ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6430/2022 от 13.02.2024 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-6430/2022

13 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О. И.,

судей Жаткиной С. А., Заграничного И. М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сариевой Г. У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области и Финансового казначейского управления Администрации г. Астрахани на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2023 года по делу № А06-6430/2022

по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (ОГРН 1203000002182, ИНН 3015116684)

к Администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Финансовое казначейское управление Администрации г. Астрахани, Управление дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Астрахани,

об обязании осуществить возврат денежных средств из бюджета,

при участии в судебном заседании:

- от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области представитель Попова О.Э. по доверенности от 15.12.2023,

- от Финансового казначейского управления Администрации г. Астрахани представитель Абрамян Р.Т. по доверенности от 04.04.2023,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (далее - Министерство, истец) к Администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» (далее - Администрация, ответчик) с исковым заявлением об обязании осуществить возврат из бюджета муниципального образования «Город Астрахань» в бюджет Астраханской области денежных средств в сумме 965 375 руб. 16 коп.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2023 решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу № А06-6430/2022 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.

При новом рассмотрении дела представителем истца в порядке статьи 49 АПК РФ было заявлено ходатайство об изменении предмета исковых требований, согласно которому предметом иска является требование о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 965 375 руб. 16 коп., как меры ответственности за неисполнение ответчиком обязательств, предусмотренных соглашением от 23.09.2021 г.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2023 исковые требования удовлетворены частично: с Администрации МО «Городской округ город Астрахань» в пользу Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области взысканы денежные средства в размере 482 687 руб. 58 коп. (с учетом  применения положений статьи 333 ГК РФ).

В удовлетворении остальной части иска было отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2023 изменить, взыскать с Администрации МО «Городской округ город Астрахань» денежные средства в размере 965 375 руб. 16 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, Финансовое казначейское управление администрации г. Астрахани обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2023 отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 23.09.2021 между Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области и Администрацией МО «Городской округ город Астрахань» заключено Соглашение N 02/ДДХ-2 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Астрахани на реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог местного значения" государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" (далее - Соглашение).

Соглашение заключено в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Астраханской области бюджетам муниципальных образований Астраханской области на реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог местного значения" государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области", утвержденными постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 N 427-П (приложение N 22 к Постановлению).

Согласно пункту 1.1. Соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление в 2021 году бюджету муниципального образования "Город Астрахань" из бюджета Астраханской области иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения (далее - иной межбюджетный трансферт), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств бюджета Астраханской области по кодам бюджетной классификации.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения предоставление иного межбюджетного трансферта должно было осуществляться в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению N 1 к Соглашению.

Разделом 2 Соглашения определено финансовое обеспечение расходных обязательств, на цели которых предоставляется иной межбюджетный трансферт.

В пунктах 2.1, 2.2 Соглашения указаны общий объем и размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета Астраханской области в бюджет муниципального образования "Город Астрахань", установленного на 2021 год в размере 9 653 751 руб. 60 коп.

Разделом 3 Соглашения определены порядок, условия и сроки перечисления иного межбюджетного трансферта.

Согласно пунктам 3.1; 3.2; 3.3 Соглашения, перечисление иного межбюджетного трансферта из бюджета Астраханской области в бюджет МО "Город Астрахань", предоставленного в целях реализации мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог местного значения" государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" осуществляется в установленном порядке на счет, открытый Управлением Федерального казначейства по Астраханской области в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами бюджета муниципального образования на основании заявки на перечисление иных межбюджетных трансфертов муниципального образования, представляемой министерству по форме согласно приложению N 5 к Соглашению.

В названных пунктах также предусмотрено наличие письменного обязательства муниципального образования по возврату средств иного межбюджетного трансферта в размере и в случае, предусмотренных пунктом 17 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Астраханской области бюджетам муниципальных образований Астраханской области на реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог местного значения" государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" (Приложение № 22),  утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 N 427-П (далее – Правила от 07.10.2014 N 427-П (приложение № 22)).

Приложением N 2 к Соглашению определен показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия - количество перекрестков, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на которых нанесена вертикальная и горизонтальная разметка. Плановое значение показателя результативности установлено в размере 20 единиц.

