ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-9592/18 от 16.05.2019 АС Брянской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-9592/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2019

Постановление изготовлено в полном объеме  17.05.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В.­­­­­­,                  при участии от заинтересованного лица – Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новозыбковский» (г. Новозыбков,                              ОГРН 1023201538480, ИНН 3204002097) – Банного М.А (доверенность от 09.01.2019                   № 53/141), в отсутствие заявителя – индивидуального предпринимателя Миронова Олега Олеговича (г. Новозыбков, ОГРНИП 306324132800110, ИНН 3204022965190), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев                в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новозыбковский» на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.10.2018 по делу № А09-9592/2018                       (судья Петрунин С.М.),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Миронов Олег Олегович (далее – ИП Миронов О.О., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области                              с заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новозыбковский» (далее – МО МВД России «Новозыбковский», административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления                      № 105/М0043417 по делу об административном правонарушении от 23.08.2018.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.10.2018 по делу                                        № А09-9592/2018 заявленные требования ИП Миронова О.О. удовлетворено частично. Признано незаконным постановление МО МВД России «Новозыбковский»                                        № 105/М0043417 по делу об административном правонарушении от 23.08.2018 в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.,                  изменив его на предупреждение. В остальной части заявление оставлено                                    без удовлетворения.

Не согласившись с данным решением, МО МВД России «Новозыбковский» обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным постановления от 23.08.2018 № 105/М0043417 и замены наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб. на предупреждение.

В обоснование своей позиции отдел указывает на отсутствие оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

МО МВД России «Новозыбковский» в дополнение к апелляционной жалобе ссылается на то, что настоящее дело в силу последнего абзаца пункта 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, не относится  к подведомственности арбитражного суда, указав на то, что правонарушение совершено в процессе осуществления ИП Мироновым О.О. предпринимательской и иной экономической деятельности, однако объектом посягательства являются правоотношения между иностранными гражданами – с одной стороны, и предпринимателем – с другой, возникшие в связи с необходимостью сообщения о прибытии (убытии) иностранного гражданина на территорию Российской Федерации уполномоченному органу. Полагает, что в рассматриваемом случае  отсутствуют основания полагать, что вмененное административное правонарушение совершено именно в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Просил передать настоящее дело на рассмотрение по подведомственности. 

ИП Миронов О.О. отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал свою позицию по делу.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, ИП Миронов О.О. согласно выписке                     из ЕГРИП осуществляет деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания, один из дополнительных видов деятельность гостиниц и прочих мест временного проживания.

Предприниматель оказывает гостиничные услуги в гостинице «Грин Парк», находящейся по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. Мичурина, дом 46А.

Административным органом установлено, что ИП Миронов О.О. не уведомил                       в установленный законом срок о прибытии 06.07.2018 гражданина РБ Филоненко А.Г., 01.04.1990 г.р., в адрес постановки на миграционный учет: Брянская область,                                   г. Новозыбков, ул. Мичурина, дом 46А, а именно не направил (не передал)                                         в МО МВД «Новозыбковский» уведомление о прибытии иностранного гражданина,                    чем нарушил требования части 2 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон № 109-ФЗ).

По данному факту 20.08.2018 должностным лицом ОВМ МО МВД «Новозыбковский» составлен протокол № 105/М0043417 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4                                             статьи 18.9 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении врио начальника МО МВД России «Новозыбковский» вынес постановление от 23.08.2018 № 105/М0043417, согласно которому ИП Миронов О.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность                       за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, и предпринимателю назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.

Предприниматель, не согласившись с данным постановлением, обратился                             в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор  по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Статьей 21 Закон № 109-ФЗ установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина                      в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает                           в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания                в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания,                            и в государственной информационной системе миграционного учета.

Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства                              в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (подпункт 4 части 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ).

В силу положений подпункта 6 части 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее –                    учет по месту пребывания) – фиксация в установленном порядке, уполномоченными                                 в соответствии с настоящим Федеральным законом органами, сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Из содержания пункта 7 части 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ следует, что стороной, принимающей иностранного гражданина, является лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Согласно со статьей 20 Закона № 109-ФЗ – иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке                    и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Согласно вышеуказанному закону постановке на учет по месту пребывания подлежат: временно проживающий                    или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин.

В подпункте «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона № 109-ФЗ указано,                                 что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных пунктами 1 и 2 части 2 и частью 3                    статьи 20 Закона № 109-ФЗ, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет  его в установленном порядке почтовым отправлением.

Из пункта 3 части 3 статьи 20 Закона № 109-ФЗ  следует, что уведомление                          о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено                   в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.

Частью 3.1 этой же статьи установлено, что принимающая сторона обязана уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один                          из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее – Правила).

Как предусмотрено пунктом 25 Правил, принимающая сторона свое согласие                     на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью                              на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).

