ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-7058/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2019
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Касабланка» (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 20.08.2018), заинтересованного лица – Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 25.12.2018 № 1/06-2399и), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 09.01.2019 № 29/04-4), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2018 по делу № А09-7058/2018 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Касабланка» (далее – заявитель, общество, ООО «Касабланка», арендатор) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения об отказе в продлении договоров аренды, заключенных с ООО «Касабланка» на 19 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска, с кадастровым номером: 32:28:0000000:13, сформулированного в письме от 18.05.2018 № 2/29-4730.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее – арендодатель), Управление по строительству и развитию территории города Брянска.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Судебный акт мотивирован неправомерностью отказа администрации в продлении договоров аренды, заключенных с обществом, в связи сдоказанностью невозможности достижения цели договора в пределах срока его действия и установления недобросовестного поведения ответчика, выразившегося в нарушении сроков принятия решения о подготовке документации по планировке территории, направления подготовленной документации по планировке территории, протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории, заключения о результатах публичных слушаний, утверждения документации по планировке территории.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права. При этом администрация указывает на то, что необходимым условием для возникновения исключительного права общества на приобретение в аренду спорных земельных участков, образованных в соответствии с документацией по планировке территории в границах ранее предоставленного земельного участка, является достижение целей, для которых изначально был предоставлен исходный земельный участок – строительство объектов жилого назначения в пределах установленных договором аренды максимальных сроков осуществления жилищного строительства. Податель апелляционной жалобы полагает неправомерным вывод суда первой инстанции о недопустимости отказа в продлении договора аренды земельного участка, предоставленного для целей строительства в случае, если строительство не завершено в течение первоначально установленного срока аренды.
Общество в отзыве просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание Управление по строительству и развитию территории города Брянска, надлежащим образом извещенное о месте и времени его проведения, не явилось, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании протокола от 16.12.2013 № 40А/13 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка между ООО «Касабланка» (арендатор) и Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (арендодатель) 19.03.2014 заключен договор аренды № 38463 (далее – договор), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования г. Брянск, общей площадью 62637 кв.м из земель населенных пунктов, кадастровый номер: 32:28:0000000:13, расположенный по адресу: <...> в целях его комплексного освоения для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и документацией по планировке территории в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка и плане (чертеже, схеме) границ земельного участка, приведенном в приложении к указанному паспорту земельного участка (п. 2.1.2. договора).
В соответствии с пунктом 2.4. договора реализация комплексного освоения предполагала последовательное прохождение следующих этапов:
– подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, разработка, согласование и утверждение в установленном порядке документации по планировке и межеванию территории в границах земельного участка в срок не позднее 6 месяцев с даты заключения договора;
– обеспечение землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков в границах земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории;
– выполнение работ по обустройству территории посредством строительства инженерной инфраструктуры – в срок 1 год;
– осуществление жилищного строительства и выполнение работ по комплексному обустройству прилегающей территории – максимальный срок 3 года.
Согласно пункту 2.3 договора началом комплексного освоения была определена дата подписания акта-приема передачи земельного участка.
Акт приема передачи земельного участка был подписан сторонами 19.03.2014.
Срок аренды участка установлен на 4 года 6 месяцев с 19.03.2014 по 18.09.2018.
Положением п. 5.3.4. договора стороны предусмотрели право арендатора при поэтапном формировании земельных участков в границах участка после выполнения комплексного освоения в порядке и сроки, указанные в п. 2.4. (п. 5.4.7) договора, выполнения требований по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования г. Брянск и нормативами градостроительного проектирования (п. 5.4.8 договора), обеспечения содержания объектов инфраструктуры до их передачи в муниципальную собственность (п. 5.4.10 договора), по своему выбору заключить договор аренды сформированного участка в границах участка сроком на 49 лет либо приобрести сформированный участок в собственность.
24.03.2014 общество обратилось в Брянскую городскую администрацию с заявлением № 0324 о разрешении разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории в составе проекта планировки территории земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска с кадастровым номером 32:28:0000000:13.
Постановлением Брянской городской администрации от 19.05.2014 № 1260-п, с учетом постановления от 23.06.2014 № 1610-п, обществу была разрешена разработка проекта планировки территории, проекта межевания и градостроительных планов земельных участков по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска.
Управлением по строительству и развитию территории города Брянска 22.05.2014 обществу было выдано техническое задание на разработку проекта планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска.
08.07.2014 документация по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного плана были подготовлены и представлены заявителем в Управление по строительству и развитию территории города Брянска для дальнейшего рассмотрения, согласования, утверждения и опубликования.
