ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6118/2023 от 26.02.2024 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело № А06-6118/2023

26 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена  21 февраля 2024 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Пузиной Е.В.,

судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания            Глебовой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 октября 2023 года по делу             № А06-6118/2023

по заявлению Министерства экономического развития Астраханской области (414000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (414056, <...>, Г, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным представления,

заинтересованное лицо: ФИО1 (г. Астрахань),

при участии в судебном заседании представителя Министерства экономического развития Астраханской области – ФИО2, действующего на основании доверенности от 15.01.2024 № 0005, сроком на 1 год, представителя УФК по Астраханской области – ФИО3, дов. от 10.01.203г., ФИО1 лично

                                                                  УСТАНОВИЛ:

            Министерство экономического развития Астраханской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области о признании недействительным представления от 30.05.2023 №25-20-11/2507.

            Решением суда первой инстанции от 19.10.2023 признаны недействительными пункты 1 и 2 представления Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 30.05.2023 №25-20-11/2507. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Управление Федерального казначейства по Астраханской области не согласилось с принятым судебным актом  в части признания недействительными пунктов 1 и 2 представления Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 30.05.2023 №25-20-11/2507 и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорным по п.1 представления является вопрос об отнесении учебных пособий к учебному инвентарю или к расходным материалам. Управление считает, что рабочие тетради и учебные пособия не относятся к инвентарю, в связи с чем, предприниматель обязана возвратить в доход федерального бюджета неиспользованные средства гранта в форме субсидии в сумме  45300,93 руб. По  пункту 2 представления  Министерством не представлено документов, подтверждающих проведение в отношении ИП ФИО4  контроля за  исполнением условий предоставления гранта.

В судебное заседание явились представители Министерства экономического развития Астраханской области, УФК по Астраханской области, ФИО1

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не поступило, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.

Законность решения суда в обжалуемой части проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Астраханской области (далее – УФК по АО) от 12.01.2023 № 11 «О назначении плановой выездной проверки министерства экономического развития Астраханской области» Управлением Федерального казначейства по АО в отношении Министерства экономического развития Астраханской области проведена плановая выездная проверка предоставления и использования субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации министерства (идентификатор контрольного мероприятия 2023-ПВ.002.1002-2500.002).

По результатам проверки УФК составлен акт выездной проверки Министерства экономического развития Астраханской области от 12.04.2023 (далее - акт проверки), содержащий информацию о результатах контрольного мероприятия с указанием выявленных нарушений.

На основании акта проверки УФК в адрес Министерства направлено представление от 30.05.2023 № 25-20-11/2507.

В пункте 1 представления указано, что  Министерством допущено отсутствие контроля за использованием ИП ФИО1 гранта в форме субсидии, субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей (далее - грант) выразившееся в несоблюдении ИП ФИО1 условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.1.6 Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденных приказом Министерства экономического развития России от 26.03.2021 № 142, пунктами 3.3, 3.4, 4.2, 5.3 Порядка, подпунктами 4.3.5, 4.3.18.2 пункта 4.3, подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 соглашения, в части: 1) использования средств гранта не в полном объеме, а именно на приобретение оргтехники, оборудования (инвентарь, мебель), используемого для реализации проекта, израсходовано на 53 777,86 рублей меньше, чем предусмотрено соглашением, за счет средств гранта, источником финансового обеспечения которого является субсидия из федерального бюджета; 2) представления в рамках соглашения недостоверного отчета о расходах, по состоянию на 01.12.2022 (дата представления 14.12.2022), в части завышения сумм по отдельным строкам на 53 777,86 рублей.

Управлением указано на необходимость устранения нарушения – обеспечить возврат в доход федерального бюджета неиспользованных индивидуальным предпринимателем ФИО1 средств гранта в форме субсидии на сумму 45300,93 руб. и принять меры по устранению его причин  условий (разработать план мероприятий по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения).

