ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-10268/18 от 11.04.2019 АС Брянской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело № А09-10268/2018

Резолютивная часть постановления объявлена    11.04.2019

Постановление изготовлено в полном объеме    18.04.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей Дайнеко М.М. и Рыжовой Е.В.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., при участии представителей: заявителя – Станичного казачьего общества «Пересвет» Брянского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1  (доверенность от 01.07.2018), заинтересованного лица – Администрации Брянского района (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 12.04.2017 № 1-1086А), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Станичного казачьего общества «Пересвет» Брянского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.12.2018 по делу № А09-10268/2018 (судья Малюгов И.В.),

УСТАНОВИЛ:

Станичное казачье общество «Пересвет» Брянского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» (далее – заявитель, общество, СКО «Пересвет») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Администрации Брянского района (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа в реализации права на приобретение в аренду обществом в целях сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования на срок 10 лет земельного участка по адресу: Брянская область, Брянский район, н.п. Белобережская пустошь, площадью                                  96 112 кв.м, кадастровый номер: 32:02:0550305:574, содержащийся в письме от 06.09.2018 № 6-3558А и о понуждении администрации направить обществу договор аренды указанного земельного участка на срок 10 лет.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован соответствием оспариваемого ненормативного правового акта требованиям законодательства и отсутствием доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с решением суда, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на  неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Заявитель указывает на незаконность проведения публичных слушаний и фиктивность представленных ответчиком протоколов заключения публичных слушаний, проведенных 16.08.2018. По мнению общества, в администрацию были представлены все необходимые доказательства, подтверждающие наличие его права на приобретение в аренду испрашиваемого земельного участка на льготных условиях.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела,13.07.2018 СКО «Пересвет» обратилось к администрации Брянского района с заявлением о предоставлении на срок 10 лет земельного участка по адресу: Брянская область, Брянский район, н.п. Белобережская пустошь, площадью 96 112 кв.м, кадастровый номер: 32:02:0550305:574 в целях сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизнии хозяйствования общества.

Не получив ответа, общество 28.08.2018 года обратилось с повторным заявлением к администрации.

Администрация письмом от 06.09.2018 № 6-3558А сообщила обществу о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи рассмотрением вопроса на градостроительной комиссии о включении данного земельного участка в границы населенных пунктов с установлением территориальной зоны жилой застройки (далее – Ж3).

Полагая, что данный отказ администрации в предоставлении на срок 10 лет испрашиваемого земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.

Так, согласно пункту 17 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее – казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» казачье общество представляет собой форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация).

Передача казачьему обществу без проведения торгов земельных участков нацелено на предоставление ему возможности осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни.

Как следует из вышеуказанных правовых норм, земельные участки могут предоставляться казачьим обществам для строго определенных целей, то есть, наряду с заявлением в орган местного самоуправления заинтересованным лицом должны быть представлены доказательства нуждаемости в земельном участке общества, а также свидетельствующие как о намерении использовать испрашиваемый земельный участок в строго определенных целях, так и о наличии соответствующих возможностей.

Как усматривается из материалов дела, согласно протоколу от 15.06.2018 № 33 на заседании градостроительной комиссии был рассмотрен вопрос о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Журиничского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта с установлением территориальной зоны ЖЗ земельного участка с кадастровым номером 32:02:0550305:574, площадью 96 112 кв.м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, н.п. Белобережская пустошь, и принято решение подготовить проектную документацию по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Журиничского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта с установлением территориальной зоны ЖЗ (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами) и направить материалы в Журиничскую сельскую администрацию для организации и проведения публичных слушаний.

Постановлением администрации Брянского района от 01.08.2018 № 678 принято решение подготовить проект нормативно-правового акта о внесении изменений в генеральный план в части включения в границы населенного пункта земельного участка с кадастровым номером 32:02:0550305:574, площадью 96 112 кв.м.

Согласно протоколам публичных слушаний относительно внесения изменений в Правила землепользования и застройки Журиничского сельского поселения, состоявшихся  16.08.2018 в с. Малое Полпино, пос. Мирный, с. Журиничи, пос. Бело - Бережский санаторий турбаза, было принято решение внести изменения в статьи 30-32 Правил землепользования и изложить их в новой редакции.

Итоговые документы были обнародованы 29.08.2018  на официальном сайте Муниципального учреждения – «Журиничская сельская администрация Брянского района Брянской области в сети Интернет.

Вместе с тем, общество первоначально обратилось в администрацию 12.07.2018, то есть после принятия органом местного самоуправления решения о включении спорного участка в границы населенных пунктов.

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, на момент обращения общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду у администрации не имелось законных оснований для удовлетворения требований общества.

Доводы подателя апелляционной жалобы относительно незаконности проведения публичных слушаний были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены, поскольку в материалы дела не представлено доказательств их  оспаривания в установленном законом порядке.

С учетом изложенного судом первой инстанции правильно указанно на то, чтооспариваемый отказ администрации от 06.09.2018 № 6-3558А о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, соответствует нормам действующего земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований общества.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены  принятого законного и обоснованного решения.

На основании изложенного и руководствуясь  статьями  266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 13.12.2018 по делу № А09-10268/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев  со дня его изготовления в полном объеме.  В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

               Н.В. Заикина 

               М.М. Дайнеко

               Е.В. Рыжова