ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-5529/18 от 18.12.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А09-5529/2018

Резолютивная часть  постановления объявлена 18.12.2018

Постановление изготовлено в полном объеме  24.12.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., при участии                  от ответчика – управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018 № 08), от третьего лица – общества                 с ограниченной ответственностью «Трио» – ФИО2 (доверенность от 31.10.2018),                  в отсутствие заявителя – администрации Выгоничского района Брянской области, третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев               в открытом судебном заседании,проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Брянской области, апелляционную жалобу администрации Выгоничского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2018 по делу № А09-5529/2018 (судья Пулькис Т.М.),

УСТАНОВИЛ:

администрация Выгоничского района Брянской области (Брянская область, п. Выгоничи, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области                     (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – ответчик, управление, антимонопольный орган) от 28.04.2018 № 1-1 о нарушении антимонопольного законодательства и недействительным предписания от 28.04.2018                   № 4022.

            К участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Трио» (Брянская область, Выгоничский район, с. Сосновка,                    ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» (Брянская область, Трубчевский район, п. Прогресс,               ОГРН <***>, ИНН <***>).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе администрация Выгоничского района Брянской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о наличии двух заявлений при предоставлении земельного участка с кадастровым                                          номером 32:03:0740301:68 является ошибочным.

В отзыве на апелляционную жалобу управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, опровергая доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Общество с ограниченной ответственностью «Трио» и общество с ограниченной ответственностью «Брянская мясная компания» отзывы на апелляционную жалобу                     не представили.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, 18.01.2017 в администрацию Выгоничского района Брянской области поступило заявление ООО «Брянская мясная компания» о предоставлении в аренду земельных участков, в том числе земельного участка             площадью 2 190 978 кв. м, с кадастровым номером 32:03:0740301:68, зона СХ-2, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, объекты сельскохозяйственного производства, фермы, тепличные и парниковые хозяйства, хозяйственные постройки, поля и участки для выращивания сельхозпродукции, лесозащитные полосы, учебно-опытные и учебно-производственные объекты, садовые и дачные домики, категория: земли сельскохозяйственного назначения.

Администрация Выгоничского района Брянской области 03.02.2017 направила в адрес ООО «Брянская мясная компания» письмо № 190, в котором указало, что вышеуказанный земельный участок уже предоставлен на праве аренды.

ООО «Трио» обратилось 02.05.2017 в администрацию Выгоничского района     Брянской области о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка                                                  для сельскохозяйственного использования в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона                об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Администрация Выгоничского района Брянской области  приняла постановление от 10.05.2017 № 257 «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Трио» с разрешенным использованием: сельскохозяйственное использование: объекты сельскохозяйственного производства, фермы, тепличные и парниковые хозяйства, хозяйственные постройки, поля и участки для выращивания сельхозпродукции, лесозащитные полосы, учебно-опытные и учебно-производственные хозяйства, подсобные хозяйства, заготовительные объекты».

Согласно указанному постановлению определено предоставить ООО «Трио»                          в аренду вышеуказанный земельный участок сроком на 5 лет.

Администрация Выгоничского района Брянской области и ООО «Трио» заключили договор аренды от 10.05.2017 № 13 вышеуказанного земельного участка сроком на 5 лет, который прошел государственную регистрацию 17.05.2017.

Однако извещение о предоставлении вышеуказанного земельного участка                          в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией Выгоничского района Брянской области не публиковалось.

ООО «Брянская мясная компания» 22.09.2017 направило в управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области заявление № И0501-9717 о факте нарушения администрацией Выгоничского района Брянской области антимонопольного законодательства.

Решением антимонопольного органа по делу № 1-2 о нарушении антимонопольного законодательства от 22.05.2018 действия администрации при предоставлении ООО «Трио» земельного участка площадью 2 190 978 кв. м, зона СХ-2, с разрешенным использованием: сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: Брянская область, Выгоничский район, на землях бывшего СПК «Выгоничский», с кадастровым номером 32:03:0740301:68, путем заключения договора аренды земельного участка от 10.05.2017 № 13 без опубликования извещения о предоставлении земельного участка признаны нарушающими требования абзаца 2 части 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

УФАС Брянской области  28.04.2018 выдало администрации Выгоничского района Брянской области предписание № 4022, в соответствии с которым администрации в срок до 25.05.2018 предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении                    ООО «Трио» земельного участка площадью 2 190 978 кв. м, зона СХ-2, с разрешенным использованием: сельскохозяйственное использование, с кадастровым номером 32:03:0740301:68 путем принятия постановления от 10.05.2017 № 257 без опубликования извещения о предоставлении земельного участка в нарушение абзаца 2 части 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, путем отмены постановления от 10.05.2017 № 257.