В пункте 2 Представления указано, что Министерством допущено отсутствие контроля за использованием ИП ФИО4 гранта в форме субсидии, выразившегося в несоблюдении ИП ФИО4 условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.1.8 Требований, пунктами 3.3, 3.4, 5.3 Порядка, подпунктом 4.3.3 пункта 4.3, подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 соглашения ИП ФИО4, в части осуществления грантополучателем деятельности в течение менее 3 лет с даты получения гранта, а именно: прекращения деятельности через 1 год 42 дня после получения гранта.

Управлением указано на необходимость принятия мер по устранению причин и  условий нарушения (разработать план мероприятий по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения).

Министерство экономического развития Астраханской области, не согласившись с данным представлением, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, признавая недействительными пункты  1 и 2 представления, исходил из того, что указанные пункты представления не соответствуют закону и нарушают права Министерства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части, при этом исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 1 представления указано, что  Министерством допущено отсутствие контроля за использованием ИП ФИО1 гранта в форме субсидии, субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей (далее - грант) выразившееся в несоблюдении ИП ФИО1 условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.1.6 Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденных приказом Министерства экономического развития России от 26.03.2021 № 142, пунктами 3.3, 3.4, 4.2, 5.3 Порядка, подпунктами 4.3.5, 4.3.18.2 пункта 4.3, подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 соглашения, в части: 1) использования средств гранта не в полном объеме, а именно на приобретение оргтехники, оборудования (инвентарь, мебель), используемого для реализации проекта, израсходовано на 53 777,86 рублей меньше, чем предусмотрено соглашением, за счет средств гранта, источником финансового обеспечения которого является субсидия из федерального бюджета; 2) представления в рамках соглашения недостоверного отчета о расходах, по состоянию на 01.12.2022 (дата представления 14.12.2022), в части завышения сумм по отдельным строкам на 53 777,86 рублей.

Управлением указано на необходимость устранения нарушения – обеспечить возврат в доход федерального бюджета неиспользованных индивидуальным предпринимателем ФИО1 средств гранта в форме субсидии на сумму 45300,93 руб. и принять меры по устранению его причин  условий (разработать план мероприятий по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения).

Как следует из материалов дела,  постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014г. № 372-П утверждена государственная программа «Экономическое развитие Астраханской области» с целью создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса в Астраханской области, повышения предпринимательской активности и развития малого и среднего предпринимательства.

Одной из форм государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства является финансовая, в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей.

Условия предоставления субсидий субъектам  малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам МСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, определяются Порядком предоставления грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014г. № 372-П.

В соответствии с п. 1.3 Порядка целью предоставления гранта является финансовое обеспечение части затрат субъектов МСП, включенных в реестр социальных предпринимателей, связанных с реализацией нового либо ранее созданного проекта в сфере социального предпринимательства, а также части затрат субъектов МСП, являющихся молодыми предпринимателями, на реализацию проекта в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии пунктом 3.3 Порядка условиями предоставления гранта является использование средств гранта в срок до 1 декабря года, следующего за годом его получения.

Грантополучатель согласно Порядку предоставляют в Министерство итоговый отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются грант и средства софинансирования получателя гранта (далее - отчет о расходах) в срок до 15 декабря года, следующего за годом предоставления гранта. По представленным отчетам министерство в соответствии с требованиями раздела 5 Порядка осуществляет проверку соблюдения грантополучателем условий и порядка предоставления гранта, в том числе в части достижения результатов его предоставления, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области, результаты которой оформляются в виде акта проверки отчета о расходах.

В соответствии  с п. 3.4 Порядка грант предоставляется на основании соглашения о предоставлении гранта, заключенного между грантополучателем и Министерством.

Как следует из  материалов дела, между Министерством экономического развития АО и индивидуальным предпринимателем ФИО1, включенной в реестр социальных предпринимателей, заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области в форме субсидии в соответствии с п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ от 09.12.2021г. №30-2021-04541, согласно которому, ИП ФИО1 предоставлен грант в форме субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (финансовое обеспечение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией бизнес-проекта «Развитие центра общего развития «Ваш гений» (далее – проект в сфере социального предпринимательства).

В рамках указанного соглашения предпринимателю перечислены средства гранта в сумме 500 000 руб.

14.12.2022 индивидуальным предпринимателем ФИО1 в Министерство представлен отчет о расходах.

