ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-21564/2021 от 17.01.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-18003/2021

г. Челябинск

17 января 2022 года

Дело № А07-21564/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2022 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродндазора) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2021 по делу №А07-21564/2021.

В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества «Т Плюс» - ФИО1 (доверенность от 26.12.2019, диплом).

Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – заявитель, общество, ПАО «Т Плюс») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Южно-Уральскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее – управление, Управление Росприроднадзора) о признании недействительным пункта 1 предписания от 18.05.2021 №398-П.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2021 (резолютивная часть решения объявлена 10.11.2021) требования заявителя удовлетворены, предписание управления в оспоренной заявителем части признано недействительным, с управления в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное истолкования судом норм материального права. Полагает предписание в оспоренной части законным и обоснованным. Обращает внимание на следующие обстоятельства: управление не вменяет в вину заявителю несоблюдение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, либо нарушение процедуры осуществления производственного контроля, а потому вывод суда первой инстанции об отсутствии этих нарушений не имеет отношения к предмету спора; общество, как владелец источника выбросов вредных веществ атмосферный воздух несет обязанность по осуществлению инвентаризации выбросов с использованием преимущественно инструментального метода и лишь в случае невозможности его использования – расчетным способом на основании документации изготовителя оборудования или проектной (конструкторской) документации и (или) результатов пусконаладочных работ; в соответствии с письмом Росприроднадзора от 15.11.2012 №ВК-03-01-36/15437 «О направлении методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха», места отбора проб с целью осуществления функции государственного контроля должны соответствовать требованиям ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» (далее – ГОСТ 17.2.4.06-90); в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333, для определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу используются инструментальные и расчетные (расчетно-аналитические) методы, при этом инструментальный метод является превалирующим для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, и аэродинамические параметры выбросов должны измеряться в соответствии с действующими государственными стандартами (ГОСТ 17.2.4.06-90, ГОСТ 17.2.4.07-90 «Охрана природы. Методы определения давления и температуры газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» (далее – ГОСТ 17.2.2.07-90)); разработанным ОАО «НИИ Атмосфера» 30.09.2002 Методическим пособием по аналитическому контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предусмотрено, что государственные контролирующие органы могут проводить инструментальные измерения параметров выбросов на любом источнике независимо от того, какой метод используется при производственном контроле или инвентаризации, при этом организация природоохранной деятельности предприятия включает в себя оборудование силами предприятия мест определения аэродинамических параметров газовых потоков, отходящих от источников загрязнения и оборудование мест отбора проб газовоздушной смеси для проведения инструментальных замеров концентраций загрязняющих веществ; таким образом, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферу лица обязаны соблюдать в том числе требования ГОСТ 17.2.4.06-90 и ГОСТ 17.2.4.07-90 к производству инструментальных замеров, а вывод суда первой инстанции о необязательности указанных стандартов является необоснованным; в ходе проведенной проверки заявителя привлеченной управлением специализированной организацией отбор выбросов от принадлежащих обществу источников выбросов не производился в связи с тем, что точки обора проб на котлах оборудованы не в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4.06-90 и ГОСТ 17.2.4.07-90, в связи с чем заявителю выдано оспоренное предписание обязывающее организовать мероприятия по приведению точек отбора проб в соответствие с указанными ГОСТами; основанный на экспертном заключении от 09.06.2021 №135/21 вывод суда о невозможности соблюдения требований указанных ГОСТов в силу конструктивных особенностей оборудования является необоснованным, поскольку проводивший исследование эксперт не предупреждался об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и вопрос о возможности организации точек отбора проб в котлах не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как общество обязано принять меры для соблюдения действующего законодательства, в том числе путем замены либо модернизации имеющегося оборудования.

В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель управления, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. От управления в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя Управления Росприроднадзора.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ПАО «Т Плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1056315070350 и эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду – Сакмарскую ТЭЦ, расположенную по адресу: <...>, включенную в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляются указанным источником на основании разрешения №6, выданного Управлением Росприроднадзора в соответствии с приказом от 29.06.2017 №Н/Р-53, сроком действия с 29.06.2017 по 28.05.2022.

На основании приказа о проведении проверки от 06.04.2021 №398-П в период с 19.04.2021 по 18.05.2021 в отношении ПАО «Т Плюс» Управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. Результаты проверки отражены в акте проверки от 18.05.2021 №398-П с приложением составленного Филиалом «ЦЛАТИ по Оренбургской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» акта отбора проб промышленных выбросов в атмосферный воздух от 20.04.2021 №153/68-ВЗ, которыми зафиксировано в том числе, что точки отбора проб на организованных источниках выбросов (2 котла ТГМЕ-464 и 2 котла ТГМ-84) не соответствуют требованиям ГОСТ 17.2.4.6-90 и ГОСТ 17.2.4.7-90 (внутри газохода установлен перфорированный газоотборный зонд, расположенный по центру проходного сечения газохода; точки отбора проб находились не на прямолинейном участке), в связи с чем отбор проб на этих источниках выбросов не произведен.

