ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-8770/2020 |
22 июня 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «15» июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен «22» июня 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Город Астрахань» на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2022 года по делу №А06-8770/2020
по заявлению Товарищества собственников недвижимости «Пряхинская деревня» (414000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации муниципального образования «Город Астрахань» (414000, <...> стр. 10; ИНН <***>, ОГРН <***>)
заинтересованные лица: Товарищество собственников жилья «Терем» (414056, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани «Астрводоканал» (414000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании незаконным бездействия, об обязании администрации муниципального образования «Город Астрахань» устранить препятствия в пользовании общим имуществом многоквартирного жилого дома по ул. ФИО1, 4, корп. 1 г. Астрахани путем передачи муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани «Астрводоканал» наружных сетей водоснабжения и водоотведения,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости «Пряхинская деревня» (далее – ТСЖ «Пряхинская деревня») обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по учету и передаче бесхозяйной наружной сети водоснабжения и водоотведения от внешней стены многоквартирного жилого дома по ул. ФИО1, 4, корп. 1, об обязании администрации муниципального образования «Город Астрахань» устранить препятствия в пользовании общим имуществом многоквартирного жилого дома по ул. ФИО1, 4, корп.1 г. Астрахани путем передачи муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани «Астрводоканал» (далее – МУП г. Астрахани «Астрводоканал») наружных сетей водоснабжения и водоотведения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены товарищество собственников жилья «Терем» (далее – ТСЖ «Терем»), а также МУП г. Астрахани «Астрводоканал».
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.03.2022 по делу №А06-8770/2020 признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных участков наружных сетей водоснабжения и водоотведения от внешней стены многоквартирного жилого дома по ул. ФИО1, 4, корп. 1. Суд обязал администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйных участков наружных сетей водоснабжения и водоотведения от внешней стены многоквартирного жилого дома по ул. ФИО1, 4, корп. 1 и по принятию их в муниципальную собственность, определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных бесхозяйных наружных сетей водоснабжения и водоотведения от внешней стены многоквартирного жилого дома по ул. ФИО1, 4, корп. 1 до признания права собственности на указанные бесхозяйные сети. С администрации муниципального образования «Город Астрахань» в пользу ТСН «Пряхинская деревня» взыскана государственная пошлина в размере 3 000 руб. ТСН «Пряхинская деревня» из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Администрация муниципального образования «Город Астрахань» не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ТСН «Пряхинская деревня» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым товарищество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением и.о. председателя четвертого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Пузиной Е.В., от 10.06.2022 по делу №А06-8770/2020 в связи с нахождением в отпуске судьи Акимовой М.А., на основании части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Акимовой М.А. на судью Комнатную Ю.А. для рассмотрения апелляционной жалобы администрации муниципального образования «Город Астрахань» на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2022 по делу №А06-8770/2020.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начинается сначала.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции. ТСН «Пряхинская деревня» заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя товарищества.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ТСН «Пряхинская деревня» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.
Холодное водоснабжение и водоотведение жителями дома осуществляется на основании прямых договоров между МУП г. Астрахани «Астрводоканал» с собственниками-потребителями. Акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности в отношении сетей водоснабжения и водоотведения между ТСН «Пряхинская деревня» и ресурсоснабжающей организацией не подписывался.
Многоквартирный дом по ул. ФИО1, д. 4, корп.1 г. Астрахани соединен с централизованной системой водоснабжения и водоотведения, обслуживаемых МУП г.Астрахани «Астрводоканал» через участки сетей, находящихся за границами наружной стены многоквартирного дома, однако данные участки на балансе МУП г. Астрахани «Астрводоканал» не находятся.
На внешних сетях находятся также канализационные выпуски и смотровые канализационные колодцы, которые также не состоят на балансе МУП г. Астрахани «Астрводоканал».
В связи возникновением аварийных ситуаций (разлив фекальных вод из-за засора, подпора на последующих расположенных канализационных коллекторах, заполнением сточных вод, исходя из принципа сообщающихся сосудов и обратное их поступление во внутридомовую канализационную сеть, затопление помещений дома, разлив на рельеф местности), отказ МУП г. Астрахани «Астрводоканал» принимать заявки на устранение аварийный ситуаций и проводить работы, ТСН «Пряхинская деревня» самостоятельно принимает меры по прочистке и откачке колодцев, постоянно следит за недопущением аварийных ситуаций, а в случае их возникновения за счет собственников дома ликвидирует их последствия.
Поскольку спорные участки сетей водоснабжения и водоотведения, находящиеся за границей наружной стены жилого дома по ул. ФИО1, д. 4, корп.1 г. Астрахани являются бесхозными, ТСН «Пряхинская деревня» обратилось в администрацию муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением о принятии указанного имущества в муниципальную собственность, передачу сетей МУП г. Астрахани «Астрводоканал».
Письмом от 02.06.2020 администрация муниципального образования «Город Астрахань» отказала в принятии имущества в муниципальную собственность, в связи с необходимостью представления проектной и исполнительной документации, проведении оценки балансовой остаточной стоимости сетей.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения ТСН «Пряхинская деревня» в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В силу положений пунктов 1 и 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Для осуществления процедуры по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества орган местного самоуправления должен определить, соответствует ли данный объект недвижимого имущества принципам бесхозяйности, установленным в части 1 статьи 225 ГК РФ.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В случае буквального толкования данной нормы, гарантирующая организация обеспечивает эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, вне зависимости от наличия непосредственного присоединения иных централизованных сетей к указанным бесхозяйным объектам.
