ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-9023/2017 |
17 апреля 2018 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Веряскиной С.Г., Каплина С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 января 2018 года по делу № А06-9023/2017(судья Ю.Р. Шарипов),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» (416340, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (414000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области - ФИО1, представителя по доверенности от 29.03.2018 (пост.); ФИО2, представителя по доверенности от 03.04.2018 (пост.), от общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» - ФИО3, представителя по доверенности от 10.11.2017 (пост.)
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилосьобщество с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» (далее – ООО «Дорожник-М», общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановленияУправления Росприроднадзора по Астраханской области (далее – административный орган, управление) от 30.10.2017№04-767/2017, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением арбитражного суда заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, административный орган обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество представило для приобщения к материалам дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьёй 163 АПК РФ суд объявляет перерыв в судебном заседании до 10 апреля 2018 года до 15 часов 00 минут по местному времени (МСК +1). Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в пунктах 11-13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 99 «О процессуальных сроках», на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
После перерыва судебное заседание продолжено в присутствие представителя административного органа ФИО2 (доверенность от 03.04.2018).
Общество представило для приобщения к материалам дела Дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, суд приобщил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.08.2017 между МКУ «Дирекция по реализации целевых программ» (заказчик) и ООО «ПКФ «СтройЛегион» (подрядчик) заключен контракт №028 в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по строительству подъезда к с.Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка-Тишково в Камызякском районе Астраханской области.
18.09.2017 между ООО ПКФ «СтройЛегион» (генподрядчик) и ООО «Дорожник-М» (субподрядчик) заключен контракт №67/17, в соответствии с условиями которого, субподрядчик обязуется выполнить работы по строительству подъезда к с.Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка-Тишково в Камызякском районе Астраханской области: Устройство земляного полотна 1 этап левый берег, 1 этап правый берег, 2 этап правый берег.
24.08.2017 письмом №409 МКУ «Дирекция по реализации целевых программ» сообщило ООО ПКФ «СтройЛегион», что в соответствии с проектной документацией по объекту «Строительство подъезда к с.Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка - Тишково в Камызякском районе Астраханской области» раздел 1 044/01-1-ПЗ, прошедшей государственную экспертизу проектов (положительное заключение №30-1-5-0013-14 от 31.01.2014), грунт на трассу доставляется из карьера, отведенного МО «Новотузуклейский сельсовет», в связи с чем, необходимо обратиться в МО «Новотузуклейский сельсовет» за разрешением на забор грунта (л.д.48).
01.09.2017 Администрацией муниципального образования «Новотузуклейский сельсовет» Камызякского района Астраханской области издано распоряжение №5, которым разрешило ООО ПКФ «СтройЛегион» производить забор грунта из карьера, расположенного в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей площадью 40 000 кв.м., кадастровый номер 30:05:070201:54 в объеме 15 000 куб.м. для строительства подъездной автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка-Тишково в Камызякском районе Астраханской области.
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности Администрации муниципального образования «Новотузуклейский сельсовет» на земельный участок, площадью 40000 кв.м. расположенного по адресу Астраханская область, Камызякский район, «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей, с кадастровым номером 30:05:070201:54 (л.д.118).
Управлением Росприроднадзора установлено, что 18.09.2017 ООО «Дорожник-М» осуществляло забор грунта из карьера, расположенного в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей площадью 40000 кв.м., кадастровый номер 30:05:070201:54. Забор грунта осуществлялся для строительства подъезда к селу Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка - Тишково в Камызякском районе Астраханской области. ООО «Дорожнимк-М» осуществляло деятельность являясь субподрядчиком ООО ПКФ «СтройЛегион» на основании контракта №67/17 от 18.09.2017. Забор грунта на указанном земельном участке производится на основании распоряжения Администрации муниципального образования «Новотузуклейский сельсовет» №5 от 01.09.2017.
Административный орган пришел к выводу о том, что в нарушение положений статьи 11, части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ООО «Дорожник-М» осуществляло пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
30.10.2017 старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области вынесено постановление №04-767/2017 о привлечении ООО «Дорожник-М» к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 800 000 руб.