Не согласившись с вышеуказанным решением и предписанием, администрация Выгоничского района Брянской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,                           что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)                    не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права                 и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел                                 об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд                 в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает                            их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают                 ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Согласно положениям пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006                    № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон № 135-ФЗ) конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них                          в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров                             на соответствующем товарном рынке.

Под недобросовестной конкуренцией в соответствии с пунктом 9 статьи 4                 Закона № 135-ФЗ понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности                   и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост                 или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов,                               не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами,                не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими                                в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии                                  в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам,                 не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4       Закона № 135-ФЗ).

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося  в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом                   от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»                  (далее по тексту – Закон № 101-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 101-ФЗ данный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности                     на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав                           на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 101-ФЗ участниками отношений, регулируемых указанным Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Таким образом, как справедливо посчитал суд первой инстанции, юридические лица являются участниками правоотношений связанные с владением, пользованием земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся                  в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной                            с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые уполномочены на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, то соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10                Закона № 101-ФЗ).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также    на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю                       при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии,                 что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (пункт 5 статьи 39.18 ЗК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган                     в недельный срок со дня поступления заявлений принимает решение: об отказе                           в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся                    с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Если в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ не будет подано заявление заинтересованного лица о намерении получить земельный участок, то его предоставление осуществляется без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.

Исходя из общих принципов земельного законодательства, содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ и статьи 39.18 ЗК РФ, судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, ни ЗК РФ, ни Закон № 101-ФЗ не содержат другого порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, установленного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.

С 01.01.2017 абзацы 3, 4 пункта 2 статьи 3.3 Закона № 137-Ф3 «О введении                        в действие Земельного кодекса Российской Федерации» действуют в следующей редакции «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые                     не разграничена, осуществляется: – органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абзац 3);                 – органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом» (абзац 4).

С учетом этого суд первой инстанции справедливо посчитал, что с 01.01.2017 уполномоченным лицом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, является администрация муниципального района, а в данном случае, администрация Выгоничского района Брянской области.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в уполномоченный орган в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:03:0740301:68                        площадью 2 190 978 кв. м обратились два заинтересованных лица (ООО «Брянская мясная компания» и ООО «Трио»).

С учетом наличия двух претендентов, суд первой инстанции справедливо указал, что заключение договора аренды на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, было возможно только посредством проведения аукциона. В данном случае, администрации Выгоничского района необходимо было обеспечить соблюдение интересов всех заинтересованных лиц и осуществить заключение договора аренды на земельный участок с использованием конкурсных процедур.

Вместе с тем из материалов дела следует и установлено судом, что администрация Выгоничского района предоставила вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 32:03:0740301:68 площадью 2 190 978 кв. м путем заключения договора аренды земельного участка от 10.05.2017 № 13 с ООО «Трио» в нарушение абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ без опубликования извещения о предоставлении вышеуказанного земельного участка в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ.

В соответствии же с частью 1 статьи 15 № 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Брянского УФАС России достаточных правовых оснований квалифицировать указанные действия администрации Выгоничского района Брянской области как нарушающие часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, поскольку такими действиями она создала для конкретного хозяйствующего субъекта – ООО «Трио» преимущественные условия в получении земельного участка в аренду и воспрепятствовала доступу к муниципальному ресурсу ООО «Брянская мясная компания», имевшего намерения приобрести земельный участок в аренду и иных лиц, которые также могли иметь намерения приобрести права аренды в отношении земельного участка.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал администрации Выгоничского района в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 28.04.2018 № 1-1 о нарушении антимонопольного законодательства и недействительным его предписания от 28.04.2018 № 4022.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

          Руководствуясь пунктом 1 статьи 269,  статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2018по делу № А09-5529/2018    оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Выгоничского района Брянской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

            Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Еремичева

Д.В. Большаков

В.Н. Стаханова