ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6423/20 от 24.12.2020 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-6423/2020

29 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена «24» декабря 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен «29» декабря 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никольского С.В.,

судей Борисовой Т.С., Котляровой А.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» на решение  Арбитражного суда Астраханской области от 26 октября 2020 года по делу № А06-6423/2020 (судья  Егорова Т.В.)

по исковому заявлению публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному бюджетному учреждению Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: муниципальное образование – Харабалинский район в лице администрации муниципального образования «Харабалинский район», субъект Российской Федерации – Астраханская область в лице Агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области, о взыскании 815433,00 руб.,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее – ПАО «АЭСК», истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Государственному бюджетному учреждению Астраханской области «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ» (далее – ГБУ АО «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ», ответчик) о взыскании основного долга за потребленную электрическую энергию за период ноябрь, декабрь 2018 года, январь – декабрь 2019 года, январь – февраль 2020 года в сумме 815 433 руб.

Решением  Арбитражного суда Астраханской области от 26 октября 2020 года с ГБУ АО «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ» в пользу ПАО «АЭСК» взыскан основной долг в сумме 815 433 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 19 309 руб.

Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Истец, в соответствии со статьёй 262 АПК РФ, представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно доводам, которого, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на неё, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, собственником жилого фонта субъектом Российской Федерации - Астраханская область переданы ГБУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» на праве оперативного управления жилые помещения: 17 квартир в 24-х - квартирном доме, расположенному по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали, ул. Аэродромная, дом №10; и 36 квартир в 36- квартирном доме, расположенному по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, 12 квартал, дом №11, право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, 22.12.2014 и 05.02.2015.

ПАО «АЭСК», являясь ресурсоснабжающей организацией, в период ноябрь - декабрь 2018 года, январь – декабрь 2019 года, январь – февраль 2020 года в отсутствии заключённого договора энергоснабжения, осуществило поставку электроэнергии в дома, расположенные по адресу: <...> на сумму 815433,00 руб.

Поскольку ответчик не оплатил образовавшийся долг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался следующим.

В силу ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

По правилам ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).

Положения статьи 157 ЖК РФ предусматривают общее правило определения размера платы за потребляемые коммунальные услуги, а также закрепляют полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Ст. 210 ГК РФ определено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

П. 3 ст. 30 ЖК РФ также установлено, что собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несёт также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ст. 99 ЖК РФ).

Вместе с тем, нормы действующего гражданского законодательства, в частности статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускает возможность возложения обязанности по содержанию имущества собственника, в том числе общего имущества многоквартирного дома на иное лицо посредством заключения соответствующего договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

В ЖК РФ внесен раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Таким образом, договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.

Судами по делам №А06-9958/2018 и №А06-3742/2018 установлено, что многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу <...> являются специализированным жилищным фондом Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела №А06-9958/2018, прокуратурой проведена проверка соблюдения обществом жилищно-коммунального законодательства, в ходе которой установлено, что нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, расположенным по адресам: <...> отказано в заключении договоров энергоснабжения.

Прокуратурой сделан вывод о том, что отказ в заключении договора энергоснабжения с нанимателями помещений по причине отсутствия в многоквартирных домах управляющей компании является незаконным, вынесено представление об устранении выявленных нарушений.

Спорные многоквартирные дома являются специализированным жилищным фоном Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; уполномоченными лицами на распоряжение спорными квартирами (за исключением пяти квартир в доме N 10) в силу закона являются учреждение и агентство; между учреждением и физическими лицами (третьими лицами по делу) заключены договоры найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области для временного проживания (5 лет); управляющая компания в отношении МКД не выбрана, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены; решений об исключении спорных жилых помещений из категории специализированного фонда уполномоченным органом в установленном порядке не принималось, доказательств принятия решений о предоставлении спорных жилых помещений на условиях социального найма не представлено.

С 01.01.2017 договоры энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями не заключены.

Судами сделан вывод о том, что уполномоченные на распоряжение спорными квартирами лица, в отношении спорных жилых помещений специализированного жилищного фонда являются исполнителями коммунальных услуг (поскольку не выбрана управляющая организация), которым наниматели оплачивают потребленные коммунальные ресурсы, а в отношении с обществом - абонентами (покупателями), то есть лицами, обязанными оплатить электроэнергию, поставленную в многоквартирные дома.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что учреждение и агентство, обладающие правами собственников жилых помещений в МКД, в связи с отсутствием управляющей компании, являются исполнителями коммунальных услуг по отношению к нанимателям квартир, а в отношениях с ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" - абонентами (покупателями), то есть, лицами, обязанными оплатить электрическую энергию, поставленную в данные МКД.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2020 требование о признании недействительным представления Прокуратуры Харабалинского района Астраханской области от 17.09.2018 N 7-44-2018 удовлетворено.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2019 государственному бюджетному учреждению Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по делу N А06-3742/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.08.2019 с ГБУ "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" в пользу ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" взыскана задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 414920, 30 руб.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2019 Агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.

Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 5 Постановления от 31.10.1996 № 3, арбитражные суды должны учитывать, что преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу споров.

Доказательств изменения статуса жилого фонда в спорный период в материалы дела не представлено.

Уполномоченными лицами на распоряжение спорными квартирами (за исключением 5 квартир в доме N 10) в силу закона являются ГБУ "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" и Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области. Являясь ресурсоснабжающей организацией, в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, осуществляет поставку электроэнергии в дома по указанным адресам и выставляет ГБУ "Дирекция энергоснабжения и ЖКХ", Агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области счета-фактуры для оплаты.

В соответствии с ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).

В силу п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, в том числе, с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Вместе с тем, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, законодательством не предусмотрены.

В данном случае уполномоченные на распоряжение спорными квартирами лица, в отношении спорных жилых помещений специализированного жилищного фонда, являются исполнителями коммунальных услуг (поскольку не выбрана управляющая организация), которым наниматели оплачивают потребленные коммунальные ресурсы, а в отношении с ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" - абонентами (покупателями), то есть лицами, обязанными оплатить электроэнергию, поставленную в данные многоквартирные дома.

Ответчиком не оспаривается, что в период с 01 января 2017 года, включая исковой период, управляющая компания в отношении спорных многоквартирных домов не была выбрана, договоры энергоснабжения нанимателями жилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией также заключены не были.

П. 2 ст. 163 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом, в котором доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем 50%, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Поскольку способ управления многоквартирным домом муниципальным образованием не выбран, а требования могут быть предъявлены только к собственнику (владельцу на праве оперативного управления) жилых помещений, учитывая, что ответчику принадлежат все энергопринимающие устройства и иное необходимое оборудование, суд полагает, что он является абонентом в фактически сложившихся договорных отношениях.

Пунктом 1.4 устава государственного бюджетного учреждения «Дирекция энергосбереженияи ЖКХ» определено, что бюджетное учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства ЖКХ Астраханской области (отраслевой орган).

Функции учредителя и собственника бюджетного учреждения осуществляют отраслевой орган Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области в соответствии с действующим законодательством РФ и Астраханской области.

Довод ответчика о невозможности заключения договора управления спорными домами противоречит п. 8 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.

Исходя из вышеназванных норм права, с учётом установленных обстоятельств, обязанность по оплате потреблённых нанимателями коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией лежит на ответчике, как уполномоченном, в силу закона, лице на распоряжение спорными квартирами, которому, в свою очередь, наниматели оплачивают потреблённые ими коммунальные ресурсы.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Применяемые в расчете тарифы сторонами не оспариваются.

Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

Как следует из материалов дела, спорные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, о чем представлены акты 26.12.2014, от 16.02.2015.

Расчет требований за спорный период истцом произведен по показаниям общедомовых приборов учета электроэнергии за минусом объема электрической энергии, предъявленного непосредственно собственникам помещений в многоквартирных домах, что соответствует п. 21 (1) Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - V потр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.

В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с пунктами 40, 42 Основных положений характеристики приборов учета являются существенным условием договора.

Однако, технические характеристики (в частности коэффициент трансформации измерительного трансформатора) отражают объективные физические величины, обусловленные конструкцией самого прибора, и не могут зависеть от воли сторон договора.

Как правило, эти сведения указываются в технической документации (паспорте) и (или) на самом измерительном трансформаторе.

Как следует из актов допуска приборов учета в эксплуатацию от 26.12.2014, от 16.02.2015 в спорных многоквартирных домах установлены общедомовые счетчики электрической энергии типа Ц76803В, которые имеют счетный механизм, осуществляющий учет электрической энергии в киловатт – часах, эти показания необходимо умножать на коэффициент трансформации (200/5=4), в связи с чем применение в расчетах коэффициента трансформации тока обусловлено техническими характеристиками приборов учета.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в размере 815 433 руб.

Доводы апеллянта о необоснованном применении в расчете коэффициента трансформации, судом отклоняются.

Согласно п. 1.3 Типовой инструкции по учету электрической энергии при ее производстве, передаче и распределении РД 34.09.101-94, утвержденной Минтопэнерго РФ 02.09.1994 г., при определении количества электроэнергии по показаниям счетчиков учитываются коэффициенты трансформации измерительных трансформаторов.

Все примененные в расчете коэффициенты трансформации соответствуют указанным в актах технической проверки/допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

При вынесении решения судом оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы ответчика проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению как не влияющие на законность и обоснованность решения по делу.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.

          Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 октября 2020 года по делу №А06-6423/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         С.В.  Никольский

Судьи                                                                                                                      Т.С. Борисова

А.Ф. Котлярова