По результатам проверки в адрес общества управлением выдано предписание от 18.05.2021 №398-П об устранении выявленных нарушений обязательных требований, пунктом 1 которого ПАО «Т Плюс» предписано в срок до 18.08.2021 организовать мероприятия по приведению точек отбора проб загрязняющих веществ на организованных источниках выбросов (2 котла ТГМЕ-464 и 2 котла ТГМ-84) в соответствие с ГОСТ 17.2.4.6-90 и ГОСТ 17.2.4.7-90.

Не согласившись с указанным требованиям предписания управления, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспоренного ненормативного правового акта.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) предусмотрено, что под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1). Государственный экологический надзор включает в себя в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (часть 2). Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 4). К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом (часть 5).

Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют в том числе право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 1 статьи 66 Закона №7-ФЗ).

Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления государственного надзора (контроля) и муниципального контроля, урегулирован положениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля», в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 которого, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.1.2, 5.1.5, 5.1.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах свей компетенции государственный экологический надзор, в том числе федеральный государственный надзор в области охраны водных объектов.

На территории Республики Башкортостан и Оренбургской области федеральный государственный экологический надзор (в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов) осуществляет Управление Росприроднадзора (пункт 4.1 Положения о Южно-Уральском межрегиональном Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 №493).

То есть, оспоренный ненормативный правовой акт принят управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии со статьей 3 Закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 39 Закона №7-ФЗ предусмотрено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, приведены в статье 15 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ), в силу части 1 которой в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Согласно статье 22 Закона №96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (часть 1). Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами (часть 2).

Оценка соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Законом №7-ФЗ (статья 24 Закона №69-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта Российской Федерации на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

В целях повышения эффективности работы государственных инспекторов по охране природы территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, повышения качества проведения мероприятий по надзору в области охраны атмосферного воздуха, Росприроднадзором подготовлены Методические рекомендации по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха, направленные письмом от 15.11.2012 №ВК-03-01-36/15437. В силу пункта 1 этих Методических рекомендаций, Методические рекомендации предназначены для использования государственными инспекторами по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) в работе при осуществлении мероприятий по государственному надзору в области охраны атмосферного воздуха. Пунктами 3.12 и 3.13 Методических рекомендаций предусмотрено, что выбор точек отбора проб из источников выбросов в атмосферу производится сотрудниками экспертной организации (специализированной лаборатории). При выборе точек отбора проб для источников выбросов разного типа рекомендуется выполнять требования, изложенные в нормативных документах по контролю за выбросами в атмосферу: «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», С.-Пб., НИИ Атмосфера, 2005 (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333). Места отбора проб должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 17.2.4.06-90 Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения, и иными документами предусматривающие указанные требования к местам отбора проб.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», С.-Пб., НИИ Атмосфера, 2005 (введенным письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333), для определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу используются инструментальные и расчетные (расчетно-аналитические) методы. Инструментальные методы являются превалирующими для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (ГОСТ 17.2.3.02-78). К основным источникам с организованным выбросом относятся: дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы. Аэродинамические параметры выбросов должны измеряться в соответствии с действующими государственными стандартами (ГОСТ 17.2.4.06-90, ГОСТ 17.2.4.07-90, ГОСТ 17.2.4.08-90).

НИИ «Атмосфера» 30.09.2002 утверждены Методические указания по оборудованию мест отбора проб при экоаналитическом контроле промышленных выбросов в атмосферу. В соответствии с введением в эти Методические указания, этот документ рекомендует порядок оборудования мест пробоотбора для организации контроля источников промышленных выбросов в атмосферу, требования к точкам отбора проб и правила техники безопасности при оборудовании мест отбора проб; применяется при проведении природоохранных работ на промышленных предприятиях: при инвентаризации источников загрязнения атмосферы, при зкоаналитическом контроле источников выбросов, при контроле эффективности газоочистного оборудования; предназначен для использования: на предприятиях, загрязнителях атмосферного воздуха; органами государственного и производственного экологического контроля; лицензированными организациями, осуществляющими инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, выполнение план-графика контроля нормативов ПДВ и контроль эффективности газоочистного оборудования. Пунктом 5.2 указанных Методических указаний предусмотрено, что организация природоохранной деятельности предприятия включает в себя оборудование мест определения аэродинамических параметров газовых потоков отходящих от ИЗА и оборудование мест отбора проб газовоздушной смеси для проведения инструментальных замеров концентраций ЗВ в промышленных выбросах. Для обеспечения достоверности определения параметров выбросов, безопасности и удобства работающих лиц, точки отбора проб должны быть оборудованы в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических указаниях. Место отбора проб оборудуется силами предприятия.

