ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-9610/10 от 23.01.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-9610/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Е.И., судей Волковой Ю.А. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Котовской К.В., при участии в судебном заседании до перерыва (16.01.2018) от Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области – ФИО1 (доверенность от 28.08.2017), в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного заседания; после перерыва (23.01.2018) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» ФИО2 на определение Арбитражного суда Брянской области от 22.09.2017 по делу № А09-9610/2010 (судья Назаров А.В.), установил следующее.

Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее – уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» (далее – должник) несостоятельным должником (банкротом).

Определением суда от 10.05.2011 в отношении ОАО «Брянский камвольный комбинат» введена процедура наблюдения.

Решением суда от 27.10.2011 ОАО «Брянский камвольный комбинат» признано несостоятельным должником (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением суда от 26.12.2011 конкурсным управляющим ОАО «Брянский камвольный комбинат» утвержден ФИО3.

Определением суда от 20.05.2015 производство по делу № А09-9610/2010 по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области о признании открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» несостоятельным должником (банкротом) прекращено в связи с заключением мирового соглашения.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2016 по делу №А09-9610/2010 расторгнуто мировое соглашение, заключенное в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат», утвержденное определением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2016 по делу № А09-9610/2010. Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» возобновлено. В отношении открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» введена процедура конкурсного производства.

Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области 31.01.2017 обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов ОАО «Брянский камвольный комбинат» задолженности в размере 19 621 959,09 рублей, в том числе: во вторую очередь задолженность по налогам в сумме 50 630 рублей, в третью очередь задолженность в сумме 19 571 329,09 рублей, из них: по налогам – 9 442 572 рублей, пеням – 10 126 694,09 рублей, штрафам – 2 063 рублей.

23.05.2017 от уполномоченного органа поступило уточненное требование, согласно которому последний просил включить в реестр требований кредиторов задолженность в размере 24 723 230,59 рублей. Уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

29.08.2017 от уполномоченного органа поступило уточненное требование, согласно которому последний просил включить в реестр требований кредиторов задолженность в размере 24 772 326,59 рублей, в том числе:

во вторую очередь задолженность по налогам в сумме 50 630 рублей,

в третью очередь задолженность в размере 15 794 368,40 рублей (из них: по налогам – 8 333 631,44 рубль, пеням – 7 460 673,96 рубля, штрафам – 63 рубля) и задолженность в сумме 8 927 328,19 рублей, составляющих проценты за мировое соглашение. Уточнение принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

Определением суда от 22.09.2017 во вторую очередь реестра требований кредиторов открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» требование Российской Федерации включены требования уполномоченного органа в размере 50 630 рублей основного долга; в третью очередь реестра требований кредиторов должника включены требования уполномоченного органа в сумме 24 721 696 рублей 59 копеек, в том числе задолженность по налогам - 8 333 631 рубль 44 копейки, по пеням - 7 460 673 рубля 96 копеек, по штрафам - 63 рубля, проценты за мировое соглашение в сумме 8 927 328 рублей 19 копеек.

В жалобе (с дополнением) ОАО «Брянский камвольный комбинат» просит определение суда от 22.09.2017 отменить в части включения процентов по мировому соглашению в реестр требований кредиторов должника требований 8 927 328,19 рублей и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что требование о взыскании процентов по мировому соглашению, утвержденному в рамках дела о банкротстве 20.05.2015, не может рассматриваться как увеличение размера требований. Указывает на то, что при заявлении кредитором под видом увеличения размера своих требований к должнику нового требования либо изменения основания ранее заявленного требования суд должен учитывать дату подачи такого заявления кредитором. Отмечает, что уполномоченный орган обратился с уточненным требованием 23.05.2017, то есть с пропуском срока, предусмотренного статьей 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Ссылается на то, что пунктом 5.1 мирового соглашения определено, что на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам, подлежащим погашению в соответствии с настоящим мировым соглашением (включая требования об уплате обязательных платежей), проценты, предусмотренные пунктом 2статьи 156 Закона о банкротстве, не начисляются.

В судебном заседании апелляционной инстанции 16.01.2018 представитель уполномоченного органа возражал против доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседание 16.01.2018 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 12.12.2017. После перерыва судебное заседание продолжено.

Согласно части 5 статьи 288 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку возражений лиц, участвующих в деле, не было заявлено, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, заслушав представителя кредитора, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что определение в части включения в третью очередь реестра требований кредиторов должника требований уполномоченного органа в сумме 24 721 696,59 рублей подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Порядок установления размера требований кредиторов в рамках дела о банкротстве в период процедуры конкурсного производства предусмотрен статьями 100, 142 Закона о банкротстве.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.

