ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-7308/2016 от 03.04.2017 АС Астраханской области

14/2017-23262(1)

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело №А06-7308/2016 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2017 года.  Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2017 года. 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе 

председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Астафьевой В.К., 

при участии в заседании представителей заявителя: ФИО1, действующей  на основании доверенности от 10 июня 2016 года № 182; Астраханского УФАС  России: ФИО2, действующего на основании доверенности от 23 января  2017 года № 10; ООО «Астраханский расчетный центр»: ФИО3,  действующей на основании доверенности от 10 февраля 2017 года, 

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем  видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федеральной  антимонопольной службы по Астраханской области, ОГРН <***>, ИНН  <***> (г. Астрахань), 

на решение арбитражного суда Астраханской области от 20 декабря 2016 года по  делу № А06-7308/2016, (судья Бочарникова Г.Н.) 

по заявлению публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая  компания», ОГРН <***> ИНН <***> (г. Астрахань), 

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области,  ОГРН <***>, ИНН <***> (г. Астрахань), 

об оспаривании решения Астраханского УФАС России от 06 июля 2016 года № 71- К-03-16 и предписания, 

заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью  «Астраханский расчетный центр», ОГРН <***>, ИНН <***>  (г. Астрахань), 


У С Т А Н О В И Л:

Публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая  компания» (далее – заявитель, ООО «Астраханская энергосбытовая компания»)  обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением Управлению  Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании  недействительными решения и предписания от 06 июля 2016 года по делу № 71-К- 03-16. 

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с  ограниченной ответственностью «Астраханский расчетный центр» (далее – ООО  «Астраханский расчетный центр»). 

Решением арбитражного суда Астраханской области от 20 декабря 2016 года  удовлетворено заявление публичного акционерного общества «Астраханская  энергосбытовая компания» об оспаривании решения и предписания Управления  Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области. Суд признал  незаконными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной  службы по Астраханской области от 06 июля 2016 года по делу № 71-К-03-16. С  Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области в  пользу публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая  компания» взысканы судебные расходы в сумме 6 000 рублей. 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской  области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в  апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой  инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и  принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных  требований. 

Представитель Астраханского УФАС России по Астраханской области в  судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и представленных  письменных пояснений по делу. 

Заявитель и заинтересованное лицо в порядке ст. 262 АПК РФ представили  отзывы на апелляционную жалобу. Представители указанных лиц в судебном  заседании дали пояснения, считают решение суда законным и обоснованным и не  подлежащим отмене. 

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы  апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу и письменных  пояснений, изучив материалы дела, находит апелляционную жалобу обоснованной  и подлежащей удовлетворению, а судебный акт подлежащим отмене. 

Как следует из материалов дела, Управление Федеральной антимонопольной  службы по Астраханской области в целях выполнения функции по обеспечению  государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами  антимонопольного законодательства запросило у ПАО «Астраханская  энергосбытовая компания» договоры, заключенные между ПАО «Астраханская  энергосбытовая компания» и платежными агентами, действующие в 2014-2015  годах. 

Из анализа представленной информации антимонопольный орган пришел к  выводу о том, что действия ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО  «Астраханский расчетный центр» содержат признаки нарушения пункта 1 части 4 


статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите  конкуренции». 

В соответствии с приказом Астраханского УФАС России от 27 апреля 2016  года № 215-п возбуждено дело № 71-К-03-16 по признакам нарушения ПАО  «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО «Астраханский расчетный  центр» п. 1 ч. 4 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании данного решения УФАС по АО вынесло предписание от 06  июля 2016 года с требованием в срок не позднее 10 рабочих дней с момента  получения настоящего предписания прекратить предъявлять собственникам жилых  помещений многоквартирных домов, избравшим непосредственную форму  управления, и жилых домов платежные документы за предоставленную ПАО  «Астраханская энергосбытовая компания» им коммунальную услугу по поставке  электрической энергии, по которым указанные собственники обязаны перечислять  денежные средства в качестве оплаты за данную им услуг на расчетный счет ООО  «Астраханский расчетный центр»; в срок не позднее 10 рабочих дней с момента  получения настоящего предписания привести пункт 3.2.6 договора № 54-1/14 от 10  декабря 2014 года в соответствие требованиям норм действующего  законодательства; сообщить об исполнении подпункта «а» настоящего  предписания в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения, представив  подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы. 

Не согласившись с указанным решением и предписанием и полагая, что  оспариваемые ненормативные правовые акты нарушают права ПАО «Астраханская  энергосбытовая компания» в сфере экономической деятельности, заявитель  обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Дело судом первой инстанции рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают  на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 


Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит  основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения. 