В силу пункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок), в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
В силу положений пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, законодательство обязывает орган местного самоуправления заниматься судьбой бесхозяйных сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы. Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных объектов инженерной инфраструктуры в качестве бесхозяйных не лишает эти объекты признаков бесхозяйной вещи (Определение Верховного суда Российской Федерации от 22.07.2015 №305- ЭС15-513).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 №150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным; при наличии правопритязаний на объект недвижимого имущества, фактическом осуществлении правомочий собственника в отношении данного имущества каким-либо лицом недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ).
По смыслу приведенных правоположений для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества относится к сфере управления многоквартирным домом.
В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491) конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Кроме того, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил №491).
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома могут быть отнесены объекты, предназначенные для эксплуатации этого дома и находящиеся за внешней границей его стен.
Согласно подпункту «а» пункта 1 Правил №491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанции установлено, что общее собрание собственников по вопросу определения состава общего имущества в ТСН «Пряхинская деревня» не проводилось, в связи с чем, вопреки доводам апеллянта, товарищество при определении состава общего имущества обоснованно руководствуется Правилами №491.
В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление №3020-1), а также абзаца 4 пункта 1 приложения №3 к постановлению №3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 №15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» объекты, указанные в приложении №3 к Постановлению №3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Из анализа указанных выше норм следует, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты водоснабжения и водоотведения, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами водоснабжения и водоотведения, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Материалами дела подтверждается, что сеть водоотведения Д-250мм и Д-20мм от жилого дома, расположенного по адресу: <...>, на балансе не состоят и на баланс МУП г. Астрахани «Астрводоканал» не передавались.
Акт раздела границ балансовой принадлежности между ТСН «Пряхинская деревня» и МУП г. Астрахани «Астрводоканал» не составлялся.
ТСН «Пряхинская деревня» обратилось в администрацию муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением о принятии бесхозяйных участков наружных сетей водоснабжения и водоотведения от внешней стены многоквартирного жилого дома по ул. ФИО1, 4, корп. 1 в муниципальную собственность и передаче сетей МУП г. Астрахани «Астрводоканал».
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, администрацией муниципального образования «Город Астрахань» факт наличия или отсутствия иного собственника вышеуказанного имущества установлен не был, в то время как для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
В ходе судебного разбирательства судами первой и апелляционной инстанции было установлено, что спорные наружные сети водоснабжения и водоотведения были построены ООО «Домстрой 2000», при этом сторонами не отрицается, что кроме многоквартирного жилого дома по адресу ФИО1, 4 корп. 1, к спорным сетям присоединены и иные объекты, что подтверждается схемой №1495 (т.д. 1, л.д. 89).
По мнению Администрации спорные участки сетей являются неотъемлемой частью многоквартирного жилого дома, соответственно, не являются бесхозяйными и должны обслуживаться заявителем.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, - система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты.
Встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. Основные фонды отдельно стоящих котельных учитываются в соответствующих группировках.
Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства водоотведения включаются в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий, или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.
Таким образом, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) не содержит указания на то, что инженерные сети являются совокупностью элементов и устройств, составляющих единый функциональный комплекс со зданием.
Довод администрации муниципального образования «Город Астрахань» о том, что ответственность ресурсоснабжающей организации должна начинаться не от внешней границы жилого дома, а от границ земельного участка, апелляционной коллегией отклоняется, поскольку данный довод основан на неверном толковании норм материального права.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, администрацией не представлено сведений о зарегистрированных правах ТСН «Пряхинская деревня» на спорный земельный участок.
Доказательства наличия у заявителя, третьих лиц или иных лиц какого-либо вещного права на спорные участки сетей в материалах дела отсутствуют.
Доказательства, безусловно свидетельствующих о наличии собственника у спорных участков технических сетей, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 225 ГК РФ, указанные объекты подлежат признанию бесхозяйным имуществом и передаче на учет соответствующему муниципальному органу власти.
Непостановка на учет бесхозяйного имущества нарушает права заявителя, поскольку возникает угроза последствий чрезвычайных ситуаций, кроме того, отсутствие у спорного имущества собственника влечет дополнительные расходы для заявителя, ставит под угрозу функционирование указанного оборудования.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией муниципального образования «Город Астрахань» допущено незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, в связи с чем удовлетворил заявленные ТСН «Пряхинская деревня» требования.
Руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно указал в резолютивной части решения на обязание администрации муниципального образования «Город Астрахань» в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйных участков наружных сетей водоснабжения и водоотведения от внешней стены многоквартирного жилого дома по ул. ФИО1, 4, корп. 1 и по принятию их в муниципальную собственность, определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных бесхозяйных наружных сетей водоснабжения и водоотведения от внешней стены многоквартирного жилого дома по ул. ФИО1, 4, корп. 1 до признания права собственности на указанные бесхозяйные сети.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и были обоснованно отклонены.
Доводы апеллянта не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2022 года по делу №А06-8770/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | С.М. Степура |
Судьи | Ю.А. Комнатная Е.В. Пузина |