 42, 5Н (СЕМ I 42,5Н), ПО EN 197-1:2011, расфасован в 2000 биг-бегов в среднем по 1500 кг - нетто, 1503 кг - брутто, общий вес партии от 3000000 кг - нетто, 3006000 кг - брутто, серого цвета, применяется для строительства» изготовитель - компания «MazandaranCement Сотрапу СО.» (далее - товар).

В целях подтверждения заявленных в ДТ № 10311010/080618/0017731 сведений обществом представлены следующие документы: контракт от 04.10.2017 № 2738, инвойс от 05.04.2018 № 97/11; коносамент от 07.04.2018 № 44332; акт отбора образцов от 18.04.2018 № 1; акт отбора образцов у изготовителя от 02.04.2018 № 0204181; протокол испытаний от 25.09.2017 № 4-08-2-346/31-17; протокол испытаний от 03.10.2017 № 73-ИЛ; паспорт качества без даты № 9, сертификат соответствия № РОСС IR.AB51.B00163 со сроком с 05.10.2017 по 04.10.2018; копия ДТ № 10005010/140418/0000438 на товар «россыпной портландцемент».

По результатам проведенного анализа документов и сведений должностным лицом Астраханского таможенного поста (ЦЭД) таможни выявлены признаки неисполнения Обществом требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 7, пунктом 2 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

На основании пункта 2 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенным органом 08.06.2018 у ООО «Монолит-Строй» были запрошены документы и сведения, подтверждающие проведение дополнительного инспекционного контроля ввезенной партии товара по ДТ № 10311010/080618/0017731 (т. 1 л. д. 111-112).

В ответ на запрос документов от 08.06.2018 в таможенный орган были предоставлены пояснения о том, что в соответствии с пунктом 8.2 ГОСТа Р № 56836-2016 предоставление результатов инспекционного контроля не предусмотрено. Согласно названному пункту и пункту 8.19 соответствующий инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию, в целях принятия решения о подтверждении либо о приостановлении и прекращении действия сертификата соответствия (т. 1, л.д. 94).

Письмом исх. 43/06 от 08.06.2018 декларант представил в таможенный орган копию сертификата соответствия № РОСС IR.AB51.D00163.

09.06.2018 Астраханским таможенным постом (ЦЭД) Астраханской таможни принято решение об отказе в выпуске товара по ДТ № 10311010/080618/0017731 на основании статьи 125 ТК ЕАЭС, в связи с тем, что обществом не выполнены требования пункта 2 статьи 325 ТЕ ЕАЭС, не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 119 ТК ЕАЭС (т. 1, л.д. 9).

Заявитель, не согласившись с указанным решением Астраханской таможни, обжаловал его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об удовлетворении требования заявителя, направленного на устранение допущенных нарушений его прав и законных интересов, выраженного в обязании Астраханской таможни выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар - портландцемент, сведения о котором заявлены в ДТ № 10311010/080618/0017731.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.

По правилам пункта 1 статьи 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в законную силу с 01.01.2018 и являющегося приложением № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 444 ЕАЭС).

Как указывает таможенный орган, в выпуске товара отказано на основании статьи 125 ТК ЕАЭС, поскольку обществом не соблюдены требования пункта 2 статьи 325 ТК ЕАЭС, не соблюдены условия пункта 3 статьи 119 ТК ЕАЭС.

Доводы апелляционной жалобы Астраханской таможни о правомерности отказа в выпуске товара противоречат нормам международного и национального права, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

К документам, удостоверяющим соответствие продукции обязательным требованиям, относится сертификат соответствия (п. 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляется декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Как следует из материалов дела, Общество представило в таможенный орган пакет документов, который наряду с другими включал сертификат соответствия № РОСС IR.AB51.B00163 со сроком с 05.10.2017 по 04.10.2018 (т. 1 л.д. 11), протоколы испытаний цемента, на которые имеется ссылка в названном сертификате соответствия: № 73-ИЛ от 03.10.2017 (т. 1 л.д. 54).

Представленным при декларировании товара сертификатом соответствия подтверждается, что портландцемент типа ЦЕМI класса 42,5Н, выпускаемый изготовителем «MazandaranCementCoтрапу CO», серийный выпуск, соответствует ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108-2016.