Согласно пункту 20 Правил по прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы                о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии  иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться                        с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

В силу положений части 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 18.1 КоАП РФ в случае нарушения приглашающей              или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания                          в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц                                     без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы                        в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан                       и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица                                     без гражданства в отдельности.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Законом № 109-ФЗ.

Субъектом административного правонарушения по указанной норме выступает лицо, являющееся принимающей стороной для иностранного гражданина.

В свою очередь, процедура снятия с миграционного учета по месту пребывания представляет собой информирование (уведомление) территориального органа                              ФМС России об убытии иностранного гражданина из места пребывания.

Судом первой инстанции верно установлено, что принимающей стороной иностранных граждан выступил ИП Миронов О.О.

Предприниматель должен был передать в территориальные органы                                ФМС в установленный законом срок в территориальный орган уведомление о прибытии 06.07.2018 гражданина РБ Филоненко А.Г., 01.04.1990 г.р., в адрес постановки                               на миграционный учет.

Однако такое уведомление в указанный срок не передано.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции                     о том, что у предпринимателя имелась возможность своевременно представить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, направив его в установленном порядке почтовым отправлением          или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

В свою очередь, факт неуведомления предпринимателем органа миграционного учета о прибытии указанного иностранного гражданина в место пребывания в срок подтверждается объяснениями лиц, участвующих в производстве по делам                                     об административных правонарушениях, протоколом об административном правонарушении №114/М0043414 от 20.08.2018.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал,                        что событие вмененного ИП Миронову О.О. административного правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ, является установленным                                     и подтвержденным материалами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным                  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,                                  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение                        которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность,                          но указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил,                             что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Основанием для освобождения предпринимателя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Заявителем доказательств в подтверждение принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.

Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае у ИП Миронова О.О. имелась возможность не допустить совершения административного правонарушения.

  Будучи субъектом предпринимательской деятельности, то есть лицом, действующим самостоятельно, на свой риск, преследуя цель систематического получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предприниматель принял все риски, связанные с соблюдением миграционного законодательства, и, как следствие, должен был осознавать противоправность своих действий, предвидеть   их вредные последствия, но относился к ним безразлично и не предпринял   всех необходимых мер для соблюдения требований Федерального закона от 18.07.2006  № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства   в Российской Федерации» и Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием  для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина ИП Миронова О.О. в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к правильному выводу                        о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Процедура привлечения ИП Миронова О.О. к административной ответственности отделом соблюдена.

Права предпринимателя на участие при составлении протокола                                         об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обеспечены и соблюдены.

  Процессуальных нарушений, не позволивших отделу объективно, полно                             и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, судом также не установлено.

 Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой                        инстанции о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для              освобождения предпринимателя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие                 или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел                                 об административном правонарушении является правом суда, а не обязанностью.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших                       в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»               при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 18.1 названного Постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении                                        к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Допущенное предпринимателем правонарушение, предусмотренное частью 4                              статьи 18.9 КоАП РФ, посягало на установленный нормативными правовыми актами порядок пребывания в Российской Федерации, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Кроме того, в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в данной области.

По общему правилу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание                      за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с примечанием к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные статьями главы 18 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи                            с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность                                без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Оспариваемым постановлением административное наказание с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих ответственность предпринимателя, определено                            ИП Миронову О.О. в минимальном размере административного штрафа, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ для юридических лиц – 400 000 руб.

Вместе с тем  суд первой инстанции счел возможным заменить назначенное индивидуальному предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Суд апелляционной инстанции считает такой вывод суда первой инстанции необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого                 и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам,                                              а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное  в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных                                           частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.11.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей                                     при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»              (далее – Закон № 294-ФЗ).

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 294-ФЗ государственный контроль (надзор) определен как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление                            и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

По смыслу приведенных положений закона выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрено лишь при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении предпринимателя проверки в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ,                                         а дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом отдела достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда                 или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,                               а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1                   статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного кодекса.

Однако в настоящем случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается.

В соответствии со статьей 4 Закон № 109-ФЗ миграционный учет осуществляется                 в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав                              и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; миграционный учет основывается, в том числе, на принципе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов                   Российской Федерации.

Допущенное предпринимателем административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, относится                     к административным правонарушениям в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что, по мнению суда апелляционной инстанции, указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства                           в данной сфере.

Следовательно, в рассматриваемом деле не усматривается наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части отсутствия возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства,                   в силу чего замена административного штрафа на предупреждение в данном случае                       не отвечает требованиям КоАП РФ.