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в  судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных  положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает  наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт,  решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие)  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения ч. 5 ст.  200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обоснованности  принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый  ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые  ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч.  1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции  исходил из того, что отсутствует ограничение конкуренции на рынке услуг  поставки электроэнергии. Действия по заключению соглашения с ООО  «Астраханкий расчетный центр» не привели к навязыванию невыгодных условий  для собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирных домов,  поскольку собственники могли воспользоваться своим правом произвести оплату в  иных организациях (отделениях Почты России, отделениях банков и т.п.). 

Так же, полагая, что ООО «Астраханский расчетный центр» оказывает  деятельность не только по приему и перечислению платежей, последнее не  является платежным агентом и не обязано использовать специальный банковский  счет. Как указал суд первой инстанции, из смысла договора следует, что ООО  «Астраханский расчетный центр» осуществляет посредническую деятельность  между собственниками (нанимателей) помещений многоквартирных домов и ПАО  «Астраханская энергосбытовая компания» по начислению и оплате потребленной  электроэнергии, а также оказывает иные самостоятельные услуги. Агентским  договором не навязывается собственниками (нанимателям) помещений  многоквартирных домов требование о перечислении денежных средств за  коммунальную услугу только на расчетный счет ООО «Астраханский расчетный  центр», а предлагалось воспользоваться правом оплаты потребленной  электроэнергии в различные организации. Кроме того, данным соглашением не  была исключена возможность для другиххозяйствующих субъектов на  конкурентной основе оказывать населению услугу по перечислению денег ПАО  «Астраханская энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию. 

Как установил суд первой инстанции, в спорный период собственники  (наниматели) жилых помещений многоквартирных домов осуществляли оплату  потребленной электроэнергии в банках, отделениях Почты России, через кассу  ПАО «Астраханская энергосбытовая компания». 

Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции и  находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, позицию 


антимонопольного органа по делу соответствующей фактическим обстоятельствам  дела и нормам материального права. 

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение  недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами  местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического  пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической  деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий  для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите  конкуренции). 

В соответствии с п. 1 чт. 4 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются  иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением  «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со  статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие  соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким  соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании  контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к  предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств,  иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить  договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых  контрагент не заинтересован, и другие требования). 

В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом  установлено, что собственники помещений, избравшие непосредственную форму  управления с января 2015 года получают платежные документы для внесения  платы за коммунальную услугу по энергоснабжению, предоставленную ПАО  «Астраханская энергосбытовая компания». Согласно указанным платежным  документам плата подлежала перечислению ООО «Астраханский расчетный  центр», которое согласно договору № 54-1/14от 10 декабря 2014 года взяло на себя  обязательства организовывать обеспечение приема платежей от потребителей по  выставленным им счетам и перечисление на расчетный счет ПАО «Астраханская  энергосбытовая компания», поступивших на счет агента от потребителей платежей  за коммунальную услугу по электроснабжению. 

Следствием заключения между ПАО «Астраханская энергосбытовая  компания» и ООО «Астраханский расчетный центр» соглашения (договора № 541/14) явилось навязывание собственникам жилых помещений многоквартирных  домов, избравшим непосредственную форму управления, и жилых домов  невыгодных условий договора оказания услуги поставки коммунального ресурса –  электрической энергии, выразившихся в требовании о перечислении  собственниками жилых помещений многоквартирных домов, избравшим  непосредственную форму управления, и жилых домов денежных средств за  оказанные им ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» услуги на расчетный  счет сторонней организации, ООО «Астраханский расчетный центр» 

Как следует из материалов дела, между ПАО «Астраханская  энергосбытоваям компания» (далее Принципал) и ООО «Астраханский расчетный  центр» (далее Агент) заключен агентский договор № 54-1/14 от 14 декабря 2014  года, на основании которого ООО «Астраханский расчетный центр» оказывает  ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», помимо приема денежных средств  от потребителей, следующие услуги: ведение первичного учета данных о  собственниках и нанимателях жилых/нежилых помещений в многоквартирных 