Согласно указанного постановления, основанием для привлечения общества к административной ответственности является то, что ООО «Дорожник-М» осуществило изъятие грунта для строительства автодороги не имея лицензии на право пользования недрами.
Общество с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что общество могло пользоваться недрами без лицензии, поскольку осуществляло работы на основании разрешения собственника земельного участка, который в силу статьи 19 Закона о недрах вправе без лицензии осуществлять добычу полезных ископаемых в границах своего земельного участка.
Апелляционный суд считает данные выводы ошибочными на основании следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Указанный Закон также определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
Согласно положениям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 9 Закона о недрах право пользования недрами юридическими лицами и предпринимателями возникает при наличии лицензии - специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности. Следовательно, пользование недрами без специального разрешения является самовольным.
Меры ответственности за нарушение Закона о недрах предусмотрены в статьях 49, 51 данного Закона.
Пунктом 1 статьи 39.33 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, в частности, капитального или текущего ремонта линейного объекта, к каковым относятся автомобильные дороги.
В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права 30-АА 619890 АМО «Новотузуклейский сельсовет» на праве собственности принадлежит земельный участок (кадастровый номер 30:05:070201:54), расположенный в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей, для размещения карьера по забору грунта на противопаводковые мероприятия.
Распоряжением АМО «Новотузуклейский сельсовет» от 01.09.2017 №5 подрядной организации ООО «ПКФ «СтройЛегион» разрешено производить забор грунта из карьера, расположенного в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей.
Таким образом, работы по непосредственному изъятию грунта осуществлялись субподрядчиком ООО «Дорожник-М» на основании указанного распоряжения АМО «Новотузуклейский сельсовет», выданного подрядной организации ООО «ПКФ «СтройЛегион». Данный факт подтверждается справкой (по форме №КС-3) о стоимости выполненных работ и затрат от 28.09.2017 за отчетный период с 18.09.2017 по 28.09.2017, актами о приемке выполненных работ (форма №КС-2), а также журналом работ №1 (форма ф-1) раздел 3.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Камызякском и Приволжском районах №25 от 09.06.2010, грунт на участке, расположенного по адресу: Астраханская область, Камызякский район, в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей, представлен суглинками.
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области, утв. распоряжением от 04.06.2007 Министерства природных ресурсов РФ №35-р и Правительства Астраханской области №/319-пр, суглинки относятся к общераспространенным полезным ископаемым Астраханской области.
Лицензия на право пользования недрами на земельном участке, расположенном в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей, каким-либо лицам не выдавалась, что подтверждается письмом Отдела геологии и лицензирования по Астраханской области Департамента по недропользованию по ЮФО №АО-ЮФО-09-09/464 от 12.10.2017, письмом Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 27.09.2017 №01-13/6291, письмом АМО «Новотузуклейский сельсовет №532 от 02.10.2017, объяснением главы АМО «Новотузуклейский сельсовет» от 28.09.2017.
Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр, устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии с ч. 1 ст.2.3 названного закона, к участкам недр местного значения относятся, участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Статьей 9 Закона «О недрах» установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу
Пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в п. 1 ч. 1 ст. 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 настоящего Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Согласно ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 7 Закона «О недрах» определено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Факт изъятия грунта (ОПИ) ООО «Дорожник-М» на земельном участке с кадастровым номером 30:10:070201:54 доказан и не опровергается юридическим лицом ООО «Дорожник-М».
Вывод суда первой инстанции, что общество могло пользоваться недрами без лицензии, поскольку осуществляло работы на основании разрешения собственника земельного участка, который в силу статьи 19 Закона о недрах вправе без лицензии осуществлять добычу полезных ископаемых в границах своего земельного участка, по мнению судебной коллегии, является ошибочным, основанный на неверном толковании статьи 19 Закона РФ от 21.02.1992 г. .№2395-1 «О недрах».
В соответствии с Распоряжение Правительства Астраханской области от 03.05.2011 года №162-Пр земельный участок с кадастровым номером 30:05:070201:54, расположенный в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи … для размещения карьера по забору грунта на противопаводковые мероприятия.