В соответствии с пунктом 4.3 Соглашения Администрация обязалась обеспечивать выполнение условий предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных пунктом 3.2 Соглашения; обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях которых предоставляется указанный иной межбюджетный трансферт в соответствии с приложением N 2.

В пункте 5.1 Соглашения установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 17 Правил от 07.10.2014 N 427-П (приложение № 22) установлено, что в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления иных межбюджетных трансфертов допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, в части достижения показателей результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов, установленных в соглашении, и до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов указанные нарушения не устранены, то до 1 июня года, следующего за годом получения иных межбюджетных трансфертов, из бюджета муниципального образования в бюджет Астраханской области подлежат возврату средства (V возврата) в размере, определяемом по соответствующей формуле.

Управлением дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Астрахани 30.12.2021 в адрес Министерства был направлен документ "Извещение о закрытии расчетов по МВТ с условиями в сумме неиспользованных объемов МВТ, в случае, когда перечисление средств трансферта не осуществлялось (по завершению срока действия соглашения)" N 4, принятый и подписанный Министерством 14.04.2022.

Поскольку показатели результативности в рамках реализации соглашения от 23.09.2021 N 02/ДДХ-2 Администрацией не были достигнуты, Министерство 12.05.2022 уведомило Администрацию о применении мер ответственности в виде возврата в областной бюджет средств в сумме 965 375,16 руб.

Неисполнение Администрацией требований истца послужило основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании с ответчика денежных средств в размере 965 375,16 руб.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 2, 34, 135, 136, 139, 162, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), учитывая, что ответчик не исполнил обязательства, предусмотренные соглашением, а именно: не выполнил мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения, заключающиеся в нанесении вертикальной и горизонтальной разметки на перекрестках, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в количестве 20 ед., пришел к выводу, что требования истца о применении к ответчику ответственности в виде взыскания денежных средств, размер которых определен по формуле, отраженной в пункте 17 Правил от 07.10.2014 N 427-П (приложение № 22), являются законными, соответствующими условиям ГК РФ, указанным Правилам и соглашению от 23.09.2021 г.

При этом учитывая, что соглашение между сторонами было заключено 23.09.2021 г., а обязательства должны были быть исполнены ответчиком до 31.12.2021 г.; а также то, что размер ответственности 965 375,16 руб., составляющий 10% от общего размера межбюджетного трансферта, является высоким и несоразмерным последствиям нарушения обязательства, суд первой инстанции с применением положений статьи 333 ГК РФ снизил размер ответственности на 50% до 482 687,58 руб., который и был удовлетворен судом.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях ответчика вины в ненадлежащем исполнении обязательств, а также с выводом о том, что что, бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном направлении заявки на предоставление межбюджетного трансферта, привело к позднему заключению соглашения и невозможности проведения повторного проведения закупки в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Доводы жалобы Финансового казначейского управления Администрации г. Астрахани об обратном судебной коллегией отклоняются.

Между тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

Как следует из искового заявления, взыскание денежных средств в заявленном размере, как меры ответственности,  обусловлен совершением ответчиком бюджетного нарушения, выразившегося в нарушении условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Астрахани на реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог местного значения" государственной программы "развитие дорожного хозяйства Астраханской области" (неиспользование субсидий в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на соответствующий финансовый год).

         Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства

Из положений статей 1, 2 БК РФ следует, что бюджетные правоотношения, в том числе, по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.

Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Пунктом 3 статьи 139 БК РФ предусмотрено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 139 БК РФ условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Таким образом, положения статьи 139 БК РФ предусматривают следующие существенные условия: - обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; - ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

В соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Астраханской области бюджетам муниципальных образований Астраханской области на реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог местного значения" государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области", утвержденными постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 N 427-П 23.09.2021 между Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области и Администрацией МО «Городской округ город Астрахань» заключено Соглашение N 02/ДДХ-2 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Астрахани на реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог местного значения" государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области".

В разделе N 5 соглашения от 23.09.2021 N 02/ДДХ-2, сторонами в пункте 5.1 соглашения определена ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение  обязанностей по соглашению, а именно - стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако законодательством не предусмотрен такой вид ответственности как штраф за недостижение показателей результативности использования субсидии.

