ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6975/18 от 04.06.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-6975/2018

05 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена                             «04» июня 2019 года

Полный текст постановления изготовлен                                      «05» июня 2019 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,

судей Дубровиной О.А., Никольского С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» на решение  Арбитражного суда Астраханской области от 04 марта 2019 года по делу № А06-6975/2018 (судья Чижова С.Ю.)  по исковому заявлению Публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью правляющей компании «Жилбэст» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности в сумме 1 040 809 руб. 39 коп.,

третьи лица – ООО «Расчетный центр Астрахани», ПАО «МРСК Юга»,

без участия представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

            Публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» обратилось в суд к Обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании «Жилбэст» с иском о взыскании задолженности в сумме 1 024 748 руб. 12 коп.

            В процессе рассмотрения спора истец уменьшил исковые требования до 1 040 809 руб.39 коп., в связи с корректировкой расчета (расчет л.д.114-170 т.5).

            В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшение исковых требований принято судом.

            В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Расчетный центр Астрахани», Публичное акционерное общество «МРСК Юга»

            Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 марта 2019 года с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «Жилбэст» в пользу Публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» основной долг в сумме 676 261 руб. 66 коп., судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 15 209 руб. В остальной части иска отказано.

      Публичному акционерному обществу «Астраханская энергосбытовая компания» из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 1592 руб., перечисленную по платежному поручению № 4564 от 01.06.2018 г.

            Не согласившись с принятым судебным актом, публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания»  обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объёме.

  В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что законодательство не содержит запрета на установку общедомового прибора учёта вне многоквартирного дома.

   Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.

      Как следует из материалов дела, и правильно установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилбэст» осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <...> многоквартирным домом № 4 по ул. Латышева- до 31.07.2017 г.

            ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило в адрес ООО УК «Жилбэст» претензии требованием оплаты потребленной электрической энергии на общедомовые нужды за февраль-декабрь 2017 г.

            Неисполнение ответчиком, требований изложенных в указанных претензиях, явилось основанием обращения истца в суд с иском.

            Согласно доводов искового заявления, ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» в период февраль-декабрь 2017 года отпустило ООО УК «Жилбэст» электрическую энергию на содержание мест общего пользования, с учетом уточнений, на общую сумму 1 040 809 руб.39 коп.

           Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления, как управление управляющей организацией.

            При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

            Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к отношениям, связанным со снабжением электрической энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

            В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

            В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 9, 10 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 и представленным в материалы дела документов следует, что ООО УК «Жилбэст» является исполнителем коммунальных услуг в спорный период в многоквартирных жилых домах по адресам: .Астрахань, ул. Савушкина, <...>

            Вместе с тем, как следует из протокола № 1 от 01.08.2017 г. общего собрания в форме очного голосования собственников по многоквартирному дому № 4 по ул. Латышева, собственниками избрана другая обслуживающая организация ООО «Инициатива».

            В соответствии с актом приема-передачи от 01.08.2017 г. ООО УК «Жилбэст» передало ООО «Инициатива» документы, связанные с управлением многоквартирным домом № 4 по ул. Латышева.

         В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.

            Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.

            Как следует из вышеприведенных обстоятельств, в связи с решением собственников общего собрания об избрании другой обслуживающей организации, ООО УК «Жилбэст» прекратило осуществлять управление многоквартирным домом № 4 по ул. Латышева с 01.08.2019 г., передав новой управляющей компании документы, связанные с управлением домом.

            Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.1998 №30, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.

            Пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

            «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 установлен порядок взаимоотношений между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирные жилые дома энергоресурсов.

            Пунктом 21(1) Правил №124 определено, что при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:

            а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0;

            в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vн одн, где - Vн одн определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, как объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

            Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 21.04.2016 г. № 8-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Астраханской области» установлены следующие нормативы:

            -многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения – 2,3 кВт.ч./1 кв.м.,

            -многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения – 2,3 кВт.ч./1 кв.м.

            Постановлением Минстроя Астраханской области от 30.05.2017 №16 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей вод и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области» установлены следующие нормативы:

            - многоквартирные дома, не оборудованные лифтами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения – 0,37 кВт.ч./1 кв.м.,

            -многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения – 1,94 кВт.ч./1 кв.м.

            В соответствии с п.п. «ж» п.22 Правил №124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

            Перечень помещений, входящих в состав общего имущества, площади которых применяются при расчете платы за коммунальные услуги на общедомовое потребление, определен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это площади помещений: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома).