жилых домах, индивидуальных жилых домах и потребителях, приравненных к  населению для начисления платы за коммунальную услугу; присвоением номера  лицевого счета при заключении/расторжении договора; подключение/отключение  коммунальной услуги потребителям в информационной базе; ведение учета  задолженности потребителей за коммунальную услугу; расчет размера платы  потребителям за коммунальную услугу по установленным тарифам, нормативам  потребления, показаниям индивидуальных и (или) общедомовых (коллективных)  приборов учета, проведение перерасчетов, корректировок платы за коммунальную  услугу, в соответствии с действующим законодательством. Определение размера  платы по Актам недоучета коммунальной услуги; начисление пени согласно  действующему законодательству; доставку адресно-именного платежного  документа (счета) потребителям; распределение поступивших денежных средств  по лицевым счетам потребителей; учет актов контрольного съема показаний  приборов учета, представленных Принципалом на бумажном носителе; учет актов  замены приборов учета, представленных Принципалом на бумажном носителе;  оформление и предоставление потребителям справок об отсутствии (наличии)  задолженности по оплате коммунальной услуги или другой информации, которую  потребитель имеет право получать в соответствии с действующим  законодательством; прием от потребителей принципала заявлений о внесении  изменений в лицевой счет, перерасчете и другим вопросам, связанным с ведением  лицевого счета, внесение соответствующих документам изменений в лицевой счет.  Согласно пункту 2.1 данного договора принципал поручает, а агент принимает на  себя обязательства за вознаграждение совершать от своего имени, а в случаях,  прямо предусмотренных настоящим договором, от имени Принципала, за счет  принципала юридические и иные действия по начислению размера платы за  коммунальную услугу, приему платежей от потребителей, перечисление  собранных денежных средств принципалу и совершения иных предусмотренных  настоящим договором действий, направленных на получение причитающейся  принципалу платы за коммунальную услугу, оказанную потребителям. 

В силу п. 2.2 договора ООО «Астраханский расчетный центр», как агент  (субагент), оказывает услуги, результатом которых является формирование базы  данных, ведение картотеки лицевых счетов собственников и нанимателей жилых  помещений, ежемесячно производит автоматизированный расчет стоимости  поставленных услуг, а также доставку платежных документов, и оказывает иные  самостоятельные услуги. 

Во исполнение условий договора № 54-1/14, заключенного с ПАО  «Астраханская энергосбытовая компания» ООО «Астраханский расчетный центр»  в 2015 году выставлял собственникам жилых помещений многоквартирных домов,  избравшим непосредственную форму управления, и жилых домов платежные  документы, сформированные таким образом, что денежные средства потребителей  поступали на счет агента ООО «Астраханский расчетный центр», а не  непосредственно на счет гарантирующего поставщика. 

При этом, как полагает Астраханское УФАС России, агент при расчетах не  использовал специальный банковский счет, что предусмотрено ФЗ «О  деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными  агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее - Закон № 103-ФЗ). 

В предмет доказывания по делу о нарушении антимонопольного  законодательства части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции применительно к 


обстоятельствам данного дела явилось установление фата заключения соглашений  между потребителями и хозяйствующими субъектами, в рассматриваемом случае –  ПАО «Астраханская энергосбытовая компания». 

В силу части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации  жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, по поводу  внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. 

Согласно пункту 1 статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности  возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими  федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий  участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими  актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают  жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и  обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок,  предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя  и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему. 

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий  договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за  содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги. 

Положения ст. 155 ЖК определяют внесение платы за жилое помещение и  коммунальные услуги. Согласно ч. 2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и  коммунальные услуги вносится на основании: 

Согласно частей 2 и 7 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и  коммунальные услуги вносится на основании платежных документов,  представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим  месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным  домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников  жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского  кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не  созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной  специализированный потребительский кооператив и управление которым  осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и  коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением  случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи. 


Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения  общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме  собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых  помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых  помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном  доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за  исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего  имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. 

Из вышеприведенных положений действующего законодательства  Российской Федерации следует, что собственники жилых помещений в  многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги  управляющей организации, которая управляет данным домом, плата иным  организациям может вноситься только на основании решения собрания  собственников жилья. 

В силу ч. 1 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении  многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры  оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего  имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды  деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании  решений общего собрания указанных собственников. При этом все или  большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной  стороны заключаемых договоров. 

Согласно ч. 2 ст. 164 ЖК РФ договоры электроснабжения заключаются  каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное  управление многоквартирным домом, от своего имени. 

В соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ поставщик коммунальной  услуги вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и  взимать плату за коммунальные услуги при участии платежных агентов,  осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также  банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с  законодательством о банках и банковской деятельности. 

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах определены Правилами  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила   № 354). 

Пунктом 67 Правил № 354 предусмотрено, что плата за коммунальные  услуги вносится на основании платежных документов, представляемых  потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за  истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором  управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления  платежных документов. 

В соответствии с пунктом 31 названных Правил исполнитель коммунальных  услуг обязан: производить расчет размера платы за предоставленные  коммунальные услуги; производить непосредственно при обращении потребителя  проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера  платы за коммунальные услуги; принимать от потребителей показания 


индивидуальных, общих (квартирных), комнатных и других приборов учета;  принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг  ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную  продолжительность; вести учет жалоб потребителей на качество предоставления  коммунальных услуг; информировать потребителей о причинах и предполагаемой  продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества  и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; нести  иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской  Федерации, в том числе Правилами № 354. 