Из анализа иных пунктов соглашения также нельзя сделать вывод, что соглашение предусматривает для сторон такую меру ответственности.

Общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ устанавливаются БК РФ.

Установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения относится к полномочиям Российской Федерации. Субъекты РФ правом устанавливать виды бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения не наделены (статьи 7, 8 БК РФ).

Понятие бюджетного нарушения, а также основания применения бюджетной меры принуждения закреплены в статьях 306.1 и 306.2 БК РФ.

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) при реализации полномочий в рамках государственного финансового контроля, осуществляемого в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством РФ, тогда как в данном случае имело место установление нормативным правовым актом субъекта РФ условий и порядка предоставления субсидии местным бюджетам, в частности механизма ее возвратности, связанное с реализацией главным распорядителем бюджетных средств мер, необходимых для эффективности и результативности использования бюджетных средств, полномочия на которые не входят в систему государственного финансового контроля и осуществляются главными распорядителями бюджетных средств самостоятельно.

Предусмотренный механизм обеспечения достижения получателем субсидии показателей результативности не содержит элементов принудительного исполнения со стороны органов исполнительной власти субъекта и реализуется за пределами решения вопросов о применении (неприменении) бюджетных мер принуждения к получателям субсидии из бюджета субъекта.

В рассматриваемом случае пунктом 17 Правил от 07.10.2014 N 427-П (приложение № 22) определен механизм перерасчета и возврата субсидии, в зависимости от степени достижения ее получателем значений показателей результативности использования субсидии.

Обязательство муниципального образования по возврату средств иного межбюджетного трансферта в размере и в случае, предусмотренных пунктом 17 Правил от 07.10.2014 N 427-П (приложение № 22), предусмотрено и пунктом 3.2 соглашения.

Таким образом, нарушение обязательств получателя субсидии по достижению установленных показателей результативности ее использования влечет меру ответственности, выраженную в форме возврата субсидии в соответствии с расчетной формулой, и не квалифицируется как бюджетное нарушение, поскольку бюджетная мера принуждения подлежит применению только в случае невозвращения субсидии ее получателем по вышеуказанному основанию.

В соответствии с порядком, предусмотренным абзацем первым пункта 5 статьи 242 БК РФ, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента РФ, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

В рассматриваемом случае заявка, предоставление которой предусмотрено пунктом 3.3. соглашения, ответчиком в адрес истца не направлялась; денежные средства в размере, указанном в соглашении, в бюджет муниципального образования не поступали.

30.12.2021 Комитетом дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Астрахани в адрес Министерства был направлен документ «Извещение о закрытии расчетов по МВТ с условиями в сумме неиспользованных объемов МВТ, в случае, когда перечисление средств трансферта не осуществлялось (по завершению срока действия соглашения)» № 4, который был принят Министерством и подписан 14.04.2022.

Следует отметить, что предусмотренный пунктом 17 Правил от 07.10.2014 N 427-П (приложение № 22) механизм возврата субсидии, связанный с реализацией мер, необходимых для эффективности и результативности использования бюджетных средств,  не имеет отношения к порядку возврата субсидии, не использованной по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Данный порядок соотносится с установленными на федеральном уровне общими требованиями, регулирующими предоставление субсидий субъекту Российской Федерации, - Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2014 года N 999.

Пунктом 16 указанных Правил предусмотрено, что если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 настоящих Правил (достижение значения показателей результативности использования субсидии), и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле.

При этом письмом Минфина России и Федерального казначейства от 29.11.2019 г. №№ 02-05-10/93160, 07-04-05/02-25641 разъяснено, что средства, подлежащие возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил не являются штрафами, перечисляются и учитываются как остатки субсидий прошлых лет, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о взыскании с ответчика денежных средств в заявленном истцом размере.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу статьи 270 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2023 года по делу № А06-6430/2022 в части удовлетворения исковых требований Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о взыскании денежных средств в размере 482 687 руб. 58 коп отменить.

В отмененной части в удовлетворении исковых требований  Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2023 года по делу № А06-6430/2022 оставить без изменения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                О. И. Антонова 

Судьи                                                                                                               С. А. Жаткина

                                                                                                                          И. М. Заграничный