12.08.2014 протоколом заседания комиссии по рассмотрению проектов планировки элементов планировочной структуры территории города Брянска, утвержденным исполняющим обязанности Главы Брянской городской администрации, было принято решение о подготовке проекта постановления Главы города Брянска о назначении публичных слушаний по проекту планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска.
Постановлением главы города Брянска от 22.08.2014 № 1018-п были назначены публичные слушания по проекту планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска на 25.09.2014.
Итоговым документом состоявшихся публичных слушаний от 25.09.2014 Главе Брянской городской администрации было рекомендовано утвердить проект планировки территории по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска.
С учетом итогов публичных слушаний от 25.09.2014 и положительного заключения комиссии по рассмотрению проектов планировки и элементов планировочной структуры территории г. Брянска (протокол от 10.02.2015) Главе Брянской городской администрации было рекомендовано утвердить проект планировки по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска, однако соответствующего решения Брянской городской администрацией принято не было.
Поскольку документация по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка по ул. Бежицкой в Советском районе города Брянска не была утверждена Брянской городской администрацией в порядке и в сроки, установленные статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным вышеуказанного бездействия Брянской городской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.03.2015 по делу № А09-308/2015, оставленным без изменения постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 и Арбитражного суда Центрального округа от 09.10.2015, бездействие Брянской городской администрации, выразившееся в неутверждении документации по планировке территории по ул. Бежицкой города Брянска в установленном законом порядке, признано незаконным, на Брянскую городскую администрацию возложена обязанность утвердить и опубликовать в соответствии с ч. 14 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документацию по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска. Кроме того, данным решением суда признан незаконным отказ Брянской городской администрации в выдаче обществу градостроительного плана земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска с кадастровым номером: 32:28:0000000:13, на Брянскую городскую администрацию возложена обязанность утвердить и выдать обществу градостроительный план земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска с кадастровым номером: 32:28:0000000:13.
Во исполнение указанного решения суда постановлениями Брянской городской администрации от 27.03.2015 № 856-п и от 02.04.2015 № 914-п была утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка по ул. Бежицкой города Брянска.
В целях реализации второго этапа комплексного освоения общество в соответствии с утвержденным проектом планировки осуществило работы по обеспечению землеустройства и государственному кадастровому учету 21 земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0000000:13.
17.06.2015 общество обратилось в Брянскую городскую администрацию с заявлением о переоформлении прав на земельные участки, образованные в соответствии с проектом планировки, которое было оставлено администрацией без удовлетворения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2015 по делу № А09-8719/2015, отказ Брянской городской администрации в заключении договоров аренды на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка по улице Бежицкой города Брянска с кадастровым номером: 32:28:0000000:13, признан незаконным.
19.10.2015 с обществом были заключены договоры аренды на все образованные земельные участки, которые были зарегистрированы в установленном законом порядке.
За период с декабря 2015 года по сентябрь 2017 года застройщиком получены разрешения на строительства котельной, линейных объектов капитального строительства, многоквартирных и одноквартирных блокированных жилых домов.
На основании договоров аренды земельных участковот 19.10.2015 №№ 38465,38466, 38467, 38468, 38469, 38470, 38471, 38472, 38473, 38474, 38475, 38477, 38478, 38479, 38480, 38481, 38482, 38483,38484 ООО «Касабланка» является арендатором 19 земельных участков, расположенных по адресу <...> из категории земель земли населенных пунктовс кадастровыми номерами 32:28:0000000:6018, 32:28:0000000:6019, 32:28:0000000:6020, 32:28:0000000:6021, 32:28:0000000:6022, 32:28:0000000:6023, 32:28:0000000:6024, 32:28:0000000:6025, 32:28:0000000:6026, 32:28:0000000:6028, 32:28:0031001:6, 32:28:0031001:7, 32:28:0031001:8, 32:28:0030720:143, 32:28:0031001:9, 32:28:0030720:144, 32:28:0030720:145, 32:28:0030721:7, 32:28:0030721:6 (далее – участки, спорные земельные участки).
Срок аренды участков вышеперечисленными договорами установлен по 18.09.2018.
До истечения сроков действия договоров аренды общество обратилось в Брянскую городскую администрацию с заявлением от 23.04.2018 № 0423 о продлении права аренды на находящиеся в муниципальной собственности 19 земельных участков.
Решением от 18.05.2018, изложенным в письме № 2/29-4730, администрация отказала обществу в заключении договоров аренды на новый срок, ссылаясь на неисполнение обществом обязательств по комплексному освоению.
Полагая, что данный отказ является незаконным, противоречащим условиям заключенных договоров аренды земельных участков, препятствующим реализации прав общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также влекущим за собой риск возникновения убытков и нарушение прав участников долевого строительства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на административный орган.