Согласно статье 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О  деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными  агентами» оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с  поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей  физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от  своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием  денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств  физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие  расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в  соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о  расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу  индивидуального предпринимателя. 

Деятельность по приему платежей физических лиц - это прием платежным  агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение  денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том  числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии  с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с  поставщиком (статья 3 Закона N 103-ФЗ). 

В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при  приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для  осуществления расчетов. 

Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от  плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в  полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15 статьи 4  Закона № 103-ФЗ). 

Частью 4 статьи 8 Закона № 103-ФЗ установлено, что прием платежей без  зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на  специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего  Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств,  принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не  являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4  этого закона, не допускаются. 

Как указано выше, для осуществления приема платежей от физических лиц  за оказываемые коммунальные услуги и ведение операций по расчетам за эти  услуги между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО  «Астраханская расчетный центр» заключен соответствующий договор № 54-1/14,  во исполнение условий которого в период 2015 года потребителям электроэнергии  выставлялись платежные документы, на основании которых денежные средства  зачислялись на расчетный счет ООО «Астраханская расчетный центр». 


Таким образом, по соглашению указанных сторон исполнение заключенного  договора № 54-1/14 осуществлялось с нарушением требований норм Закона № 103- ФЗ, без использования специального банковского счет для осуществления расчетов  с поставщиками ресурсов. 

Таким образом, был изменен порядок внесения размера платы за  коммунальные услуги без согласия на то собственников помещений и нанимателей  жилых помещений многоквартирных домов, путем направления им квитанций,  осуществлять оплату не поставщику услуги, а постороннему лицу – ООО  «Астраханский расчетный центр». Произошло навязывание потребителям услуги  условия о перечислении денежных средств за электроэнргию на расчетный счет  ООО «Астраханский расчетный центр», а именно, отказ поставщика от  осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынке поставки  электроэнергии, допуск к осуществлению названных функций постороннему лицу  (с точки зрения ответственности перед потребителями услуги), что привело к  изменению общих условий обращения товара на товарном рынке) противоречит  положениям пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. 

Учитывая, что соглашение о порядке внесения платы за оказание жилищно- коммунальных услуг и фактический порядок его исполнения непосредственно  затрагивает права и интересы физических лиц, вносящих данную плату,  антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о неправомерном  навязывании данным соглашением указанной категории лиц невыгодных для них  условий и не относящихся к предмету договора. 

Учитывая, что соглашение о порядке формирования платежных документов,  внесения платы за оказание жилищно-коммунальных услуг и фактический порядок  его исполнения непосредственно затрагивает права и интересы физических лиц,  вносящих данную плату, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что  изменение порядка перечисления денежных средств за коммунальные услуги, как  это определено в Правилах № 354 и договорах, заключенных между ПАО  «Астраханская энергосбытовая компания» и потребителями, а также допуск к  осуществлению указанных функций посторонней организации, является  неправомерным навязыванием данным соглашением физическим лицам  невыгодных для них условий, что противоречит положениям пункта 1 части 4  статьи 11 Закона о защите конкуренции. 

Вывод суда первой инстанции в той части, что потребители услуги имели  возможность оплатить услугу через банки и иные кредитные организации,  отделения Почты России, внести денежные средства непосредственно в кассу  организации-поставщика услуги, не опровергает того обстоятельства, что в  платежных документах, оформленных ООО «Астраханский расчетный центр»,  указан расчетный его счет, на который банковские организации, отделения Почты  России зачисляли денежные средства. Наличие в платёжных документах  платежных реквизитов поставщика услуги и агента создает неопределенность,  вводит плательщика в заблуждение относительно того, на какой счет подлежат  зачислению денежные средства. Формирование платежных документов таким  образом нарушает условия договора и Правил № 354. 

Подпунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции установлено,  что Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного  законодательства: разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а  также о необходимости осуществления других действий, направленных на 


устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного  законодательства. 

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к  выводу о соответствии оспариваемых решения и предписания антимонопольного  органа фактическим обстоятельствам дела. 

Решение судом первой инстанции принято при неправильном применении  норм материального права, что в соответствии с ч. 2 ст. 270 АПК РФ влечет его  отмену. Апелляционная жалоба УФАС России по Астраханской области подлежит  удовлетворению. 

Суд апелляционной инстанции принимает по делу новый судебный акт об  отказе ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» в удовлетворении  заявленных требований. 

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 20 декабря 2016 года  по делу № А06-7308/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт. 

В удовлетворении заявления публичного акционерного общества  «Астраханская энергосбытовая компания» (г. Астрахань) отказать. 

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной  жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух  месяцев со дня вступления постановления в законную силу. 

Председательствующий Л.Б. Александрова 

Судьи М.А. Акимова

Н.В. Луговской