ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А08-2884/20 от 29.07.2021 АС Центрального округа

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

05 августа 2021 года

              Дело №А08-2884/2020

г.Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2021 года.

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего судьи   

                    ФИО1

судей      

                    ФИО2

                    ФИО3

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

                    ФИО4

при участии:

от Администрации города Белгорода – ФИО5, представитель по доверенности от 16.03.2021;

от акционерного общества Белгородский завод лимонной кислоты «ЦИТРОБЕЛ» - ФИО6, генеральный директор на основании выписки из ЕГРЮЛ;

от общества с ограниченной ответственностью «ЦИТРОБЕЛ» – не явились, извещены надлежаще;

от общества с ограниченной ответственностью «Геоцентр Черноземье»  – не явились, извещены надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу администрации города Белгорода   на решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.12.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу № А08-2884/2020,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Белгорода (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области  с иском к акционерному обществу Белгородский завод лимонной кислоты "ЦИТРОБЕЛ" (далее - АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ"), обществу с ограниченной ответственностью "ЦИТРОБЕЛ" (далее - ООО "ЦИТРОБЕЛ"): о возложении на ответчиков обязанности обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка площадью 213 964 кв. м с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород в западном промышленном районе города, с проведением государственной экологической экспертизы проекта рекультивации в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о возложении на ответчиков обязанности провести рекультивацию земельного участка площадью 213 964 кв. м с кадастровым номером 31:16:0102001:3 в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, прошедшим государственную экологическую экспертизу, за счет собственных средств (уточненное исковое заявление).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский и проектный центр гидрогеологии, инженерной геологии и мониторинга геологической среды «Черноземье» (далее - ООО «Геоцентр Черноземье»).

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 28.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021,  исковые требования удовлетворены частично. На ответчиков судом возложена обязанность солидарно провести рекультивацию земельного участка площадью 213 964 кв. м с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в западном промышленном районе города Белгорода, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, прошедшим государственную экологическую экспертизу, за счет собственных средств. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчиков обязанности обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка площадью 213 964 кв. м с кадастровым номером 31:16:0102001:3 с прохождением государственной экологической экспертизы в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон,  судебная коллегия считает, что состоявшиеся по настоящему делу  судебные акты в обжалуемой части отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода (арендодатель) и АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 08.12.2017 N 199, по условиям которого во владение и пользование  арендатора предоставлены  земельные участки  площадью 213 964 кв. м с кадастровым номером 31:16:0102001:3 в западном промышленном районе города и площадью 118 343 кв. м с кадастровым номером 31:16:0109008:10 по ул. Чичерина для рекультивации земель данных земельных участков.

Указанный договор аренды сторонами  заключен сроком на 6 месяцев - до 19.03.2018. Условия  данного договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 19.09.2017.

Распоряжением администрации города Белгорода от 14.05.2018 N 544 договор аренды земельного участка от 08.12.2017 N 199 расторгнут.

Между комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода (арендодатель) и АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 18.05.2018 N 54, по условиям которого вышеперечисленные земельные участки повторно предоставлены арендатору для целей рекультивации земель.

Срок действия договора аренды земельного участка установлен  до 30.09.2019. Условия  данного договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 14.05.2018.

В целях осуществления рекультивации земель АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ" 01.07.2019 заключило соглашение с ООО "ЦИТРОБЕЛ" (исполнитель), согласно которому исполнитель должен  заключить договор с организацией, выполняющей работы по разработке проекта рекультивации полей фильтрации, оплатить 90% от цены договора и осуществлять финансирование расчистки полей фильтрации от фильтрата цитрата кальция в размере 90%.

Специализированными организациями по заданию ответчика был разработан проект рекультивации земель, который  предоставлялся в уполномоченные органы власти для его проверки.

Неоднократно указанный проект возвращался обществу для его доработки.

В очередной раз письмом от 22.05.2019 N 1868638 администрация города Белгорода сообщила АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ" о необходимости направления проекта рекультивации земельного участка полей фильтрации с кадастровым номером 31:16:0102001:3 на государственную экологическую экспертизу.

В связи с неисполнением ответчиками обязательств по проведению рекультивации земель земельного участка с кадастровым номером 31:16:0102001:3 администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчиков обязанности   обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка площадью 213 964 кв. м с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в западном промышленном районе города, с прохождением государственной экологической экспертизы в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 9 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон №174-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относится, в частности, организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372, предусмотрено, что порядок проведения общественных слушаний определяется и организуется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (пункт 4.9 Положения).

