ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А08-578/14 от 08.10.2014 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу

14 октября 2014 года

Дело №А08-578/2014

г. Калуга

Резолютивная часть постановления оглашена 08.10.2014.

Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2014.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

судей

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:

при участии в заседании:

от истца:

Управления лесами Белгородской области

от ответчиков:

Государственного научного учреждения "Алексеевская опытная станция ВНИИ масличных культур им.В.С.Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук"

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области

от третьих лиц:

ОКУ "Алексеевское лесничество"

Гриднева А.Н.

Леоновой Л.В.

ФИО1

ФИО2

ФИО3- представителя по доверенности № 658 от 14.04.2014;

не явился, извещен надлежаще;

не явился, извещен надлежаще;

не явился, извещен надлежаще;

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу Управления лесами Белгородской области, г. Белгород, на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.05.2014 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 г. по делу № А08-578/2014

УСТАНОВИЛ:

Управление лесами Белгородской области (далее - истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Государственному научному учреждению Алексеевская опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института масленичных культур им. В.С. Пустовойта (далее - ответчик) о признании смежной границы согласно заключения от 14.02.2012 г.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального агентства по управлению имуществом в Белгородской области; ОКУ "Алексеевское лесничество".

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.05.2014 по делу N А08-578/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 г. судебное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истец просит вышеназванные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушения норм права и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

В судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии арбитражного суда Белгородской области, представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями разрешившими спор, квартал N 106 часть выдела 6 входит в состав участка лесного фонда общей площадью 83190000 кв. м, с условным номером 31-31-01/115/2012-923, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Кроме того, согласно материалов лесоустройства 1973, 1984, 1994 гг. квартал N 106 ОКУ "Алексеевское лесничество" (бывшее Городищенское лесничество) является участком государственного лесного фонда.

Заявитель считает, что земельный участок, местоположением Белгородская область, Алексеевский район, (бывшее Городищенское лесничество) квартала N 106 часть выдела 6 находится в федеральной собственности и в силу положения лесного законодательства не может находиться в частной или муниципальной собственности. Уточнение границ участков лесного фонда, проводилось посредством межевания и постановки участка лесного фонда на кадастровый учет.

Сведения получены от филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Заплеспроект" в результате выполнения работ по Государственному контракту от 14 февраля 2012 года N Р-2К-12-1, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию.

Заявитель полагает, что факт наложения земельных участков лесного фонда и участка с иной категорией использования подтверждается Альбомом Сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий. Заключения N 36 подписанное директором филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Заплеспроект" ФИО4 и кадастровым инженером 2 категории 1 ФИО5 подтверждают, что по результатам установления на местности границ лесного фонда и участка земель иной категории имеется наложение земельного участка с кадастровым номером - 31:22:0701003:268 - заключение N 36 с площадью пересечения 43514 кв. м на земли лесного фонда.

Отказывая в удовлетворении иска суды обоснованно указали и руководствовались следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно материалов лесоустройства 1973, 1984, 1994 гг. квартал N 106 ОКУ "Алексеевское лесничество" (бывшее Городищенское лесничество) является участком государственного лесного фонда, а квартал квартала N 106 часть выдела 6 входит в состав участка лесного фонда общей площадью 83190000 кв. м, с условным номером 31-31-01/115/2012-923, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, согласно Альбому Сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий. Заключения N 36 подписанное директором филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Заплеспроект" ФИО4 и кадастровым инженером 2 категории 1 ФИО5 произошло наложение земельных участков лесного фонда и участка с иной категорией использования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" одним из документов кадастрового учета является межевой план, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

В рассматриваемом случае индивидуализация лесного участка для целей государственной регистрации осуществлена по данным лесоустройства без проведения межевания границ со смежными земельными участками и согласования, вследствие чего, могло произойти наложение границ спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения и лесного участка.

Заключения о пересечении границ земельных участков сделаны без выхода на спорные участки и без анализа местоположения и площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Представленные документы земельных участков и планы земельных участков не позволяют однозначно определить местонахождение спорных земельных участков на местности.

Сторонами не представлено описание местоположения границ земельных участков, то есть, в каких системах координат оно проводилось.

Согласно статье 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункта 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Предъявление иска к правообладателю земельного участка, с требованием установления границ земельного участка, возможно при наличии межевых планов землепользователей, в отношении которых возник соответствующий спор.

Смежный земельный участок находится в собственности РФ.

Истцом суду не было представлено как межевых планов, так и доказательств осуществления действий по межеванию земельного участка с извещением Российской Федерации как собственника земельного участка (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10).

Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.05.2014 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 г. по делу № А08-578/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.

Председательствующий А.Н.Гриднев

Судьи Л.В.Леонова

ФИО1