 При проведении контроля (мониторинга) соблюдения условий и порядка предоставления грантов в отношении ИП ФИО1 Министерством выявлен ряд несоответствий, в том числе, некорректное представление предпринимателем отчета о расходах по состоянию на 01.12.2022, в части неверного отражения сумм расходов по направлениям расходования.

Министерством направлено письмо ИП ФИО1 от 02.02.2023 № 101-03- 10/729 с просьбой представления, в том числе уточняющего отчета о расходах по состоянию на 01.12.2022.

В ответ на запрос Министерства ИП ФИО1 28.02.2023 представлен уточняющий отчет о расходах, согласно которому:

- по направлению расходов «Приобретение оргтехники, оборудования (в том числе инвентаря, мебели), используемого для реализации проекта» сумма составила 485 119,80 рублей;

- по направлению расходов «Ремонт нежилого помещения, находящегося в собственности получателя гранта, включая приобретение строительных материалов, оборудования, необходимого для ремонта помещения, используемого для реализации проекта» сумма составила 516 484,11 рублей.

Министерством проанализирован уточняющий отчет, составлен акт проверки отчета о расходах от 23.03.2023, где установлено следующее.

В рамках направления расходов «Приобретение оргтехники, оборудования (в том числе инвентаря, мебели), используемого для реализации проекта» по договору поставки, заключенному между ООО «ДНС Ритейл» и ИП ФИО1 от 29.11.2022 № Е-00757104, предпринимателем приобретены товары, не соответствующие требованиям пункта 3.1 Порядка на сумму 2 598,00 рублей, а именно: - «чехол-книжка Aceline Origami ORG-040 для 8.7 Samsung Galaxy Tab A7 Lite, ТПУ, ПУ, черный» стоимостью 1 999,00 рублей; - «защитное стекло DF для Samsung Galaxy Tab А7 Lite 8.7, плоское, прозрачное» стоимостью 599,00 рублей.

Данные товары не относятся к вышеуказанному направлению расходов, в связи с чем не были приняты министерством к учету.

Кроме того, по направлению «Приобретение оргтехники, оборудования (в том числе инвентаря, мебели), используемого для реализации проекта» ИП ФИО1 осуществлены расходы не в полном объеме, установленном Соглашением.  Остаток составил 14 880,20 рублей.

Министерством направлено требование ИП ФИО1 от 03.05.2023 № 101-01-10/3338 о возврате средств гранта на сумму 8 739,10 руб. (в том числе за счет субсидии из средств федерального бюджета - 8 476,93 руб., регионального бюджета - 262,17 руб.): - по договору поставки, заключенному между ООО «ДНС Ритейл» и ИП ФИО1 от 29.11.2022 № Е-00757104 ((1 999,00 руб. + 599,00 руб.) / 2=1 299,00 руб.); - в части неиспользованного остатка гранта (14 880,20 руб. / 2= 7 440,10 руб.).

Согласно требованию министерства ИП ФИО1 03.05.2023 осуществлен возврат средств гранта на сумму 8 739,1 руб. (в том числе за счет субсидии из средств федерального бюджета - 8 476,93 руб., регионального бюджета - 262,17 руб.), министерством, в свою очередь, средства в сумме 8 476,93 рублей возвращены в доход федерального бюджета.

Таким образом, Министерством в соответствии с требованиями Порядка проведен контроль за использованием ИП ФИО1 гранта, в связи с чем, доводы Управления являются несостоятельными.

Проверкой установлено, что ИП ФИО1 приобретены учебные пособия по договору от 23.09.2022 № 3, заключенному с ИП ФИО5 на общую сумму 60 000 рублей.                                                                                                                                                                                                  

В соответствии с актом проверки УФК установлено, что часть учебных пособий на сумму 49 904 рублей относится не к инвентарю, как указал в отчете о расходах предприниматель, а к расходным материалам, поэтому не могут быть приняты в качестве расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, поскольку учебные пособия и рабочие тетради не относятся ни к производственному, ни к хозяйственному инвентарю.