 Вместе с тем, с учетом всех обстоятельств дела суд апелляционной инстанции полагает, что минимальный размер административного штрафа, определенный административным органом в оспариваемом постановлении в сумме 400 000 руб.,                     не является справедливым и соразмерным допущенному заявителем правонарушению. Такая мера наказания, по мнению суда, не соответствует тяжести совершенного предпринимателем правонарушения и не обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание                              за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.                                    При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного,                                  его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Постановлением от 23.08.2018 № 105/М0043417 заявителю назначен административный штраф в минимальном размере санкции, установленной частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, –  400 000 руб., с учетом примечания к статье 18.1 КоАП РФ.

В частях 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам                   об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии                 с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять                менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении                         от 25.02.2014 № 4-П, минимальный размер административного штрафа может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, если наложение штрафа                          в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав лица.

Суд полагает, что в данном деле имеется совокупность обстоятельств, подтверждающая исключительность рассматриваемой ситуации, поэтому правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации              от 25.02.2014  № 4-П и закрепленная законодателем в части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, подлежит применению.

Назначенный в соответствии с оспариваемым постановлением административный штраф является для ИП Миронова О.О. – субъекта малого и среднего  предпринимательства чрезмерным, наложение такого крупного штрафа может повлечь банкротство предпринимателя.

Суд также учитывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении отделом не исследовался вопрос о возможности снижения суммы штрафа, анализ положений статьи 4.1 КоАП РФ в оспариваемом постановлении                            не проводился.

Таким образом, до оспаривания постановления в арбитражном суде вопрос                             о снижении суммы штрафа отделом фактически не рассматривался.

Судебная коллегия  учитывает, что наличие ущерба, вредных последствий правонарушения административным органом не обозначено.

Отягчающих либо исключающих ответственность обстоятельств, отрицательных характеристик личности правонарушителя арбитражным судом при рассмотрении дела                не установлено.

Суд расценивает указанные выше обстоятельства, как влияющие на размер административного наказания с учетом требований о его справедливости, соразмерности, а также предотвращения превращения административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент чрезмерного ограничения права собственности.

По мнению суда, наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах в данном случае с очевидностью влечет избыточное ограничение прав индивидуального предпринимателя,                                          так как необходимость отвлечения средств на погашение штрафа в размере 400 000 руб. поставит индивидуального предпринимателя в тяжелое положение.

Исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости                и соразмерности наказания выявленному правонарушению, суд апелляционной инстанции считает возможным снизить размер административного штрафа по постановлению          от 23.08.2018 № 105/М0043417 до 200 000 руб.

Судебная коллегия полагает, что наказание в виде штрафа в указанном размере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения (с учетом характера совершенного правонарушения и защищаемого общественного интереса), находится в пределах, обозначенных в части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено,                                   что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа  о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным,                                      если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным                                     и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Довод  жалобы   отдела  о  том, что дело не подлежит рассмотрению                                       в арбитражном суде,   суд апелляционной инстанции отклоняет  в силу следующего.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу                                                  об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие                               из административных и иных публичных правоотношений экономические споры                                и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В том числе дела                                 об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении                            к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи                               с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.

Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,                     если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.

Согласно правовой позицией, изложенной в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5  «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации                                          об административных правонарушения», жалобы заинтересованных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи                               с осуществлением указанными лицами предпринимательской деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства     в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде                  и охране труда.

Таким образом, при определении подведомственности дел по жалобам                                в соответствии с частью 3 стать 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что в рассматриваемом случае обжалуется дело о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4                        статьи 18.9 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что дела данной категории рассматриваются арбитражными судами по существу, проходят все стадии обжалования, вопрос о подведомственности споров арбитражным судам под сомнение не ставится (постановления Верховного Суда Российской Федерации № 308-АД16-6709 от 29.06.2016, № 308-АД16-4194 от 21.06.2016, Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-972/15                       от 14.04.2015).

Нарушение правил миграционного учета произошло в рамках основной деятельности предпринимателя - оказании гостиничных услуг.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание на наличие у заявителя                         на момент подачи искового заявления в суд правового статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в установленном порядке.

При таких обстоятельствах рассматриваемый спор является экономическим, возникшим между юридическим лицом и лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, а, следовательно, подпадает под правовое регулирование арбитражного процессуального законодательства (часть 2 статьи 27 АПК РФ).

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 22.10.2018 по делу № А09-9592/2018 отменить.

Требования индивидуального предпринимателя Миронова Олега Олеговича удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новозыбковский» от 23.08.2018             № 105/М0043417 в части назначения индивидуальному предпринимателю                                      Миронову Олегу Олеговичу административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,                          в виде административного штрафа  в размере 400 000 рублей.

Назначить индивидуальному предпринимателю Миронову Олегу Олеговичу                    (г. Новозыбков, ОГРНИП 306324132800110, ИНН 3204022965190) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9                          Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф в размере 200 000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                 В.Н. Стаханова

                 Н.В. Еремичева

                 Е.Н. Тимашкова