ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6884/19 от 25.02.2020 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-6884/2019

28 февраля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2020 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Борисовой Т.С., Котляровой А.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мальцевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело  № А06-6884/2019

по иску муниципального унитарного производственного предприятия «Ахтубинск-Водоканал», (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о взыскании основного долга в размере 12 048, 96 руб. за предоставленные коммунальные услуги за февраль-апрель 2019 г.,

при участии в судебном заседании:

- представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1, по доверенности от 30.12.2019 № 8-131, ФИО2, по доверенности от 30.12.2019 № 8-132,

в отсутствие представителеймуниципального унитарного производственного предприятия «Ахтубинск-Водоканал», извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное производственное предприятие «Ахтубинск-Водоканал» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании долга в размере 12 048, 96 руб. за предоставленные коммунальные услуги за февраль-апрель 2019 г.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17 сентября 2019 года по делу  № А06-6884/2019, принятым в порядке упрощенного производства, с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу муниципального унитарного предприятия «Ахтубинск-Водоканал» (ОГРН <***>; ИНН <***>) взыскана задолженность за представленные коммунальные услуги за февраль-апрель 2019 г. в размере 12 048 руб. 96 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Мотивированный текст решения не  изготовлен.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 5 обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Заявитель жалобы не соглашается с  доказанностью суммы иска, считает, что в связи с отсутствием точки подключения к централизованной системе водоотведения на объектах потребителей:  «ПАО Компания «Сухой» (здание гаража, здание эскадрильи – корпус 40; ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева (здание техническая позиция), АО «ОКБ им. М.П. Симонова (объект 48, объект 48Б), ООО «ТРВ – Ахтубинск» (ПТП – боксы), ООО «Стройсервис» (АБЗ), АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Тропова «(ПТП К-12), АО «ЛИИ им. М.М. Громова»  (служебное помещение (корпус № 41), ЗАО «Газпромнефть-Аэро» (объекты «Служебная зона») на территории военный городок № 1 (Астраханская область, г. Ахтубинск вг. № 1), указанная истцом сумма не может быть принята к учету по оказанным услугам водоотведения холодного водоснабжения.

В обоснование довода ответчиком с апелляционной жалобой представлены: акт № 1018 от 28.02.2019 г., акт № 2173 от 30.04.2019 г., письмо директору МУП «Ахтубинск-Водоканал» №370/у/5/8/7/273 от 28.01.2019г. о составлении акта обследования сетей водоотведения, письмо директору МУП «Ахтубинск-Водоканал» №370/у/5/8/7/573 от 20.02.2019г. о фиксации объектов на наличие сетей водоотведения у сторонних потребителей, письмо директору МУП «Ахтубинск-Водоканал» №370/у/5/8/7/1090 от 20.03.2019г. о направлении акта №1 от 05.03.2019 г. фиксации объектов на наличие подключения к централизованной системе водоотведения, письмо директору МУП «Ахтубинск-Водоканал» №370/у/5/8/7/1824 от 15.05.2019г. о проведении осмотра объектов на наличие подключения к централизованной системе водоотведения, акт от 05.03.2019г. «О проведении обследования и фиксации объектов Министерства обороны, включая объекты сторонних потребителей, на наличие отсутствие подключения к централизованной системе водоотведения, мотивированный отказ (претензия) от 12.03.2019 г. № 370/у/8/5/7/759, мотивированный отказ (претензия) от 15.05.2019 г. № 370/у/8/5/7/1822, платежные поручения № 870386 от 05.04.2019 г., № 137359 от 29.04.2019 г., № 741330 от 31.05.2019.

Аналогичные возражения заявлены ответчиком в суде первой инстанции в отзыве на исковое заявление, указанные документы были представлены суду первой инстанции с отзывом на исковое заявление (л.д. 49-55).

Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска в полном объеме без выяснения обстоятельств, указанных в возражении на иск, представленные ответчиком документы не получили оценку в судебном акте, который, как указано выше, вынесен в виде резолютивной части решения.

Суд без достаточных оснований не перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, в связи с чем суд апелляционной инстанции в силу п. 2 ст. 272.1 АПК РФ, абз. 2 п. 50 Постановления N 10 не имея возможности принять дополнительные доказательства по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и проверить обоснованность доводов апелляционной жалобы, приняв во внимание позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.10.2019 N 305-ЭС19-6611 по делу N А40-96127/2018, определением от 05.12.2019 перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначив дело к рассмотрению в коллегиальном составе судей на 21.01.2020.

Информация о переходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и назначении судебного заседания размещена на сайте Картотеки арбитражных дел в сети Интернет 06.12.2019, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов (л.д. 179).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 21.02.2020 произведена замена судьи  О.А. Дубровиной на судью А.Ф. Котлярову в коллегиальном составе судей для рассмотрения арбитражного дела №  А06-6884/2019.

После замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство производится с самого начала.

В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от муниципального унитарного производственного предприятия «Ахтубинск-Водоканал» поступил отзыв на апелляционную жалобу, предприятие просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации поддержали позицию по делу.

Представители муниципального унитарного производственного предприятия «Ахтубинск-Водоканал» в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении искового заявления судебная коллегия установила следующие обстоятельства.

Между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и МУП «Ахтубинск-Водоканал» заключен контракт на оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению холодного и горячего водоснабжения №411ВК от 30.10.2018 на поставку услуг холодного водоснабжения и водоотведения (том 1 л.д. 17-20).

Согласно п. 1 контракта организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения:

Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очитку и сброс на поля фильтрации, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены  соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Истец исполнил обязательства по государственному контракту №411ВК, предоставив ответчику соответствующие услуги по водоснабжению и водоотведению в период февраль-апрель 2019 г.

Ответчиком оплата услуг по водоснабжению и водоотведению в спорный период произведена не в полном объеме.

Истец направил ответчику акт оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению №1018 за февраль месяц 2019 и счет-фактуру от 28.02.2019 №1018 на сумму 3 380 721,28 руб. Данный акт подписан ответчиком с разногласиями: акт был принят в неоспариваемой части на сумму 3 378 886 руб. в объеме 51954 м3 водоснабжение и 51 855,57 м3 водоотведение. Акт был не принят в оспариваемой части на сумму 1834,73 руб. в объеме 67 м3 водоотведение. 12.03.2019 в адрес истца была направлен мотивируемый отказ (претензия).

20.03.2019 в адрес истца было направлено письмо с просьбой представить корректировочный акт по не принятым объемам ЖЭ(К)0 №5 за январь-февраль 2019, также был направлен оригинал акта о проведении обследования и фиксации объектов Министерства обороны, включая объекты сторонних потребителей, на наличие отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения №1 от 05.03.2019 (том 1 л.д. 99).

Истец направил ответчику акт оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению от 30.04.2019 №2173 за апрель месяц 2019 и счет-фактуру от 30.04.2019 № 2173 на сумму 5 201 842,87 руб. Данный акт подписан ответчиком с разногласиями: акт был принят в неоспариваемой части на сумму 5 189 793 руб. в объеме 79913 м3 водоснабжение и 79490 м3 водоотведение. Акт не принят в оспариваемой части на сумму 12 048,96 руб. в объеме 440 м3 водоотведение (том 1 л.д. 32).

15.05.2019 ответчиком в адрес истца направлен мотивируемый отказ (претензия) (том 1 л.д. 97), в котором ответчик указывает, что услуги по водоотведению на сумму 12 048,96 руб. в объеме 440 м3 не могут быть приняты  в связи с отсутствием точки подключения к централизованной системе водоотведения на объектах потребителей «ПАО Компания «Сухой» (здание гаража, здание эскадрильи (корпус № 40)), ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева (здание техническая позиция), АО «ОКБ им.М.П. Симонова» (Объект 48, Объект 48 Б), ООО «ТРВ -Ахтубинск» (ПТП(боксы), ООО «Стройсервис» (АБЗ), АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Тропова» (ПТП К-12), АО «ЛИИ им.М.М. Громова» (Служебное помещение (корпус №41)) ЗАО «Газпромнефть -Аэро» (объект «Служебная Зона» на территории объекта военный городок № 1 (Астраханская, г. Ахтубинск вг№1). Субабонентам не выставлялись счета по водоотведению, что подтверждается срочными донесениями субабанентов (том 2 л.д. 25-37).

Данный факт зафиксирован актом №1 от 05.03.2019 о проведении обследования и фиксации объектов Министерства обороны, включая объекты сторонних потребителей, на наличие отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения (том 1 л.д. 99).

Представители МУП «Ахтубинск-Водоканал» по извещению № 370/У/5/8/7/573 от 20.02.2019 (том 1 л.д. 132) не явились на проведение обследования объектов на территории военного городка № 1 («Служебная зона»).

07.06.2019 истец направил ответчику претензию с требованием об оплате задолженности за услуги по водоотведению на сумму 12 048,96 руб. в объеме 440 м3. (том 1 л.д. 39-41).

Неисполнение требования претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Централизованная система водоотведения (канализация) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Объект централизованной системы водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения.

Организация, осуществляющая водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Статьей 7 Федерального закона №  416-ФЗ установлены общие правила осуществления водоотведения с использованием централизованных систем водоотведения, что предусматривает заключение соответствующих договоров.

В силу пункта 5 названной статьи абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения, абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (п. 7 ст. 7 Федерального закона №  416-ФЗ).

 Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №  416-ФЗ предусмотрено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (пункт 2 статьи 14 Федерального закона №  416-ФЗ).

Из указанных положений Федерального закона №  416-ФЗ следует, что при отсутствии подключения объекта абонента к централизованной системе водоотведения, абонент вправе заключить договор возмездного оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов с гарантирующей организацией либо с организацией, оказывающей такие услуги, которая, в свою очередь, обязана заключить договор водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (предполагающий очистку таких отходов).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.09.2009 № 3409/10, лицо, получающее в соответствии с договором питьевую воду из горводопровода и сбрасывающее сточные воды в горканализацию, несмотря на отсутствие непосредственного присоединения к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства должно быть признано его фактическим абонентом, пока не доказано, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались ответчику иными, отличными от водоканала организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 суд обязал муниципальное унитарное производственное предприятие «Ахтубинск-Водоканал» и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации представить в суд апелляционной инстанции в срок до 11 февраля 2020 года акт совместного обследования и фиксации объектов Министерства обороны, находящихся в служебной зоне: ПАО Компания «Сухой» (здание гаража, здание эскадрильи (корпус № 40)), ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева (здание техническая позиция), АО «ОКБ им. М.П. Симонова (объект 48, объект 48 б), ООО ТРВ-Ахтубинск (ПТП боксы)), ООО «Стройсервис» (АБЗ), АО ГосМКБ «Вымпел» им. И..И. Торопова (ПТП К-12), АО «Лии им. М.М. Громова (служебное помещение (корпус № 411)), ЗАО «Газпромнефть-Аэро».

11.02.2020 от Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5 поступило ходатайство о приобщении к материалам дела акта от 04.02.2020 о проведении обследования и фиксации объектов сторонних потребителей на наличие отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения ЖКС №5 филиала ФГБУ «ЦКЖУ» Министерства обороны Российской Федерации на территории войсковой части №15650, военного городка №1, Астраханской области, г. Ахтубинск (том 2 л.д. 1-2).

Согласно акту от 04.02.2020 (том 2 л.д. 18) спорные объекты Министерства обороны, находящиеся в служебной зоне: ПАО Компания «Сухой» ОКБ «Сухого» (здание гаража, здание эскадрильи (корпус № 40)), ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева (здание техническая позиция), АО «ОКБ им. М.П. Симонова (объект 48, объект 48 б), ООО ТРВ-Ахтубинск (ПТП боксы)), ООО «Стройсервис» (АБЗ), АО ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова (ПТП К-12), АО «Лии им. М.М. Громова (служебное помещение (корпус № 41)), ЗАО «Газпромнефть-Аэро» (Склад ГСМ) не подключены к централизованной системе водоотведения и оборудованы выгребной ямой (септиком).

Исходя из вышеназванных норм права и фактических обстоятельств дела следует, что при отсутствии подключения к централизованной системе водоотведения ответчик должен заключить договор на вывоз жидких бытовых отходов из септика с истцом, либо с иной организацией, которая, в свою очередь, заключает договор водоотведения с истцом или другой организацией.

Представителями МУП «Ахтубинск-Водоканал» акт от 04.02.2020 подписан с приложением особого мнения (том 2 л.д. 19).

Согласно особому мнению МУП «Ахтубинск-Водоканал» к акту совместного обследования и фиксации объектов Министерства обороны Российской Федерации, при обследовании установлено, что выгребные ямы, по словам некоторых представителей обследуемых объектов, герметичны и существует возможность производить откачку из выгребных ям стоков с последующим сливом в самотечную централизованную систему водоотведения, эксплуатируемую ЖКС № 5 ФГБУ «ЦЖКУ».

Также установлено, что на объекте ЗАО «Газпромнефть-Аэро» присутствует выгребная яма, но при этом заключен договор с ЖСК № 5 ФГБУ «ЦЖКУ» на водоотведение. Существуют ли такие же договоры с другими организациями, специалистам МУП «Ахтубинск-Водоканал» установить не удалось.

Суд обязывал ответчика представить договоры на вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям. ЖКС № 5 ФГБУ «ЦЖКУ» представило договор холодного водоснабжения и водоотведения №ФА18/034/ 09-05-30-02-46 от 06.04.2018, заключенный с ЗАО «Газпромнефть-Аэро» (том 2 л.д. 13-17).

В пояснении на особое мнение ЖКС № 5 ФГБУ «ЦЖКУ» указало, что потребители не осуществляют сброс в самотечную централизованную систему водоотведения ЖКС №5 в связи использованием септиков, кроме ЗАО «Газпромнефть-Аэро» из-за маленького объема выгребной ямы (том 2 л.д. 20).