УФК по Астраханской области руководствовалось ГОСТ Р 7.0.60-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», утв. Приказом Росстандарта от 18.09.2020г. №655-ст, в соответствии с которым под учебным пособием понимается учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник. Согласно ГОСТ к учебным изданиям относятся учебник, букварь, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, практикум, задачник, учебная программа, учебный комплект. Рабочей тетрадью является учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета, в связи с чем учебные пособия (рабочие тетради), в которых предусмотрено самостоятельное выполнение заданий, по мнению УФК являются расходными материалами, а не инвентарем.

Министерство и предприниматель считают, что законодательно перечень имущества, которое относится к инвентарю или к расходным материалам не установлен. Из инвентарной карточки учета объектов основных средств следует, что  приобретенные по акту приема-передачи от 23.09.2022 к договору от 23.09.2022 № 3, заключенному с ИП ФИО5 на общую сумму 60 000,00 рублей, акту от 24.09.2022 № 1, учебные пособия признаются как учебные пособия со сроком использования 5 лет, данные учебные пособия отнесены к группе «учебный инвентарь».

Таким образом, спорным по данному делу является вопрос об отнесении учебных пособий к учебному инвентарю или к расходным материалам.

Суд первой инстанции согласился с доводами Министерства и предпринимателя.

Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Действующим законодательством перечень имущества, которое относится к инвентарю или к расходным материалам не установлен.

Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н инвентарь и хозяйственные принадлежности, использовать которые организация сможет в течение 12 месяцев или в рамках более длительного обычного операционного цикла, следует учитывать в составе запасов, то есть на счете 10 «Материалы», на одноименном субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

ИП ФИО1 в материалы дела представлены инвентарная карточка учета объектов основных средств, приказ от 10.01.2022 № 1/1 о создании комиссии по поступлению и выбытию товарно-материальных активов, приказ от 23.09.2022 № 10 о создании комиссии о материальных активах, приказ от 23.09.2022 № 10/1 о создании комиссии по поступлению и списанию товарно-материальных активов, приказ от 23.09.2022 № 10/3 об определении категории имущества к типу материальных активов, акт от 24.09.2022 № 1, экспертное решение комиссии по определению категории и установлении срока полезного использования объекта материальных запасов от 24.09.2022, экспертное заключение комиссии, согласно которым материалы (учебные пособия), приобретенные по акту приема-передачи от 23.09.2022 к договору от 23.09.2022 № 3, заключенному с ИП ФИО5 на общую сумму 60 000,00 рублей, акту от 24.09.2022 № 1 признаются как учебное пособие со сроком использования 5 лет, данные учебные пособия отнесены к группе «учебный инвентарь».

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции ИП ФИО1, являющаяся преподавателем в Центре развития, пояснила, что учебные пособия были приобретены ею и отнесены в школьный инвентарь, исходя из системы ГЛАВБУХ, согласно которому, инвентарь со сроком полезного использования 12 месяцев или больше учитывается в составе материалов на счете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» (п. 2 и 4 ПБУ 5/01), при этом,  нигде не указано, что учебные пособия могут числиться как расходный материал, также как нет четкого перечня, что является расходным материалом.

Предприниматель пояснила, что данные учебные пособия по английскому языку: грамматический тренажер, сборник упражнений, сборник грамматических упражнений, рабочая тетрадь к учебному пособию для начинающих были приобретены не по количеству учащихся, а исключительно для педагогов с целью использования их в учебном процессе для отработки с детьми грамматических знаний и для закрепления учебного процесса. Персонально каждому учащемуся данные пособия не выдаются, при этом с целью восполнения пробела в знаниях, закрепления пройденного материала либо для проверки уровня подготовки определенного ребенка для выполнения конкретных заданий предоставляется сборник грамматических упражнений (в оригинале либо путем снятия копии с него) для выполнения в своей рабочей тетради заданного преподавателем раздела.  То есть указанные учебные пособия не предназначены для одноразового использования, а представляют собой библиотечный фонд преподавателя и рассчитаны на многократное применение, в связи с чем,  согласно инвентарной карточке, поставлены на  учет объектов основных средств как учебный инвентарь.

