ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-26789/2017 от 04.06.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6120/2018

г. Челябинск

07 июня 2018 года

Дело № А07-26789/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Бояршиновой Е.В. и Скобелкина А.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива- Сервис» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2018 по делу № А07-26789/2017 (судья Зиганшина Ю.С.)

В судебном заседании приняли участие представители

общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива- Сервис» - ФИО1 (доверенность № 01/2018 от 07.05.2018),

Государственного Комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - ФИО2 (доверенность № 2 от 09.01.2018),

общества с ограниченной ответственностью «Белорецкий коммунальщик» - ФИО3 (доверенность № 04 от 03.05.2018)

29.08.2017 общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (далее – заявитель, ООО «Альтернатива») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному Комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет, административный орган) о признании незаконными Приказов № 474 и № 476 от 11.08.2017 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.

Внеочередными собраниями собственников жилья многоквартирных домов (далее - МКД) по адресам: <...> приняты решения о выборе способа управления – заключения договоров управления с заявителем, который вправе приступить к управлению МКД после внесения соответствующих записей в Реестр лицензий Республики Башкортостан (далее - Реестр).

28.07.2017 общество представило в Комитет заявления и пакет документов о внесении изменений в Реестр. Приказами Комитета от 11.08.2017 во внесении изменений незаконно отказано. Поскольку все необходимые документы были представлены, а отказ создает препятствия предпринимательской деятельности управляющей компании, решения Комитета следует признать незаконными (т.1 л.д. 3-8, т.3 л.д. 51-52, 64-66).

Комитет возражал против заявленных требований, указывал на законность принятых Приказов (т.3 л.д. 1-2, 60-61).

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (далее - ООО «Коммунальщик»).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2018 в удовлетворении требований отказано.

Суд установил нарушения, допущенные при проведении собраний собственников МКД, которыми приняты решения об изменении управляющей организации.

Так, договор управления с ООО «Альтернатива» из 115 собственников МКД по адресу: <...> заключили 48 человек, т.е. решение общего собрания о выборе управляющей организации не реализовано, поскольку, договор заключили менее половины жителей дома. Нарушен порядок оформления протокола общего собрания.

При оформлении результатов голосования жильцов МКД по адресу: ул. Косоротова 13 также допущены нарушения оформления протокола. Несоблюдение требований к оформлению протокола является достаточным основанием для отказа внесения изменений в Реестр (т.3 л.д. 125-138).

03.05.2018 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворения требований.

Основаниями для отказа внесения изменений в Реестр являются технические неточности, допущенные во вводной части протоколов общих собраний, они не создают правовой неопределенности в количестве голосов и являются устранимыми.

Учитывая малозначительность этих нарушений, они не могут быть достаточными основаниями для отказа во внесении изменений (т.4 л.д. 3-9).

Комитет и третье лицо возражают против апелляционной жалобы, ссылаются на обстоятельства, установленные судебным решением.

Третьим лицом заявлено об изменении названия юридического лица на ООО «Белорецкий коммунальщик», которые приняты судом апелляционной инстанции.

При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав стороны и третье лицо, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО «Альтернатива» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 29.01.2016 (т.1 л.д. 104), произошло переименование общества в ООО «Альтернатива – Сервис» (т.2 л.д. 142-149), ООО «Коммунальщик» зарегистрировано 06.04.2012 (т.3 л.д. 78). Заявитель имеет лицензию № 000393 от 03.03.2016 на осуществление деятельности по управлению МКД (т.1 л.д. 13-14).

Жильцами МКД по адресам – ул. Точисского 19а и ул. Косоротова 13 в марте 2017 года проведены общие собрания жильцов, где приняты решение о выборе для управления МКД как управляющей организации ООО «Альтернатива» (т.1 л.д. 123-129, 112-128 т.2). Ранее - в 2013-2015 года управляющей организацией было ООО «Коммунальщик».

28.07.2017 ООО «Альтернатива» обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий, представлены решения собраний и пакет документов (т.1 л.д. 147-148, 136-137 т.2).

