ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-712/18 от 04.03.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-712/2018

05 марта 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 04.03.2019 года.

Полный текст постановления изготовлен – 05.03.2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Землянниковой В.В.,

судей Смирникова А.В., Кузьмичева С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Астраханской области апелляционную жалобу Астраханской таможни

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 декабря 2018 года по делу №А06-712/2018 (судья Блажнов Д.Н.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АВМ ИНВЕСТ» (ОГРН: 1163025052970, ИНН: 3023017091, 414013, г. Астрахань, ул. Советской Гвардии, д. 62)

к Астраханской таможне (ОГРН: 1033001700159, ИНН: 3017003414, 414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42)

о признании незаконными действий Астраханской таможни.

при участии в судебном заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «АВМ ИНВЕСТ» - не явились, извещены надлежащим образом;

от Астраханской таможни – Карабаева А.П., доверенность № 07-25/0165 от 28.01.2019; Бирмурзаева Ф.Р., доверенность № 07-25/0404 от 14.01.2019.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "АВМ ИНВЕСТ" обратилось в суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне о признании незаконными действий Астраханской таможни, выразившихся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации 10311010/151117/0037585 и об обязании устранить нарушения прав заявителя и произвести таможенное оформление товара по ДТ № 10311010/151117/0037585.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 12 декабря 2018 года признано незаконным действие Астраханской таможни, выразившееся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации № 10311010/151117/0037585. В остальной части производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Астраханская таможня обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Общество с ограниченной ответственностью «АВМ ИНВЕСТ» в судебное заседание не явилось. Надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 02.02.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Представитель астраханской таможни в судебном заседании, состоявшимся путем использования системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Астраханской области в соответствии со ст. 153.1 АПК РФ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции в отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Как следует из материалов дела, 15.12.2017 в Астраханскую таможню ООО «АВМ ИНВЕСТ» подана декларация на товары № 10311010/151217/0037585), в которой заявлен товар - «портландцемент», тип ЦЕМ I 52,5Н (СЕМ I 52,5 N) по EN 197-1:2011. Применяется для строительства, кроме дорожного. Расфасован в 1673 БИГ/БЭГА в среднем по 1500 (+/-2%) кг. нетто, 1503 кг., брутто, общая партия 2509500 кг., нетто, 2514519 кг., брутто. Изготовитель MAZADARAN CEMENT СО. Марка СЕМ I 52,5 N», ввезенный из Ирана.

Кроме того, Общество представило таможенному органу пакет документов, который наряду с другими включал сертификат соответствия № РОСС 1К.АБ51.В00118, действует с 25.04.2017 по 24.04.2018.

Как подтверждается записью в вышеприведенной декларации на товары, 20.12.2017 должностным лицом таможенного органа было совершено действие, выразившееся в отказе в выпуске товара по указанной декларации на товары. В качестве основания для совершения указанного выше действия таможенным органом в декларации на товары указано на п. 2 ст. 201 ТК ТС, выявлены нарушения законодательства Таможенного союза - не представлены документы, подтверждающие декларирование образцов товара для проведения испытаний в целях подтверждения требованиям ГОСТоВ на товар и выдачи сертификата соответствия, что указывает на неправомерную выдачу сертификата соответствия № РОСС IR.AБ51.B00118 от 25.04.2017 (т. 1 л.д. 12).

Заявитель, не согласившись с указанным решением Астраханской таможни, обжаловал его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что не представление документов, подтверждающих декларирование образцов товара для проведения испытаний в целях подтверждения требованиям ГОСТоВ на товар и оформления сертификата соответствия не является основанием, предусмотренным  п. 2 ст. 201 ТК ТС, в качестве основания для отказа в выпуске товара.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному

декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях,

установленных в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза.

Согласно пункту 3 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таможенный кодекс Таможенного союза (статья 181 ТК ТС) определяет, что

таможенное декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Так при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются определенные основные сведения, в том числе в кодированном виде; в частности, указываются сведения о товарах, наименовании, количества товара в килограммах (вес брутто и вес нетто), таможенной стоимости и других сведений, необходимых для таможенных целей (статья 181 ТК ТС).

В силу пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.

Основания для выпуска товаров предусмотрены статьей 195 ТК ТС. В силу пункта 1 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенным органом при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:

пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза;

пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств – членов таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пункта 2 статьи 201 ТК ТС таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если: выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены; выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению (пункт 1 статьи 201 ТК ТС).

Как было указано выше, в качестве основания для отказа в выпуске товара таможенным органом указано - не представление документов, подтверждающих декларирование образцов товара для проведения испытаний в целях подтверждения требованиям ГОСТоВ на товар и оформления сертификата соответствия.

Однако, как правомерно отмечено судом первой инстанции, вышеуказанные нормы не указывают данное обстоятельство в качестве оснований для отказа в выпуске товара. Соблюдение либо не соблюдение порядка таможенного декларирования ввезенного образца продукции для оформления сертификата соответствия не имеет правового значения для вывода о соблюдении обязательных

требований и условий в отношении портландцемента, ввезенного позже выдачи сертификата соответствия.

В свою очередь вышепоименованный сертификат соответствия № РОСС IR.AБ51.B00118 от 25.04.2017, представленный при декларировании портландцемента по ДТ № 10311010/151217/0037585, подтверждает соответствие требованиям ГОСТ продукции серийного выпуска - портландцемента ЦЕМ I класса 52,5Н бездобавочный для общестроительных работ, выпущенного изготовителем «MAZADARAN CEMENTSHAHROUD CEMENT СО» во время действия сертификата соответствия.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, к документам, удостоверяющим соответствие продукции обязательным требованиям, в том числе, относится сертификат соответствия.

Как было указано выше, в отношении рассматриваемого по делу товара был представлен сертификат соответствия.

Иных оснований для отказа в выпуске товара, в данном случае, Таможенным органом в дополнительном листе к вышепоименованной декларации на товары указано не было.

На основании изложенного, оспариваемое действие таможенного органа правомерно судом первой инстанции признанию незаконным, как противоречащим вышеприведенным нормам и нарушающим права заявителя в его экономической сфере деятельности.

Ссылку заявителя апелляционной жалобы на ГОСТ Р 56836-2016, в том числе на пункт 8.2 ГОСТа, судебная коллегия считает необоснованной, поскольку названный пункт ГОСТа на который ссылается таможенный орган, не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации, таможенному органу. Согласно названному пункту и пункту 8.19 названного ГОСТа, соответствующий инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию, в целях принятия решения о подтверждении либо о приостановке и прекращении действия сертификата соответствия.

Таким образом, в данном случае таможенным органом не доказано, что действие вышеназванного сертификата соответствия, представленного заявителем в Астраханскую таможню, было приостановлено либо прекращено.

Кроме того, указанный ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов» имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1-ст «Об утверждении национального стандарта», согласно которому стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом (решение Верховного Суда РФ по делу № АКПИ16-560 от 11.08.2016). Аналогичная позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.03.2018 по делу № А06-2694/2017.

            Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Доводы Астраханской таможни не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Астраханской таможни не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 декабря 2018 года по делу № А06-712/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                      В.В. Землянникова

Судьи                                                                                                         С.А. Кузьмичев

                                                                                                               А.В. Смирников