Судом апелляционной инстанции обозревались в судебном заседании учебные пособия - сборники грамматических упражнений, предназначенные для практического применения, и установлено, что сборники представляют собой задания для  учащихся по английскому языку, в них имеются разделы для заполнения, выполнение заданий путем проставления правильного ответа, недостающего слова, перевода и т.д.  

При этом из содержания представленных пособий не усматривается, что указанные сборники тождественны рабочим тетрадям, вследствие чего их необходимо относить исключительно к расходным материалам с ограниченным сроком использования. В учебных пособиях имеются разделы для заполнения, однако выполнение заданий путем проставления правильного ответа, недостающего слова, перевода, возможно и непосредственно в тетради либо на отдельном листе, на ксерокопии страницы из соответствующего Сборника. 

Таким образом, указанные учебные пособия, приобретенные по акту приема-передачи от 23.09.2022 к договору от 23.09.2022 № 3, на общую сумму 60 000,00 рублей,  являются учебными пособиями со сроком использования 5 лет, рассчитаны на многократное применение, в связи с чем, правомерно отнесены предпринимателем к группе «учебный инвентарь».

Согласно п. 26 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» средства обучения и воспитания – это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что ИП ФИО1 учебные пособия по договору от 23.09.2022 № 3, заключенному с ИП ФИО5 правомерно отнесены к направлению «Приобретение оргтехники, оборудования (в том числе инвентаря, мебели), используемого для реализации проекта», отчет о расходах в данной части предпринимателем не завышен, вследствие чего, требование УФК по пункту 1 Представления, связанного с обеспечением возврата в доход федерального бюджета неиспользованных индивидуальным предпринимателем ФИО1 средств гранта в форме субсидии на сумму 45 300 руб. 93 коп.  подлежит признанию недействительным.

Согласно Пункту 2 Представления от 30.05.2023 года №25-20-11/2507 министерством допущено отсутствие контроля за использованием ИП ФИО4 гранта в форме субсидии, выразившегося в несоблюдении ИП ФИО4 условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.1.8 Требований, пунктами 3.3, 3.4, 5.3 Порядка, подпунктом 4.3.3 пункта 4.3, подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 соглашения ИП ФИО4, в части осуществления грантополучателем деятельности в течение менее 3 лет с даты получения гранта, а именно: прекращения деятельности через 1 год 42 дня после получения гранта.

Как следует из материалов дела, 24.11.2021г. между Министерством экономического развития Астраханской области и индивидуальным предпринимателем ФИО4, включенной в реестр социальных предпринимателей,  заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области в форме субсидии в соответствии с п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ  №30-2021-04287,

В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области в форме субсидии в соответствии с п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ от 24.11.2021г. №30-2021-04287, предпринимателю предоставлен грант в форме субсидии (далее – грант) на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (финансовое обеспечение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией бизнес-проекта «Развитие деятельности Школы скорочтения IQ 007» (далее – проект в сфере социального предпринимательства).

Согласно п.2.1 соглашения грант предоставляется в соответствии с ЛБО, доведенными объекту контроля как получателю средств бюджета Астраханской области  на цель, указанную в разделе 1 соглашения,  в размере 236000 руб. в 2021 году.

 Пунктом 4.3.3 Соглашения предусмотрено, что получатель гранта обязан осуществлять деятельность в течение не менее трех лет с даты получения гранта.

В пункте 3.3 Порядка № 372-П одним из условий предоставления гранта является осуществление грантополучателем деятельности в течение не менее трех лет с даты получения гранта.

Как следует из материалов дела,  согласно платежному поручению от 29.11.2021г. Министерством предпринимателю ФИО4 предоставлен грант в размере  236 000 руб., источником которого является субсидия из федерального бюджета в сумме 228 920 руб.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП ФИО4 с 10 января 2023 года не является индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, субъектом малого и среднего предпринимательства Осинняя являлась 1 год 42 дня с даты получения гранта.

