АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
13 июля 2020 года
г. Калуга
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2020г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
ФИО1
Судей
ФИО2
ФИО3
При участии в заседании:
от ООО "Молград Брянск" (ОГРН <***>, <...>)
не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Минераловодской таможни (Ставропольский край, Минераловодский район, г. Минеральные воды, ул. Советская, д. 150)
ФИО4 - представителя (доверен. от 10.01.2020г. №07-45/00161)
ФИО5 - представителя (доверен. от 10.01.2020г. №07-45/00160)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Минераловодской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.09.2019г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019г. по делу №А09-5920/2019,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "Молград Брянск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Минераловодской таможни о назначении административного наказания по делам об административном правонарушении №10802000-602/2019, №10802000-603/2019, №10802000-604/2019, №10802000-605/2019, №10802000-606/2019.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.09.2019г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Молгард Брянск" в рамках внешнеторгового контракта, заключенного с компанией ООО "Джорджиан Милк Хаус" (Грузия), был ввезен на территорию Российской Федерации и задекларирован товар в декларациях на товары №10802070/290818/0015524, №10802070/140918/0016896, №10802070/210918/0017467, №10802070/140918/0016920, №10802070/210918/0017475 - "Продукт сычужный", код ТН ВЭД ЕАЭС 1901 90 910 0, страна происхождения Грузия, производитель ООО "Республика".
Указывая, что ввезенный обществом товар - "молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сыра", является подконтрольным товаром, ввоз которого на таможенную территорию возможен только при наличии соответствующих документов об оценке (подтверждении) соответствия, а обществом не были представлены декларации о соответствии ввезенного товара требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013), таможенным органом, с учетом письма АО "ВНИИС" от 18.01.2019г. №1-101/5-1 о необходимости получения декларации о соответствии в отношении этого продукта, были вынесены постановления о назначении административного наказания от 17.05.2019г. №10802000-602/2019, №10802000-603/2019, №10802000-604/2019, №10802000-605/2019, №10802000-606/2019, в соответствии с которыми общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 руб. по каждому делу.
Не согласившись с данными постановлениями Минераловодской таможни, ООО "Молград Брянск" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
"Запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012г. №294, к документам, удостоверяющим соответствие продукции обязательным требованиям, относится декларация о соответствии техническим регламентам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости представления заявителем декларации о соответствии требованиям ТР ТС 033/2013 при декларировании спорного товара.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что "продукт сычужный" не попадает под действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), сославшись на то, что обществом ввезен продукт с заменителем молочного жира 100% от жировой фазы, в то время как в указанных в техническом регламенте молокосодержащих продуктах с заменителем молочного жира допускается замещение молочного жира в количестве не более 50% от жировой фазы.
Эти выводы судов нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
Согласно оспариваемых постановлений, в спорных декларациях на товары указан товар - "продукт сычужный с заменителем молочного жира 100% от жировой фазы на основе молока, массовая доля жира в пересчете на сухое вещество 50%, выработан по технологии сыра СТП 23226126-014-2018. Код ОКП 10.51.56.490. Продукт белково-жировой "Российский классический" 50% общего жира в сухом веществе. Состав: молоко коровье обезжиренное (не менее 50%), заменитель молочного жира (рафинированные дезодорированные растительные масла в натуральном и модифицированном виде, эмульгатор моно- и диглицериды жирных кислот (Е471), антиокислитель концентрат смеси токоферолов (Е306), краситель бета-картин (Е160А), поваренная пищевая соль, закваска чистых культур мезофильных молочнокислых бактерий, молокосвертывающий ферментный препарат животного происхождения, уплотнитель - хлорид кальция, консервант калий азотнокислый, краситель натуральный пищевой "Аннато". Содержит не более 1,5% молочного жира от общего содержания жира".