            Поскольку многоквартирные дома по ул. Латышева д. 4 и ул. Куликова д. 13 к. 3 не оборудованы общедомовыми приборами учета, расчет объема потребления электроэнергии произведен истцом по нормативу потребления электроэнергии:

            по ул. Латышева д. 4 на сумму 4 833 руб. 05 коп. за период с февраля 2017 г. по декабрь 2017 г.

            по ул. Куликова д. 13 к. 3 на сумму 13 755 руб. 49 коп. за период с февраля 2017 г. по декабрь 2017 г.

            Ответчик признает исковые требования в сумме 13 755 руб. 49 коп. за период с февраля 2017 г. по декабрь 2017 г. за электроэнергию потребленную на общедомовые нужды по ул. Куликова д. 13 к. 3. ; а также в части начислений по многоквартирному дому ул. Латышева д. 4 за период с февраля 2017 г. по июль 2017 г. на сумму 3 806 руб. 15 коп.

            В соответствии с частью 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.

            Как следует из вышеприведенных обстоятельств, ответчик прекратил управление многоквартирным жилым домом № 4 по ул. Латышева с августа 2017 г., в связи избранием другой управляющей компании.

            Таким образом, суд первой инстанции, обоснованно признает правильным контррасчет ответчика за период с февраля 2017 г. по июль 2017 г. на сумму 3 806 руб. 15 коп. и принимает признание исковых требований в этой части.

            Рассматривая исковые требования в части взыскания стоимости электроэнергии в сумме 494 449 руб. 36 коп. на общедомовые нужды по многоквартирному дому № 2 по ул. Савушкина, суд первой инстанции пришел к следующим верным выводам.

            Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила №491).

            В силу п. 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

            По смыслу названной правовой нормы общедомовой прибор учета, предназначенный для определения объема отпущенной в многоквартирный дом электроэнергии, устанавливается на границе сетей на вводе в дом - внешней границе стены многоквартирного дома.

            Как следует из актов контрольного снятия показаний расчетного прибора учета и акта допуска прибора учета в эксплуатацию, прибор учета ЦЭ6803В расположен в ТП 1482. Представленный истцом расчет задолженности ответчика за поставленную электроэнергию по дому № 2 ул. Савушкина в спорный период произведен на основании показаний прибора учета, установленного сетевой организацией не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей - внешней стене дома, а в трансформаторной подстанции, что сторонами не оспаривается.

            Соглашения между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией об установлении границы эксплуатационной ответственности, отличной от той, которая установлена Правилами № 491, не заключалось. Доказательств отсутствия технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) материалы дела не содержат.

            Учитывая, что доказательства, подтверждающие согласование установки общедомового прибора учета не на границе балансовой принадлежности для учета электрической энергии, поступающей в многоквартирный жилой дом, отсутствуют, указанный прибор учета, находящийся вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности, как правильно установил суд первой инстанции, не может быть принят в качестве расчетного для определения отпущенной электроэнергии, поскольку указанный прибор учета не является общедомовым.

            Показания прибора учета, установленного в ТП-1482, нельзя считать достоверными, поскольку они учитывают потери в сетях, не принадлежащих собственникам многоквартирных домов. Решение об оплате таких потерь собственники многоквартирных домов не принимали.

            Следовательно, объем электроэнергии на общедомовые нужды по многоквартирному дому № 2 ул.Савушкина подлежит расчету исходя из нормативов потребления коммунального ресурса- 2,3/ 1,94 кВт.ч/1 кв.м., установленных в соответствующие периоды. Ответчиком представлен контррасчет на сумму 144 807 руб. 68 коп., исходя из установленных нормативов, площади нежилых помещений – 955, 1 кв.м., которая подтверждается техническим паспортом и применением повышающего коэффициента-1,5.

            Судом первой инстанции проверен вышеуказанный расчет и обоснованно признан верным.

            Ответчик признал исковые требования на сумму 144 807 руб. 68 коп. как стоимость электроэнергии на общедомовые нужды по многоквартирному дому № 2 ул.Савушкина, признание иска в этой части принимается судом.

            По многоквартирному дому № 1 к. 4 по ул. Белгородская истец производил расчет объема электроэнергии исходя из показаний общедомовых приборов учета, предоставленных ООО ПКФ «Астрим» за вычетом показаний приборов учета, предоставленных непосредственно гражданами-потребителями в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» по лицевым счетам. Объем потребления электроэнергии по расчету истца составил:

            февраль 2017 г.: 56 583, 2 кВт.(по общедомовым приборам учета) - 18 233, 69 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 18 233, 69 кВт. х 3,04 руб. = 55 430, 42 руб.

            март 2017 г.: 38 376, 80 кВт.(по общедомовым приборам учета) - 31998, 59 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 6 378, 20 кВт. х 3,04 руб. = 19 383,73 руб.