В соответствии пунктом 5.4 Постановлением Правительства Астраханской области от 27.08.2021г. №372-П «О предоставлении грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» в случае установления фактов нарушения грантополучателем условий предоставления гранта, установленных настоящим Порядком или соглашением о предоставлении гранта, в том числе указания в документах, представленных грантополучателем, в соответствии с настоящим Порядком, недостоверных сведений, или получения от органа государственного финансового контроля Астраханской области информации о таких фактах, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений (поступления информации о нарушениях) направляет грантополучателю требование об обеспечении возврата гранта в бюджет Астраханской области.

В ходе осуществления Министерством в соответствии с требованием Порядка в отношении ИП ФИО4 контроля (мониторинга) условий и порядка предоставления грантов установлено прекращение деятельности указанного предпринимателя.

19.01.2023 в адрес ИП ФИО4 Министерством направлено требование от № 101-01-10/360 о возврате средств гранта в полном объеме.

По требованию Министерства ИП ФИО4 17.02.2023 осуществлен возврат средств гранта в размере 236 000 рублей (в том числе в федеральный бюджет - 228 920 рублей, региональный бюджет - 7 080 рублей).

Таким образом, Министерством осуществлен возврат средств ИП ФИО4 в доход федерального бюджета. Из-за прекращения предпринимательской деятельности ИП ФИО4 закрыт доступ в ГИИС «Электронный бюджет», где заключалось соглашение с ИП ФИО4, в связи с чем, дополнительное соглашение от 21.03.2023 № 30-2021-04287/2 о расторжении Соглашения заключено министерством в одностороннем порядке, что соответствует подпункту 6.4.1 пункта 6.4 раздела 6 соглашения с ИП ФИО4

Таким образом,  Министерство, установив факт прекращения ФИО4 с 10.01.2023г. деятельности  в качестве ИП, в пределах 10 рабочих дней - 19.01.2023 направило в адрес ИП ФИО4 требование от № 101-01-10/360 о возврате средств гранта в полном объеме.

Доводы Управления о том, что Министерством не представлено документов, подтверждающих проведение в отношении ИП ФИО4  контроля за  исполнением условий предоставления гранта, что меры предприняты Министерством только в ходе проведения Управлением проверки, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные  и  противоречащие материалам дела.

Как следует из материалов дела, приказом Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 12.01.2023 № 11 в отношении Министерства экономического развития Астраханской области» назначена плановая выездная проверка. Проверяемый период 2019-2022гг.

Проверка проводилась в период с 12.01.2023г. по 12.04.2023г.

Согласно выписки из ЕГРИП  ИП ФИО4 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 10.01.2023г.

Согласно пункту 5.4 Порядка № 372-П в случае установления фактов нарушения грантополучателем условий предоставления гранта, установленных настоящим Порядком или соглашением о предоставлении гранта, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений (поступления информации о нарушениях) направляет грантополучателю требование об обеспечении возврата гранта в бюджет Астраханской области.

Министерство, установив факт прекращения ФИО4 с 10.01.2023г. деятельности  в качестве ИП, в пределах 10 рабочих дней - 19.01.2023 направило в адрес ИП ФИО4 требование от № 101-01-10/360 о возврате средств гранта в полном объеме.

Совершение Министерством указанных действий в период начала проверки УФК не свидетельствует о допущенном Министерством нарушении в части отсутствия контроля  за  исполнением условий предоставления гранта, поскольку все меры приняты Министерством в установленные Порядком сроки.

В суде апелляционной инстанции Управление не пояснило, в какой период Министерство обязано было провести указанные мероприятия контроля  за  исполнением условий предоставления гранта, учитывая, что факт прекращения ИП ФИО6  деятельности в качестве  ИП  произошел 10.01.2023г.,  проверка начата 12.01.2023г.

При указанных обстоятельствах, выводы УФК по Астраханской области в части отсутствия контроля со стороны Министерства экономического развития за использованием ИП ФИО4 средств гранта являются ошибочными. Суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии п.2 представления закону и нарушению прав и законных интересов Министерства.

Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что судебный акт в обжалуемой части соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

  Доводы апелляционной жалобы не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда в обжалуемой части.

Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда, апелляционная инстанция считает судебный акт в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 октября 2023 года по делу
№ А06-6118/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий                                                                            Е.В. Пузина

Судьи                                                                                                           М.А. Акимова

В.В. Землянникова