Госкомитетом РБ была проведена проверка соответствия представленных протоколов общих собраний собственников МКД требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом от 25 декабря 2015 г. № 937/пр.

В ходе проверки дома по ул. Косоротова 13 выявлены нарушения, перечисленные в заключении № 428 от 10.08.2017:

-согласно пп. «г» п.11 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утверждённых приказом от 25 декабря 2015 г. № 937/пр (далее- Требования) вводная часть протокола общего собрания включает в себя сведения об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме.В нарушении указанного пункта отсутствуют сведения об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме,

-по пп. «а» п.19 указанных Требований обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме.Требуемый реестр собственников помещения МКД приложен, однако не у всех собственников указаны реквизиты документа на право собственности владельцев отдельных помещений

-по п. 21 указанных Требований реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов, и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания. В нарушении указанного пункта отсутствуют дата проставления подписи лица проводившего подсчет голосов.

По дому по адресу: ул. Точисского 13а в протоколах решений общих собраний установлены нарушения:

-согласно п.9 указанных Требований заголовок к содержательной части должен содержать адрес многоквартирного дома, вид общего собрания (годовое, внеочередное) и форму его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).В нарушение указанного пункта в протоколе в соответствии с представленным заявителем протоколом проводилось «очередное» собрание, которое не предусмотрено указанным Требованием.

-по п.п. «г» п.11 указанных Требований вводная часть протокола общего собрания включает в себя сведения об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме.В нарушении указанного пункта отсутствуют сведения об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

-по пп. «а» п.19 указанных Требований обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме.Требуемый реестр собственников помещений МКД приложен, однако не у всех собственников указаны реквизиты документа на право собственности (кв. № 012, № 027, кв. № 048, №061, №062, кв. №65)

-согласно п. 21 указанных Требований реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов, и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.В нарушении указанного пункта отсутствуют дата проставления подписи лица проводившего подсчет голосов.

Нарушения указаны в заключениях № 428 от 10.08.2017 и № 428-1 от 11.08.2017 (т.3 л.д. 45-46, 47-49).

Приказами Комитета № 476 и № 474 от 11.08.2017 о внесении изменений отказано, причины отказа не указаны, по пояснению Комитета основаниями для отказов были нарушения, допущенные при оформлении протоколов (т.2 л.д. 2, 141).

Ранее изданным приказом № 358 от 06.07.2017 в Реестр внесены изменения – управляющей организацией в части вышеуказанных МКД определено ООО «Коммунальщик» (т.3 л.д. 101).

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан по делу № 2А-2378/2017 от 16.11.2017 в признании незаконным приказа № 358 отказано (т.3 л.д. 88-96).

По утверждению подателя апелляционной жалобы – ООО «Альтернатива» суд первой инстанции не учел, что допущенные недостатки при оформлении протоколов общего собрания являются незначительными и не могут являться основанием для отказа во внесении изменений в Реестр.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ч.2 ст.198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее – Порядок, утвержденный Приказом № 938/пр). Указанный порядок устанавливает перечень документов, обязательных к представлению и порядок рассмотрения заявления.

Согласно п.5 Порядка, утвержденного Приказом №938/пр, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.

д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, которыми установлен не только порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, но и утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Несоблюдение Требований, утвержденных приказом № 937/пр, к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, установленных приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. №937/пр, является основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий (письмо Минстроя России от 23.06.2017г. № 22223-00/04).

Суд первой инстанции пришел к выводу, что протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу г. Белорецк, ул. Точисского, д. 19а №02 от 06.03.2017 и по адресу г. Белорецк, ул. Косоротова, д. 13, №01 от 09.03.2017 в силу ст.46 ЖК РФ не соответствуют Требованиям, утвержденным Приказом Минстроя №937/пр. Данным приказом установлены императивные требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

По пояснению сторон общие собрания жильцов МКД проведены повторно, документы с уточнениями переданы для рассмотрения в Комитет.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что вопрос о существенности или несущественности нарушений оформления протоколов носят оценочный характер и не видит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2018 по делу № А07-26789/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива- Сервис» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов

Судьи Е.В.Бояршинова

А.П.Скобелкин