            апрель 2017 г.: 44 040 кВт.(по общедомовым приборам учета) – 27 825,744 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 16 214,256 кВт. х 3,04 руб. = 70 369, 89 руб.

            май 2017 г.: 42 380 кВт.(по общедомовым приборам учета) – 30 212,56 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 12 167,44 кВт. х 3,04 руб. = 36 989, 02 руб.

           июнь 2017 г.: 0 кВт.

            июль 2017 г.: 69300 кВт.(по общедомовым приборам учета) – 36 206,187 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 33 093, 813 кВт. х 3,04 руб. = 104 907,39 руб.

            август 2017 г.: 63 880 кВт.(по общедомовым приборам учета) – 36 332,24 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 27 547,76 кВт. х 3,17 руб. = 87 326, 4 руб.

            сентябрь 2017 г.: 51 020 кВт.(по общедомовым приборам учета) – 47 251,58 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 3 768, 418 кВт. х 3,17 руб. = 11 945, 89 руб.

            октябрь 2017 г.: 56 860 кВт.(по общедомовым приборам учета) – 32 701, 282 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 24 158, 718 кВт. х 3,17 руб. = 76 583, 14 руб.

            ноябрь 2017 г.: с учетом устных уточнений 44 580 кВт.(по общедомовым приборам учета) – 38 262,59 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 6 317, 4 кВт. х 3,17 руб. = 20 026, 17 руб.

            декабрь 2017 г.: 52 079,98 кВт.(по общедомовым приборам учета) – 37 946,4 кВт. (по индивидуальным приборам учета предоставленных гражданами) = 14 133, 587 х 3,17 руб. = 44 803, 47 руб.

            Ответчик не согласен с представленным истцом расчетом, указав, что в многоквартирном доме № 1 к. 4 по ул. Белгородская установлены 12 приборов учета, предназначенные для общего учета потребления индивидуальных приборов учета (поквартирное), для учета потребления электроэнергии на освещение мест общего пользования и учета электроэнергии для работы лифтов.

            Кроме того, ответчиком выявлены несоответствие объема электроэнергии по общедомовому потреблению указанному истцом в расчете фактическим показаниям приборам учета указанным в срочных донесениях.

            Ответчиком представлен контррасчет на сумму 181 847, 4 руб., исходя из объема электроэнергии по общедомовым приборам учета (прибор учета на места общего пользования прибор учета на лифты+ прибор, учитываемый общее потребление в квартирах) за вычетом объема электроэнергии по прибору, учитывающего общее потребление в квартирах: февраль 2017 г.: 52020 кВт. - 46290 кВт. = 5730 кВт. х 3,04 руб. = 17 419, 20 руб. март 2017 г.: 42940 кВт. - 34000 кВт. = 8940 кВт. х 3,04 руб. = 27 177,6 руб.; апрель 2017 г.: 44 040 кВт. – 39160 кВт. = 4880 кВт. х 3,04 руб. = 14 835,2 руб.; май 2017 г.: 42 380 кВт. – 37 240 кВт.= 5140 кВт.х 3,04 руб. = 15 625,6 руб.; июнь 2017 г.: 45060 кВт.- 42320 кВт.=2740 кВт. х 3,04 руб. = 8 329,6 руб.;  июль 2017 г.: 70040 кВт. – 65 440 кВт. = 4600 кВт. х 3,17 руб. = 14582 руб.; август 2017 г.: 65440 кВт. – 60680 кВт.= 4760 кВт. х 3,17 руб. =15089, 2 руб.; сентябрь 2017 г.: 49460 кВт. – 44360 кВт. = 5100 кВт. х 3,17 руб. = 16 167 руб.; октябрь 2017 г.: 56 860 кВт.- 51 680 кВт. = 5180. х 3,17 руб. = 16420, 6 руб.; ноябрь 2017 г.: 44580 кВт. – 39 240 кВт. = 5340 кВт. х 3,17 руб. =16 927, 8 руб.; декабрь 2017 г.: 52 080 кВт.– 46000 кВт.= 6080х 3,17 руб. =19 273,6 руб.

            Указанный объем потребления электроэнергии на общедомоые нужды признается ответчиком.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») утверждены Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии (далее - Правила).

            Согласно п. 148 Правил, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), имеющий намерение установить в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, либо заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения, или сетевую организацию, владеющую на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующую бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства.

            Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

            В соответствии с п. 150 Правил, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.