Нормами международных договоров, актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов не предусмотрено предоставление декларантом в таможенный орган акта инспекционного контроля на декларируемую партию товара.

В силу ч. 10 ст. 310 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.

Положениями статьи 324 ТК ЕАЭС установлено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее - ПП РФ № 982) утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, согласно которому портландцемент подлежит обязательной сертификации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 № 930 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», с 07.03.2016 цемент различных видов, классифицируемый в товарной позиции 2523 ТН ВЭД ЕАЭС, включен в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный ПП РФ № 982.

Для разъяснения содержания процедур и порядка проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным ПП РФ № 982, в рамках его реализации разработан «ГОСТ Р № 56836-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов» (далее - ГОСТ Р № 56836-2016).

В отношении цементной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации из третьих стран согласно пункту 8.2 ГОСТа Р № 56836-2016 осуществляется дополнительный инспекционный контроль каждой поставляемой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных национальным стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия.

По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение согласно пункту 8.19 ГОСТа Р № 56836-2016, а именно:

- о подтверждении действия сертификата соответствия;

- о приостановке сертификата соответствия;

- о прекращении действия сертификата соответствия.

Таким образом, результаты инспекционного контроля позволяют сделать однозначное заключение в отношении сертификата соответствия.

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТа Р № 56836-2016 объектами обязательной

сертификации являются цементы, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный ПП РФ № 982, и выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4.12 ГОСТа Р № 56836-2016 сертификат соответствия является действительным в отношении продукции, изготовленной (выпускаемой в обращение) во время действия сертификата соответствия, в течение гарантийного срока, установленного в национальных (межгосударственных) стандартах на конкретную продукцию.

Таким образом, оценка соответствия ввозимых на территорию Евразийского

экономического союза цементов должна осуществляться в соответствии с ГОСТом Р № 56836-2016.

При этом, ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов», на который ссылается таможенный орган, имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1-ст «Об утверждении национального стандарта», согласно которому указанный стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом. Данная правовая позиция изложена в решении Верховного суда России по делу № АКПИ16-560 от 11.08.2016, в мотивировочной части которого содержится вывод о том, что ГОСТ Р 56836-2016 не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный порядок.

Кроме того, названный ГОСТ, в том числе пункт 8.2 ГОСТа, не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации (акта инспекционного контроля) таможенному органу.

Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Астраханской области от 01.08.2017, оставленном без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.03.2018 по делу № А06-2694/2017 (Определением Верховного суда России от 13.07.2018 № 306-КГ18-9020 в передаче кассационной жалобы таможенного органа по данному делу для рассмотрения Судебной коллегией Верховного суда РФ отказано).

Между тем, таможенным органом отказано в выпуске товара и таможенным органом не приняты во внимание представленные декларантом сертификат соответствия товара № РОСС IR.АБ51.В00163 со сроком с 05.10.2017 года по 04.10.2018 года, протоколы испытаний от 25.09.2017 года №4-08-2-346/31-17, от 03.10.2017 года № 73-ИЛ, контракт от 04.10.2017 года № 2738, инвойс от 05.04.2018 года № 97/11, коносамент от 07.04.2018 года № 44332; акт отбора образцов от 18.04.2018 года № 1, акт отбора образцов у изготовителя от 02.04.2018 года № 0204181, паспорт качества без даты № 9, копия ДТ № 10005010/140418/0000438 на товар «россыпной портландцемент».

Вместе с тем, при проведении таможенного контроля по ДТ № 10311010/080618/0017731 должностное лицо Астраханского таможенного поста (ЦЭД) Астраханской таможни в соответствии с пунктом 2 статьи 325 ТК ЕАЭС запросило акт дополнительного инспекционного контроля ввезенной партии товара по коносаменту от 07.04.2018 № 44332.

Возражая против доводов заявителя, представитель таможенного органа указывает на положения п. 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, согласно которым таможенный орган вправе запрашивать документы, подтверждающие проведение исследований и испытаний образцов ввозимой продукции (протоколы испытаний, акты инспекционного контроля) (пункт 6л Правил оформления сертификата соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза и пункт 5ж Правил оформления декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформлений»; статьи 24 и 25 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; пункт 8.15 ГОСТ Р № 56836-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов».

