ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-341/18 от 16.01.2018 АС Республики Башкортостан


АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Октябрьской революции, 63а

450057,  г.Уфа

Тел. (347)  272-59-60, 272-13-89

Факс (347) 272-27-40

http://ufa.arbitr.ru

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352

ИНН/КПП 0274037972/027401001

16.01.2018г. № А07-341/2018

Государственный комитет

Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей

ул. Цюрупы, 13, г. Уфа,

Республика Башкортостан, 450008

В связи с поступлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан определения заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей о передаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности от 29 декабря 2017 года сообщаю следующее.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган либо в суд.

Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Кроме того, судам следует учитывать, что положения части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут толковаться как исключающие предусмотренное пунктом 3 части 1 этой статьи право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении них должностными лицами, по делам об административных правонарушениях.

Аналогичные разъяснения были приведены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзацах первом и четвертом пункта 11 постановления от 27.01.2003г. № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Иной подход противоречит правовой природе досудебного способа разрешения спора, предполагающего исчерпание сторонами всех возможных внесудебных способов и средств разрешения такого конфликта до обращения в суд.

Указанное соответствует правовому подходу Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в постановлении от 20.11.2007г. № 8815/07, и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в постановлении от 30.01. 2014г. № 303-АД14-1918.

Таким образом, привлеченное к административной ответственности юридическое лицо в силу приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет право обжаловать вынесенное в его отношении постановление как вышестоящему должностному лицу, так и в арбитражном суде.

Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Следовательно, нормы арбитражного процессуального законодательства не позволяют арбитражному суду возбуждать производство на основании определений административных органов о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Тот факт, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит норму о передаче дела для рассмотрения по подведомственности, не имеет значения, поскольку в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами. Это касается наименования категорий дел (параграфы 1 и 2 главы 25), оснований возбуждения производства по делам (часть 2 статьи 202 и часть 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (статьи 206 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), составления протокола судебного заседания (статья 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (часть 5 статьи 206 и часть 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, дела об административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами по нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые имеют, в силу правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приоритет перед аналогичными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичный вывод был сделан Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 20.02.2014г. № 261-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мешалкина Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Отсутствуют в рассматриваемом случае и основания для применения положений части 1 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Из содержания данной нормы следует, что лицо вправе подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении не непосредственно в суд, а в административный орган для передачи в суд.

Положения указанной статьи должны быть учтены при условии, что из направленных в адрес административного органа документов должно явно следовать, что документы адресованы не административному органу, а для передачи административным органом в суд.

В рассматриваемом же случае, как это следует из представленных материалов, документ Общества с ограниченной ответственностью "Граф" от 28 декабря 2017 года за исходящим номером 18, именованный как «Ходатайство об отмене постановления № 656 Д-463 от 07.06.2016», был адресован непосредственно Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, а не Арбитражному суду Республики Башкортостан.

При этом из представленных материалов не усматривается, что направленное в адрес административного органа ходатайство не сопровождалась письмом с прямым указанием на передачу его в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в арбитражный суд. В тексте самого ходатайства такие требования также отсутствуют.

В этой связи, названное ходатайство Общества с ограниченной ответственностью "Граф" подлежало рассмотрению вышестоящим должностным лицом Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку в рассматриваемом случае адресованное Арбитражному суду Республики Башкортостан заявление Общества с ограниченной ответственностью "Граф", оформленное в соответствии с требованиями § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствует, отсутствуют и основания для возбуждения производства по делу в Арбитражном суде Республики Башкортостан, в связи с чем возвращаю поступивший материал.

Судья                                                       И.В.Симахина

Приложение:

1. Сопроводительное письмо от 29 декабря 2017 года за исходящим номером 9141-09 на одном листе.

2. Приложенные к сопроводительному письму от 29 декабря 2017 года за исходящим номером 9141-09 документы на сорока пяти листах.

Исп. Максютов Т.Р.

Тел (347) 272-83-91