Исходя из положений указанных норм, управление полагает, что общество, эксплуатируя объект негативного воздействия на окружающую среду – Сакмарскую ТЭЦ, несет обязанность оборудовать собственными силами места отбора проб газовоздушной смеси для проведения инструментальных замеров концентраций загрязняющих веществ (в том числе в целях инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и осуществления государственного надзора за охраной атмосферного воздуха) в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4.06-90, ГОСТ 17.2.4.07-90.

Актом проверки зафиксировано, что в ходе проведения проверки 20.04.2021 с привлечением сотрудников ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отбор проб промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не был произведен в связи с тем, что точки отбора проб на котлах ТГМЕ-464 (2 котла) и ТГМ-84 (2 котла) оборудованы не в соответствии с требованиями названных ГОСТов, а именно: внутри газохода установлен перфорированный пробоотборный зонд, расположенный по центру проходного сечения газохода (наличие пробоотбрного зонда предполагает проведение отбора проб с применением соединительного приспособления (шланга), что не соответствует требованиям ГОСТов), а также точки отбора проб на указанных источниках находились не на прямолинейном участке, что требуется в соответствии с ГОСТами.

Обосновывая довод об обязательности применения обществом названных ГОСТов, управление ссылается на положения пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», в силу которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей в том числе целям охраны окружающей среды.

Суд первой инстанции не согласился с позицией управления об обязательности требований названных ГОСТов, введенных в действие Постановлениями Госкомприроды СССР в 1990 и 1991 годах, поскольку: эти акты не прошли регистрацию в Минюсте России в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»; сфера применения и обязательность их исполнения в ГОСТах не установлены; ГОСТы направлены не на установление обязательных к применению требований к техническим изделиям и агрегатам, а закрепляют только методы определения скорости и объемного расхода газопылевых потоков (то есть, определяют лишь методологию проведения замеров).

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о необоснованности ссылки управления в рассматриваемой ситуации на положения названных ГОСТов, поскольку этими актами действительно не установлены требования к оборудованию мест отбора проб газовоздушной смеси для инструментальных замеров концентраций загрязняющих веществ.

Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто управлением, на Сакмарской ТЭЦ обществом используются инструментальные и расчетные методы определения количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (замеры концентрации показателей выполняются инструментально – газоанализаторами; объем дымовых газов определяется расчетным путем согласно РД 34.02.305-98), что не противоречит требованиям приведенных выше нормативных актов. Пробоотборные точки паровых котлов Сакмарской ТЭЦ оборудованы согласно требованиям стандарта отрасли 34.02.320-2003 «Организация контроля газового состава продуктов сгорания стационарных паровых и водогрейных котлов. Методические указания». Для проведения анализов ПАО «Т Плюс» использует перфорированные пробоотборные зонды, установленные по центру проходного сечения газоходов. То есть, на котлах заявителя отбор проб производится в соответствии со стандартом отрасли, распространяющимся именно на паровые котлы паропроизводительностью от 75т/ч и на водогрейные котлы мощностью от 58МВт (50 Гкал/ч) и выше, следовательно, пробоотборные точки на котлах заявителя соответствуют требованиям нормативно технических документов.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно поддержан довод заявителя о неисполнимости оспоренного предписания ввиду невозможности организовать проотборные отверстия на котлах ТГМЕ-464 (2 котла) и ТГМ-84 (2 котла) в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90 и ГОСТ 17.2.4.06-90 в связи конструктивными особенностями оборудования (на источниках выбросов отсутствуют прямолинейные участки с соотношением диаметра и длины, указанным в ГОСТ 17.2.4.06-90).

В подтверждение своей позиции обществом в материалы дела представлено заключение ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» «Определение возможности организации точек отбора проб загрязняющих веществ в уходящих газах котлов ТГМ-84 ст. №1, 2, 3 и ТГМЕ-464 ст.№4, 5 Сакмарской ТЭЦ филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90 и ГОСТ 17.2.4.06-90» и письмо завода-изготовителя ПАО ТКЗ «Красный котельщик» от 31.05.2021 № И-ТКЗ-ЦИиЦ-2021-8005003.