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Администрации муниципального образования «Новотузуклейский сельсовет», что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.09.2017 №30-0-1-48/4101/2017-5316 (л.д.93-104 т.1).
Как указывалось выше, распоряжением АМО «Новотузуклейский сельсовет» от 01.09.2017 №5 подрядной организации ООО «ПКФ «СтройЛегион» разрешено производить забор грунта из карьера, расположенного в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей.
Статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (абзац 2 статьи 19 Закона о недрах).
Согласно ст. 5 Земельного кодекса используются следующие понятия и определения:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В силу абз. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что использование общеполезных ископаемых на условиях статьи 19 вправе осуществлять только правообладатели земельных участков и правообладателями земельных участков общераспространенные полезные ископаемые не могут быть отчуждены или переданы.
ООО «Дорожник-М» не представил доказательства, что он является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 30:10:070201:54 в установленном законом порядке.
Законодательное определение предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2части первой ГК РФ, согласно которому гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
ООО «Дорожник-М» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого, в соответствии выпиской ЕГРЮЛ и уставом Общества, является строительство автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД 42.11), ремонт, содержание автодорог.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество осуществляет предпринимательскую деятельность по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, а также ремонт, содержание автодорог.
18.09.2017 ООО «Дорожник-М» осуществляло забор грунта из карьера, расположенного в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей площадью 40 000 кв.м., кадастровый номер 30:05:070201:54. Забор грунта осуществлялся для строительства подъезда к селу Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка - Тишково в Камызякском районе Астраханской области. ООО «Дорожнимк-М» осуществляло деятельность, являясь субподрядчиком ООО ПКФ «СтройЛегион», на основании контракта №67/17 от 18.09.2017.
Вместе с тем, наличие распоряжения (разрешения) 01.09.2017 №5 на забор грунта из карьера не исключает обязанности по получению разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Кроме того, распоряжение АМО «Новотузуклейский сельсовет» от 01.09.2017 №5 выдано подрядной организации ООО «ПКФ «СтройЛегион», а не субподрядчику ООО «Дорожник-М», который осуществлял изъятие грунта на указанном земельном участке.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что решением Камызякского районного суда Астраханской области от 11.01.2018 по делу №12-1/2018, оставленного в силе решением Астраханского областного суда от 16.02.2018 года, постановление Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 30.10.2017 о признании виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ директора ООО «Дорожник – М» признано законным.
Указанным решением установлено, что юридическое лицо - ООО «Дорожник - М" осуществляло пользование недрами без лицензии на пользование недрами, несмотря на то, что фактически земельный участок, с которого производился забор грунта является собственностью АМО «Новотузуклейский сельсовет», согласно выписке из ЕГРН от 26.09.2017, имеющейся в деле, зарегистрированный вид разрешенного использования данного земельного участка предназначен для размещения карьера по забору грунта на противопаводковые мероприятия.
В соответствии с ч.3 ст.69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Судебный акт по вышеуказанному делу, вступил в законную силу и имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами. Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом деле вина ОАО "Балаковский порт" в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что у Общества при необходимой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств, имелась возможность не нарушать требования действующего законодательства, но Общество не предприняло всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности для соблюдения законодательства по добыче ОПИ в границах отведенного участка, в материалы дела не представлено.
Вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения правомерно установлена и доказана административным органом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению лицензирования своей деятельности.
Событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1. ст. 7.3 КоАП РФ, установлены административным органом, что нашло свое подтверждение в суде апелляционной инстанции. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судебной коллегией не установлено. Наказание назначено в пределах санкции ч. 1. ст. 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 7.3 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что постановление административного органа является законным и обоснованным, отсутствуют основания для его отмены и признания незаконным.
Неправильное применение норм материального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 18 января 2018 года по делу № А06-9023/2017 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области № 04-767/2017 от 30.10.2017 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначению административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей, отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | С.М. Степура |
Судьи | С.Г. Веряскина С.Ю. Каплин |