Из материалов дела усматривается, что отказ в выпуске товара на основании п.п. 7 п. 1 статьи 125 ТК ЕАЭС мотивирован не представлением в таможенный орган акта инспекционного (дополнительного) контроля на данную партию товара.

Должностным лицом таможенного органа рекомендовано получить вышеназванный документ и предъявить его одновременно с подачей новой ДТ.

Акт промежуточного (дополнительного) инспекционного контроля сертифицированной продукции от 04.07.2018 года (т. 1 л.д. 125), решение о подтверждении действия сертификата по результатам дополнительного инспекционного контроля за сертифицированной продукцией № 00163/ГОСТР/РИ/4 от 04.07.2018 года (т. 1 л.д. 123) были представлены в Астраханскую таможню 04.07.2018 года вместе с новой ДТ № 10311010/050718/0020713.

Однако таможенный орган вновь отказал в выпуске товара по причине непредставления акта промежуточного инспекционного контроля по декларируемой партии товара, представление которого таможенный орган рекомендовал при отказе в выпуске товара по ДТ №10311010/080618/0017731.

По мнению должностного лица таможенного органа, заявитель не подтвердил действие сертификата соответствия применительно к декларируемой партии товара.

Проанализировав все доводы таможенного органа, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что при решении вопроса о выпуске товара по ДТ №10311010/080618/0017731, должностным лицом таможенного органа не были указаны все основания для отказа, и не истребованы документы в объеме, позволяющем решить вопрос о выпуске товаров.

В данном случае таможенным органом не доказано, что декларант помимо сертификата соответствия на портландцемент, должен представить в таможенный орган акт дополнительного инспекционного контроля ввезенных образцов товара, необходимых для проведения сертификации.

Помимо указанного, пункт 8.2 названного ГОСТа предусматривает дополнительный инспекционный контроль органом по сертификации сертифицированной продукции, поступившей на территорию Российской Федерации из третьих стран, при помещении продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В свою очередь в силу статьи 204 ТК ТС днем помещения товара под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации на основании договора с

заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов», на который ссылается таможенный орган в обоснование своих требований, в том числе пункт 8.2 ГОСТа, не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации, таможенному органу.

Согласно названному пункту и пункту 8.19 названного ГОСТа соответствующий инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию, в целях принятия решения о подтверждении либо о приостановке и прекращении действия сертификата соответствия.

Таким образом, дополнительный инспекционный контроль органом по сертификации сертифицированной продукции проводится при выпуске товара таможенным органом. Как обоснованно отметил суд первой инстанции, поскольку заявителем обжалуется отказ таможенного органа в выпуске товара, то по делу рассматриваются правоотношения между сторонами спора, возникшие до выпуска товара Астраханской таможней.

В связи с чем, декларант не был обязан представлять таможенному органу протоколы инспекционного контроля товара.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ООО «Монолит-строй» о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации № 10311101/080618/0017731.

Доводы таможенного органа о не соблюдении Обществом ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов», вступившего в законную силу 01.02.2016 года и нарушении Обществом мер технического регулирования судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в соответствии с ГОСТ Р 56835-2016, настоящий стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2019 года № 982. Стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц. Указанный стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом (Решение Верховного суда РФ от 11 августа 2016 года № АКПИ16-560, апелляционное определение Верховного суда РФ от 10 ноября 2016 года № АПЛ16-470).

Доводы таможенного органа относительно отражения в графе 44 ДТ № 10311101/080618/0017731 сведений о сертификате соответствия от 26.01.2017 № POCCIR.AБ51.B00262, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку как следует из представленной в материалы дела декларации № 10311101/080618/0017731 (т. 1 л.д. 9, 60), в том числе представленной таможенным органом, в графе 44 ДТ № 10311101/080618/0017731 указаны сведения о сертификате соответствия № РОСС IR.AB51.B00163 со сроком с 05.10.2017 по 04.10.2018.

            Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Доводы Астраханской таможни не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Астраханской таможни не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 июля 2018 года  по делу № А06-6065/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий                                                                 В.В. Землянникова

Судьи                                                                                                  Ю.А. Комнатная

                                                                                                              С.А. Кузьмичев