В соответствии с указанным экспертным заключением, оборудование котлоагрегатов спроектировано, изготовлено и поставлено в период с 1965 года по 1982 год, в связи с чем на него не могут быть распространены требования НТД, введенные позже. Требование организовать пробоотборные отверстия на газоходах котлов ТГМЕ464 (2 котла) и ТГМ-84 (3 котла) и в дымовых трубах Сакмарской ТЭЦ в соответствии требованиями ГОСТ 17.2.4.06-90, ГОСТ 17.2.4.07-90 является физически неисполнимым по причине отсутствия прямолинейных участков, равных 4-5 эквивалентных диаметров газохода. Дымовые трубы имеют большую концентрацию арматуры в железобетонном стволе (двойной каркас в вертикальном и в горизонтальном сечениях). При выполнении пробоотборных отверстий в дымовой трубе произойдет повреждение стержней арматуры, что вызовет ослабление сечения, нарушение. Следовательно, работы по внесению изменений в конструкции котлов повлекут нарушение требований промышленной безопасности опасного производственного объекта и могут привести к разрушению участвующих в процессе производства энергии элементов оборудования. В заключении отражены следующие выводы: предписание Управления от 18.05.2021 №398-П является необоснованным и фактически неисполнимым; при осуществлении производственного контроля филиал «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» руководствуется РД 153-34.0-02.306-98 «Правила организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных», а также СО 153-34.02.304-2003 «Методические указания по расчету выбросов оксидов азота с дымовыми газами котлов тепловых электростанций», СО 34.02.320-2003 Методические указания «Организация контроля газового состава продуктов сгорания стационарных паровых и водогрейных котлов», ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов», что полностью соответствует требованиям пункта 2 статьи 22 Закона №96-ФЗ; на Сакмарской ТЭЦ филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с пунктом 7.3 ГОСТ Р 58577-2019 инструментальными и расчетными методами по методике, используемой при проведении инвентаризации, и согласно пункту 7.1 ГОСТ Р 58577-2019 и (или) автоматическими газоанализаторами типа Testo 330-2-LL per. № 54361-13 и Testo 340 per. № 47581-11 непосредственно на источниках, при этом полностью выполняются требования пункта 2 статьи 22 Закона №96-ФЗ.

Полагая указанное экспертное заключение ненадлежащим доказательством, управление указывает на то, что проводивший исследование эксперт не предупреждался об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доводы подателя апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению.

Представленное заявителем заключение ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» с процессуальной точки зрения представляет собой полученное вне рамок рассмотрения арбитражного дела мнение специалиста (чья компетенция подтверждена документально) и в этом качестве соответствует предъявляемым статьей 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиям к письменным доказательствам. Отсутствие предупреждения эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения не исключает доказательственного значения указанного документа.

Поскольку каких-либо доказательств, опровергающих изложенные в этом заключении выводы специалиста, управлением не представлено, оснований для критического отношения к таким выводам у суда не имеется.

Как указано выше, заключением установлено соблюдение обществом при оборудовании точек отбора проб в целях контроля выбросов вредных веществ специальных нормативных требований РД 153-34.0-02.306-98 «Правила организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных», а также СО 153-34.02.304-2003 «Методические указания по расчету выбросов оксидов азота с дымовыми газами котлов тепловых электростанций», СО 34.02.320-2003 Методические указания «Организация контроля газового состава продуктов сгорания стационарных паровых и водогрейных котлов», ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов», а также невозможность соблюдения требований ГОСТ 17.2.4.06-90, ГОСТ 17.2.4.07-90 в силу конструктивных особенностей оборудования.

В соответствии с письмом завода-изготовителя от 31.05.2021 № И-ТКЗ-ЦИиЦ-2021-8005003, паровые котлы ТГМ и ТГМЕ-464 были изготовлены и поставлены ПАО ТКЗ «Красный котельщик» в период с 1965 года по 1982 год. Выбор мест расположения, монтажа точек отбора проб газов из газоходов производились в ходе проведения пусконаладочных и режимноналадочных испытаний котлов в соответствии с действовавшими на момент проведения работ нормативно техническими документами. Поскольку оборудование котлоагрегатов спроектировано, изготовлено и поставлено в период с 1965 года по 1982 год, на него не могут быть распространены требования нормативных документов, введенных позже.

Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренной частью предписания управления на ПАО «Т Плюс» необоснованно возложена обязанность, не согласующаяся с требованием закона и создающая для заявителя препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности.

То есть, материалами дела подтверждена совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленного обществом требования о признании предписания в оспоренной части недействительным.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2021 по делу №А07-21564/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродндазора) – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: Е.В. Бояршинова

П.Н. Киреев