К числу документов, предоставляемых на государственную экологическую экспертизу, относятся материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления - материалы общественных слушаний (пункт 1 статьи 14 Закона 174-ФЗ).

Как указано выше, разработанный проект рекультивации ответчиком неоднократно представлялся в орган местного самоуправления, который последнему возвращался для доработки с соответствующими замечаниями.

В очередной раз решением постоянной комиссии по рекультивации земель на территории городского округа город Белгород (протокол от 30.03.2018) было предложено  АО БЗЛК «ЦИТРОБЕЛ» обеспечить доработку проектов рекультивации земельных участков под полями фильтрации и отстойником цитрогипса в соответствии с требованиями действующего природоохранного, земельного и санитарного законодательства, градостроительных норм с учетом внесения корректив по замечаниям, высказанным в ходе проведения постоянной комиссии, включая проведение оценки воздействия на окружающую среду и проведение общественных обсуждений о намечаемой деятельности по рекультивации полей фильтрации и отстойника цитрогипса, представить указанные проекты рекультивации в постоянную комиссию по рекультивации земель на территории городского округа город Белгород после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

После доработки проекта рекультивации решением постоянной комиссии по рекультивации земель на территории городского округа город Белгород (протокол от 09.11.2018)  проект рекультивации земельного участка полей фильтрации  с кадастровым номером 31:16:0102001:3   был согласован и обществу рекомендовано осуществить корректировку проекта в части исключения березы из породного состава зеленых насаждений с заменой на сосну обыкновенную, липу мелколистную или акацию белую, определено направление рекультивации земельного участка, как лесохозяйственное, с осуществлением  авторского контроля поэтапной реализации проекта рекультивации.

Распоряжением администрации города Белгорода от 22.05.2019 N 448 признано незаконным и отменено решение постоянной комиссии по рекультивации земель на территории городского округа город Белгород от 09.11.2018 о согласовании проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 31:16:0102001:3.

Письмом  от 22.05.2019 N 1868638 администрация города Белгорода указала АО БЗЛК "ЦИТРОБЕЛ" на необходимость направления проекта рекультивации земельного участка полей фильтрации с кадастровым номером 31:16:0102001:3 на государственную экологическую экспертизу.

Как следует из материалов дела, истец, заявив исковые требования   о возложении  обязанности обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка  с кадастровым номером 31:16:0102001:3, также просил суд и возложить на ответчиков обязанность по осуществлению  государственной экологической экспертизы данного проекта в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, процедуре проведения государственной экологической экспертизы должна предшествовать процедура проведения общественных слушаний  об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, организация и порядок проведения которых возложена на органы местного самоуправления.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что администрация города Белгорода в установленном законом порядке были приняты меры к организации и проведению общественных слушаний по спорному вопросу.

При таких обстоятельствах спора правовые основания для возложения на ответчиков обязанности провести государственную экологическую экспертизу проекта рекультивации в течении семи месяцев с со дня вступления судебного акта в законную силу отсутствовали.

Отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на ответчиков обязанности  обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка  с кадастровым номером 31:16:0102001:3, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.

Как указано выше, разработанный акционерным обществом Белгородский завод лимонной кислоты "ЦИТРОБЕЛ" проект рекультивации земельного участка неоднократно представлялся в орган местного самоуправления. При этом обществом принимались меры к устранению замечаний по данному проекту. В окончательном варианте проект рекультивации был согласован специально учрежденной комиссией  по рекультивации земель на территории городского округа город Белгород.

В ходе судебного разбирательства администрацией города Белгорода не были представлены суду допустимые доказательства, свидетельствующие о несоответствии спорного проекта рекультивации требованиям действующего природоохранного, земельного и санитарного законодательства, градостроительным нормам.

При таких обстоятельствах спора решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа администрации города Белгорода в удовлетворении требований  о возложении на ответчиков обязанности обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка  с кадастровым номером 31:16:0102001:3 с прохождением государственной экологической экспертизы в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу судебная коллегия считает законными и обоснованными.

При этом суд кассационной инстанции также учитывает, что судебным актом по настоящему делу, принятом по существу заявленного спора, на ответчиков судом возложена обязанность  провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 31:16:0102001:3, расположенного по адресу: г. Белгород, в западном промышленном районе города. Исполнение судебного акта в этой части на должников возлагает обязанность осуществить рекультивацию земельного участка в установленном законом порядке, в том числе путем разработки проекта рекультивации и проведения государственной экологической экспертизы данного проекта.

Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанций в обжалуемой части основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.

Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных  актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.12.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу №А08-2884/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Судьи

ФИО1

ФИО2

ФИО3