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013г. №67, настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Пунктом 2 раздела I ТР ТС 033/2-13 предусмотрено, что настоящий технический регламент распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая:
- а) сырое молоко - сырье, обезжиренное молоко (сырое и термически обработанное) - сырье, сливки (сырые и термически обработанные) - сырье;
- б) молочную продукцию, в том числе: молочные продукты; молочные составные продукты; молокосодержащие продукты; молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира; побочные продукты переработки молока; продукцию детского питания на молочной основе для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), школьного возраста (от 6 лет и старше), адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста;
- в) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции;
- г) функциональные компоненты, необходимые для производства продуктов переработки молока.
Следовательно, в силу пункта 2 раздела I действие данного технического регламента распространяется на молочную продукцию, в частности, на молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира.
Причем в пункте 82 раздела XII ТР ТС 033/2013 указано, что для молокосодержащих продуктов и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира не допускается использование понятий, установленных настоящим техническим регламентом для молока и молочных продуктов, их различных сочетаний, в том числе в наименованиях, в товарных знаках (торговых марках) (при наличии) либо придуманном названии при маркировке таких продуктов, на их этикетках, в любых целях, которые могут ввести потребителя в заблуждение, а также слов, которые образованы от понятий молочных продуктов (например, "сыроподобный", "сырный", "сыродельный", "сычужный", "сметанка", "творожочек", "сливочки", "маслице", "творожок" и т.п.).
В пункте 3 раздела I ТР ТС 033/2013 приведен закрытый перечень продукции, на которую действие настоящего технического регламента не распространяется.
На положения пункта 3 в обоснование выводов о том, что на ввезенный продукт не распространяется действие ТР ТС 033/2013, суды не ссылаются.
В пункте 6 раздела III для целей отнесения молока и молочной продукции к объектам технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий технический регламент, приведены правила идентификация молока и молочной продукции, применяемые последовательно.
Так, согласно подпункта "а" пункта 6 раздела III ТР ТС 033/2013 идентификация молока и молочной продукции осуществляется заявителем, органами государственного контроля (надзора), органами, осуществляющими таможенный контроль, органами по оценке (подтверждению) соответствия, а также другими заинтересованными лицами без проведения исследований (испытаний) по наименованию путем установления соответствия наименований молока и молочной продукции, указанных в составе маркировки или товаросопроводительной документации, с наименованиями молока и молочной продукции, установленными в разделе II настоящего технического регламента, а также в других технических регламентах Таможенного союза, действие которых распространяется на молоко и молочную продукцию.
Отклоняя вывод таможни о том, что ввезенный обществом товар - "молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный в соответствии с технологией производства сыра", поименованный в пункте 5 раздела II ТР ТС 033/2013, суды не привели правового и документального обоснование своим выводам.
Cсылки на письма АО "ВНИИС" и ООО "Концепт" несостоятельны, так как в них отсутствует правовое и документальное обоснование содержащихся в них сведений.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что в указанных в техническом регламенте молокосодержащих продуктах с заменителем молочного жира допускается замещение молочного жира в количестве не более 50% от жировой фазы, сделанный в отношении спорного продукта, ошибочен, поскольку физико-химические и микробиологические показатели идентификации молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира, произведенного по технологии сыра, приведены в таблице 4 технического регламента.
Характеристики ввезенного обществом товара, включая код ОКП, его физико-химические и микробиологические показатели, указанные в декларациях на товары, товаросопроводительных документах и других представленных при декларировании документах, судами не исследовались.
Учитывая изложенное, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо установить, относится или не относится спорный товар к молочной продукции, перечень которой приведен в пункте 2 раздела I, и какой именно товар был ввезен обществом исходя из его характеристик, физико-химических и микробиологических показателей, технологии производства, дать оценку доводам сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства и применив вышеприведенные положения, и вынести законный и обоснованный судебный акт, обосновав свои выводы нормами права и ссылками на конкретные доказательства.
Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 18.09.2019г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019г. по делу №А09-5920/2019 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий
ФИО1
Судьи
ФИО2
ФИО3