ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-9933/18 от 19.03.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-9933/2018

19 марта 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена «19» марта 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен «19» марта 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Каплина С.Ю.,

Судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбаневой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоУчет» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 декабря 2018 года по делу № А06-9933/2018 (судья Блажнов Д.Н.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоУчет» (ОГРН 1163256056941, ИНН 3257042495) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

заинтересованное лицо - ФИО1,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоУчет» (далее – ООО «ЭнергоУчет», общество, заявитель) обратиломь в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Астраханской области, административный орган) от 30.08.2018 № 04/360 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «ЭнергоУчет», не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.12.2018 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.12.2018 не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Предметом оспаривания является постановление Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 30.08.2018 № 04/360 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное административным органом нарушение ООО «ЭнергоУчет» положений статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), выразившееся в не предоставлении потребителю-собственнику квартиры информации об условиях приобретения услуги по замене приборов учета электроэнергии, о правилах и условиях эффективного использования услуги.

По факту выявленных нарушений 16.08.2018 в отношении ООО «ЭнергоУчет» составлен протокол № 04/236 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 30.08.2018 № 04/360 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП, с назначением административного штрафа в размере 10 000 руб.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ООО «ЭнергоУчет» в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Объективную сторону данного правонарушения образует несоблюдение установленных законом прав и законных интересов потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (статья 8 Закона о защите прав потребителей).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Согласно пункту 145 Основных положений собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учёта установлен, несёт обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учёта, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний в соответствии с указанным документом, по своевременному информированию собственника прибора учёта о его выходе из строя (его утрате или неисправности), а также по возобновлению учёта электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) путём установки нового прибора учёта в случае выхода из строя ранее установленного прибора учёта. 

На основании пункта 149 Основных положений собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учёта, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учёта, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа. Заявка должна содержать предлагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня её направления.

В соответствии с пунктами 192, 193 Основных положений по факту выявленного безучётного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтённом потреблении электрической энергии. 

Расчёт объёма безучётного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется в соответствии с пунктом 195 Основных положений расчётным способом и определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учёта (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с данным документом) до даты выявления факта безучётного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтённом потреблении электрической энергии.

Согласно пунктам 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Как следует из материалов дела, собственником квартиры № 52 дома № 89/8 по ул. Московская/Полякова г. Астрахани Клыниным Е.А. 16.05.2018 у ООО «ЭнергоУчет» приобретен бытовой электрический счетчик, что подтверждается товарным чеком № 150505 от 16.05.2018.

Представителями ООО «ЭнергоУчет», согласно акту инструментальной проверки средств измерения от 16.05.2018, в присутствии собственника квартиры 16.05.2018 демонтирован прибор учета № 977913 тип счетчика СО-ЭЭ6705 и установлен приобретенный новый прибор учета.

Информация о необходимости предварительного извещения гарантирующего поставщика электрической энергии – ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о замене прибора учета для соблюдения обязательных требований жилищного законодательства и законодательства в сфере энергоснабжения представителями ООО «ЭнергоУчет» до собственника указанного жилого помещения не была доведена.

В связи с не информированием покупателя при смене прибора учета представители гарантирующего поставщика не присутствовали. ФИО1 не уведомил гарантирующего поставщика о намерении произвести замену прибора учета электроэнергии.

Нарушение процедура замены приборов учета электрической энергии привело к составлению ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акта о нарушении порядка пользования электроэнергии бытовым потребителем в отношении указанного собственника и начислению платы за неучтенное потребление электроэнергии согласно требованиям жилищного законодательства.

В силу вышеприведенных норм, ООО «Энерго Учет» обязано было проинформировать ФИО1 о необходимости предварительного извещения гарантирующего поставщика электрической энергии о замене прибора учета для соблюдения обязательных требований жилищного законодательства и законодательства в сфере энергоснабжения.

Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что установка прибора учета была произведена бесплатно по желанию приобретателя прибора учета.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО «Энерго Учет», кроме торговли бытовыми электротоварами, осуществляет также деятельность по производству электромонтажных работ. Стоимость приобретенного у общества прибора учета электрической энергии, установленного впоследствии гражданину Клынину Е.А. согласно товарному чеку № 150505 от 16.05.2018 составляет 3 800 руб.

При этом, исходя из представленных административным органом сведений, средняя стоимость прибора учета электрической энергии указанной марки в г. Астрахань составляет от 634 руб. до 721 руб.

Данное обстоятельство ставит под сомнение доводы общества о безвозмездном выполнении работ о замене прибора учета.

Кроме того, гражданин ФИО1 самостоятельно не обращался в ООО «Энерго Учет» для приобретения прибора учета, то есть изначально не имел намерения приобрести и установить новый прибор учета электрической энергии в своей квартире. Представители общества реализовали вышеуказанный прибор учета ФИО1, придя к нему домой, что подтверждается заявлением последнего.

Нарушение процедуры замены прибора учета электрической энергии привело к составлению ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акта о нарушении порядка пользования электроэнергии бытовым потребителем.

Следовательно, действия общества, повлекшие нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуге по замене индивидуального прибора учета электрической энергии, образуют в данном случае объективную сторону вмененного правонарушения.

Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО «Энерго Учет» правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционным судом по вышеуказанным основаниям.

На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.12.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Оставить решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 декабря 2018 года по делу № А06-9933/2018 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         С.Ю. Каплин

Судьи                                                                                                          М.А. Акимова

                                                                                                                      С.М. Степура