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения, связанные с реализацией положений заключенных до дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона или после дня его вступления в силу в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ договоров аренды земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и договоров аренды земельных участков, образованных из таких земельных участков, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, то есть до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 ЗК РФ (тут и далее – в редакции до 01.03.2015) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Пунктом 3 названной статьи на арендатора земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, возложена обязанность выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 Кодекса, а именно соблюдать максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи, максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 5 статьи 30.2 ЗК РФ арендатору земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка предоставлено исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
При этом на собственника или арендатора указанных земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, возлагается обязанность соблюсти максимальные сроки осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (пункт 6 статьи 30.2 ЗК РФ).
По смыслу приведенных правовых норм у арендатора земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения документации по планировке территории и выполнения необходимых землеустроительных и кадастровых работ возникает исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, вновь образованных в соответствии с документацией по планировке территории в границах ранее предоставленного земельного участка, при условии достижения целей, для которых изначально был предоставлен исходный земельный участок – строительства объекта жилого назначения, в пределах установленных договором аренды максимальных сроков осуществления жилищного строительства.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с пунктами 2.4.4 заключенных между сторонами договоров аренды максимальный срок осуществления жилищного строительства и выполнения работ по комплексному благоустройству прилегающей территории установлен до 18.09.2018.
Отказывая в заключении договоров аренды на новый срок ответчиком было указано на неисполнение обществом обязательств по комплексному освоению до истечения установленного срока аренды.
При этом материалами дела установлено, что целью использования земельных участков в соответствии с договорами аренды является строительство объекта.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 ЗК РФ основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.
В силу положений статьи 35 ЗК РФ не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 № 8985/2008, от 18.09.2012 № 4464/2012).
Судебным актом по делу № А09-308/2015, имеющим преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, установлено нарушение Брянской городской администрацией установленных п. 9 ст. 45 и п. 12 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации сроков принятия решения о подготовке документации по планировке территории, направления подготовленной документации по планировке территории, протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний.
Вышеуказанное виновное бездействие ответчика повлекло затягивание сроков реализации первого этапа комплексного освоения более чем в два раза.
Кроме того, решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2015 по делу № А09-8719/2015, отказ Брянской городской администрации в заключении договоров аренды на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка по улице Бежицкой города Брянска с кадастровым номером: 32:28:0000000:13, был признан незаконным.
В результате восстановления в судебном порядке нарушенного права срок реализации второго этапа комплексного освоения составил более полугода.
Кроме того, в соответствии с письмами ООО «Брянскоблэлектро» от 10.11.2014 № 16387/144, от 28.07.2015 № 5446/15иф обществом в период подготовки проектной документации были обнаружены электрические сети, попадающие в зону комплексной застройки, наличие которых не было отражено в аукционной документации и доведено до сведения потенциальных участников торгов. Обществом в апреле 2017 года были выполнены работы по выносу электрических сетей из зоны застройки, что подтверждается соглашением от 27.09.2016 № 30, актом выполненных работ от 30.04.2017 № 16.
Материалам дела установлены факты того, что общество совершает необходимые действия по надлежащему использованию спорных земельных участков, направленные на достижение целей договоров аренды.
Доказательств, свидетельствующих о том, что цель, в соответствии с которой обществу предоставлены в аренду земельные участки, достигнута, объекты достроены в пределах срока аренды, в материалах дела не имеется.
При этом, нарушение Брянской городской администрацией сроков принятия решения о подготовке документации по планировке территории, направления подготовленной документации по планировке территории, протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний, утверждения документации по планировке территории, а также незаконный отказ в заключении договоров аренды на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка по улице Бежицкой города Брянска с кадастровым номером: 32:28:0000000:13 привело к увеличению сроков реализация этапов комплексного освоения земельных участков.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд первой инстанции правомерно признал решение Брянской городской администрации от 18.05.2018 № 2/29-4730 незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленныхобстоятельств по делу. При этом суд в выборе способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Поскольку в рассматриваемом случае установлены основания для продления на новый срок договоров аренды на вновь сформированные земельные участки, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что способом восстановления нарушенного права общества является обязание администрации устранить допущенные принятием решения от 18.05.2018 № 2/29-4730 нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с обществом в десятидневный срок договоров аренды спорных земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства сроком на 46 лет.
Оснований для переоценки данного вывода Арбитражного суда Брянской области у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Обеспечительные меры, принятые определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, подлежат отмене на основании пункта 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2018 по делу № А09-7058/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Обеспечительные меры, принятые определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 в виде приостановления исполнения решения Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2018 по делу № А09-7058/2018, отменить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В. Заикина
М.М. Дайнеко
Е.В. Рыжова