            Как следует из материалов дела, согласно акту от 07.11.2013 г. по адресу: ул. Белгородская д. 1 к. 4 произведен допуск общедомовых приборов учета: ЦЭ 6803 ВМ № 009072033000017; ЦЭ 6803 ВМ № 009072032003599; ЦЭ 6803 ВМ № 009072036005205; ЦЭ 6803 ВМ № 009072031011510; ЦЭ 6803 ВМ № 0747777801717752; ЦЭ 6803 ВМ № 0747770903260224; ЦЭ 6803 ВМ № 0747770801721803; ЦЭ 6803 ВМ № 0747770801130896; ЦЭ 6803 ВМ № 0747770801720820; ЦЭ 6803 ВМ № 0747770801716489; ЦЭ 6803 ВМ № 0747770801415887; ЦЭ 6803 ВМ № 0747770801416993(л.д.94-108). В соответствии с актом от 14.02.2014 г. установлен прибор учета ЦЭ 6803 ВМ № 009072062007451 взамен прибора учета № 009072033000017

            Указанные приборы учета установлены на узлах учета и распределения электроэнергии в ВРУ 1, ВРУ 2, ВРУ 3, расположенных в многоквартирном доме и приняты к расчетным в качестве общедомовых приборов учета.

            Таким образом, доводы ответчика о том, что одни из приборов учета учитывают только потребление в жилых квартирах и индивидуальное потребление необходимо рассчитывать по их показаниям являются необоснованным не соответствуют порядку расчета установленного Правилами №124.

            Объем потребленной электроэнергии, который был выставлен ПАО «АЭСК» к оплате ответчику, определен исходя из показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, показаний приборов учета, предоставленных непосредственно гражданами-потребителями в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания». Поквартирные показания определены основываясь на информации предоставленной непосредственно гражданами-потребителями в ПАО «АЭСК» по лицевым счетам.

           Вместе с тем, указанный в расчете объем электроэнергии по общедомовым приборам учета за февраль 2017 г. (56583, 2 кВт.) не соответствуют фактическим показаниям приборов учета указанного в срочном донесении (52020 кВт.), что привело к завышению объема электроэнергии рассчитанной на общедомовые нужды. Остальные несоответствия не привели к завышению объемов и признаются ответчиком.

            При перерасчете объем электроэнергии на общедомовые нужды за февраль 2017г. составляет: 52020 кВт. – 38 349, 50 кВт. = 13670,493 кВт. х 3,04 руб. =41558, 29 руб.

            Всего стоимость электроэнергии на общедомовые нужды по многоквартирному дому ул. Белгородская д. 1 к. 4 за период с февраля 2017 г. по декабрь 2017 г. – 513 893 руб. 39 коп.

            Ответчик свои обязательства по оплате приобретенной электрической энергии не исполнил, доказательств оплаты задолженности не представил.

            Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

            На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений.

            Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, с учетом перерасчета, в сумме 676 261 руб. 66 коп., из которых:

по ул. Латышева д. 4- 3 806, 15 руб. за период с февраля 2017 г. по июль 2017 г.

по ул. Куликова д. 13 к. 3 -13 755 руб. 49 коп. за период с февраля 2017 г. по декабрь 2017 г.

по ул. Савушкина, д. 2- 144 807 руб. 63 коп. за период с февраля 2017 г. по декабрь 2017 г.

по ул. Белгородская д. 1 к. 4– 513 893 руб. 39 коп. за период с февраля 2017 г. по декабрь 2017 г.

   Доводы апелляционной жалобы, что законодательство не содержит запрета на установку общедомового прибора учёта вне многоквартирного дома, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.

            Местом исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемым для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, является точка поставки, которая по общему правилу располагается в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (пункт 2 Основных положений; пункт 2 Правил № 861).

            Объем услуг определяется объемом фактического потребления электроэнергии и мощности, то есть объемом полезного отпуска (подпункт «а» пункта 15, пункт 15 (1) Правил № 861).

            Особенности определения величины полезного отпуска в отношении многоквартирных домов установлены законодательством об электроэнергетике и жилищным законодательством.

            Так, в соответствии с пунктом 184 Основных положений определение объемов потребления электроэнергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

            Определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.

            Внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

            Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и исходя из акта разграничения ОДПУ электроэнергии должен быть установлен на вводе в многоквартирный дом.

            Доказательств принятия собственником имущества иных решений, согласования с ним другого места расположения прибора учета, не представлено.

            Более того, установка одного коллективного (общедомового) прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов законом не предусмотрена.

            Таким образом, включение в договор точки поставки энергии в МКД с установкой одного ОДПУ на множество домов противоречит закону и не может служить основанием для определения объема потребления по этому прибору.

           Таким образом, предложенный истцом порядок расчета размера платы не соответствует действующему законодательству.

            Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

            Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований, по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

           Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 марта 2019  года по делу №А06-6975/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         В. Б. Шалкин

Судьи                                                                                                           О. ФИО1

                                                                                                             С. В. Никольский