ЗАО «Газпромнефть-Аэро» осуществляет сброс стоков в централизованную систему водоотведения, эксплуатируемую ЖКС №5 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения №ФА18/034/ 09-05-30-02-46 от 06.04.2018 (том 2 л.д. 13-17)  самовывозом, не под контролем ПУ №5/3 ЖКС №5 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС в соответствии со справкой приема сточных вод. Объемы сброса сточных вод фиксируется операторами канализационной насосной станции ПУ №5/3 ЖКС №5 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС и оплачивается ЗАО «Газпромнефть-Аэро».

В спорный, не принятый объем по делу № А06-6884/2019, объемы ЗАО «Газпромнефть-Аэро» не вошли, так как они приняты и оплачены ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что при отсутствии подключения спорных объектов к централизованной системе водоотведения и наличии выгребных ям, у ответчика имеется возможность производить откачку из выгребных ям стоков с последующим сливом в самотечную централизованную систему водоотведения. Поскольку доказательств заключения ответчиком договоров на вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям с истцом либо с иной организацией, не представлено, судебная коллегия полагает, что у ответчика имеется обязанность по оплате истцу услуг по водоотведению в отношении спорных объектов. 

Таким образом,  МУП «Ахтубинск-Водоканал» несмотря на отсутствие непосредственного присоединения к централизованной системе водоотведения, оказывает ответчику услуги по водоотведению.

Следовательно, пока не доказано, что в исковой период услуги по водоотведению оказывались ответчику иной организацией водопроводно-канализационного хозяйства, суд апелляционной инстанции полагает, что  ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является фактическим абонентом МУП «Ахтубинск-Водоканал».

В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно п. 7 контракта на оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению холодного и горячего водоснабжения №411ВК от 30.10.2018 оплата по настоящему контракту осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен.

Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 19.12.2018 N 125 «О внесении изменения в постановление службы по тарифам Астраханской области от 07.12.2016 N 173» установлены следующие тарифы на водоотведение: с 01.01.2019 до 30.06.2019 в размере 22,82 руб./куб.м.

Истцом представлен расчет заявленных исковых требований с учетом применения тарифа, установленного постановлением службы по тарифам Астраханской области от 19.12.2018 N 125, в соответствии с которым стоимость услуг водоотведения по государственному контракту №411ВК за февраль - апрель 2019 года с учетом НДС составила 12 048 руб. 96 коп., в том числе водоотведение за апрель 2019 года – 6 891 руб. 64 коп., водоотведение за апрель 2019 года, довыставлено за февраль – март 2019 года по служебной зоне – 3 149 руб. 16 коп. (том 1 л.д. 33).

При этом при определении объёма оказанных услуг при исчислении размера задолженности по государственному контракту №411ВК, истец обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 11 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

В соответствии с пунктом 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776).

Коммерческий учет воды и сточных вод согласно пункту 3 Правил № 776, осуществляется путем измерения количества воды и (или) сточных вод приборами учета воды, сточных вод или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ.

Пункт 10 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ устанавливает, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в том числе при отсутствии прибора учета или его неисправности.

Согласно пункту 23 Правил № 776 при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

Аналогичное условие содержится в п. 22 государственного контракта №411ВК: в случае отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объёмы считаются равными объёмам воды, полученной абонентами и его субабонентами из всех источников водоснабжения.

Объем оказанной услуги по водоотведению, который определен истцом ко взысканию с ответчика, соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Контррасчет суммы долга со ссылками на нормы права и соответствующие доказательства ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил, в просительной части апелляционной жалобы её податель просит отменить судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

При таких обстоятельствах, поскольку сам факт оказания истцом услуг по водоотведению в исковом периоде подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком, объем оказанной услуги в количественном и стоимостном выражении не оспорен, доказательства оплаты за оказанные услуги в материалах дела отсутствуют, суд пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований муниципального унитарного предприятия «Ахтубинск-Водоканал» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5 о взыскании задолженности за представленные коммунальные услуги по водоотведению за февраль-апрель 2019г. в размере 12 048 руб. 96 коп.

Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы о судебных расходах решаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче искового заявления МУП «Ахтубинск-Водоканал» оплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. (том 1 л.д. 11).

В связи с удовлетворением исковых требований, судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в порядке статьи 110 АПК РФ  суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5 в соответствии со статьей 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, судебной коллегией не разрешается.

Согласно абз. 2 ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 167, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решениеАрбитражного суда Астраханской области от 17 сентября 2019 года по делу № А06-6884/2019 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу муниципального унитарного предприятия «Ахтубинск-Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) задолженность за представленные коммунальные услуги за февраль-апрель 2019г. в размере 12 048 руб. 96 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 руб.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.Г. Цуцкова

Судьи:                                                                                                              Т.С. Борисова

 А.Ф. Котлярова