При этом согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

На основании пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в отличие от увеличения размера требования при изменении кредитором основания требования, на котором основано его заявление о признании должника банкротом (часть 1 статьи 49 АПК РФ), его заявление считается поданным в момент соответствующего изменения, что учитывается при определении последовательности рассмотрения заявлений о признании должника банкротом.

Таким же образом следует квалифицировать и аналогичные заявления кредитора в отношении своего требования, предъявленного им в деле о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве

Сообщение о введении конкурсного производства в отношении ОАО «Брянский камвольный комбинат» опубликовано в газете «Коммерсант» № 225 от 03.12.2016, соответственно, кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев с даты опубликования, то есть до 03.02.2017.

Из материалов дела следует, что первоначально (31.01.2017) уполномоченный орган обратился с требованием о включении в реестр требований должника суммы требования в размере 19 621 959,09 рублей, в том числе: во вторую очередь задолженность в размере 50 630 рублей, в том числе по налогам – 50 630; в третью очередь реестра требований кредиторов задолженность в размере 19 571 329,09 рублей, в том числе: по налогам – 9 442 572 рубля, пеням – 10 126 694,09 рубля, штрафам – 2 063 рубля.

В уточнении от 23.05.2017 (т. 2, л. д. 11-14) кредитор в порядке статьи 49 АПК РФ просил включить в реестр требований кредиторов ОАО «БКК» задолженность в размере 24 723 230,59 рублей, в том числе: во вторую очередь задолженность в размере 50 630 рублей, в том числе по налогам – 50 630 рублей; в третью очередь реестра требований кредиторов задолженность в размере 15 745 272,40 рублей, в том числе: по налогам – 8 335 165,44 рубля, пеням – 7 460 673,96 рублей, штрафам – 63 рубля; проценты за мировое соглашение в размере 8 927 328,19 рублей.

В уточнении от 29.08.2017 (т.2, л. д. 45-50) кредитор в порядке статьи 49 АПК РФ просил включить в реестр требований кредиторов ОАО «БКК» задолженность в размере 24 772 326,59 рублей, в том числе: во вторую очередь задолженность в размере 50 630 рублей, в том числе по налогам – 50 630 рублей; в третью очередь реестра требований кредиторов задолженность в размере 15 794 368,40 рублей, в том числе: по налогам – 8 333 631,44 рубль, пеням – 7 460 673,96 рубля, штрафам – 63 рубля; проценты за мировое соглашение в размере 8 927 328,19 рублей.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют, что уточнив свои требования в порядке статьи 49 АПК РФ, кредитор 23.05.2017, в том числе, заявил новые требования в части включения в реестр требований кредиторов должника суммы процентов за мировое соглашение в размере 8 927 328,19 рублей.

На основании вышеизложенного, требования в части включения в реестр требований кредиторов должника суммы процентов за мировое соглашение в размере 8 927 328,19 рублей поданы за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве.

Из материалов дела усматривается, что определением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2015 по делу № А09-9610/2010 утверждено мировое соглашение от 30.03.2015, заключенное между открытым акционерным обществом «Брянский камвольный комбинат» в лице конкурсного управляющего ФИО3 и конкурсными кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» в лице представителя кредиторов ФИО4 на условиях, изложенных в представленном суду тексте мирового соглашения от 30.03.2015.

Определением (резолютивная часть) Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2016 заявление общества с ограниченной ответственностью «Брянский камвольный комбинат» о расторжении мирового соглашения удовлетворено. Мировое соглашение, заключенное в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат», утвержденное определением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2016 по делу № А09-9610/2010, расторгнуто. Возобновлено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат». В отношении открытого акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО3

Как видно, проценты за мировое соглашение в размере 8 927 328,19 рублей заявлены уполномоченным органом на основании пункта 2 статьи 156 Закона о банкротстве и исчислены следующим образом: за период с 20.05.2015 по 28.05.2015 (86 137 791,09 руб. * 8,25 % /365 * 8 дней = 155 756 руб.); за период с 28.05.2015 по 23.06.2015 (86 137 791,09 руб. – 7 581 352,66 руб. * 8,25 % /365 * 26 дней = 461 653,59 руб.); за период с 23.06.2015 по 22.11.2017 (78 556 438,43 – 7 581 352,66 * 8,25 % / 365 дней * 518 дней).

В свою очередь, проверив расчет кредитора, исходя из даты начала периода начисления процентов (20.05.2015) и общего количества дней, указанных в расчете (8+ 26 + 518), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фактически начисление процентов произведено уполномоченным органом за период с даты утверждения мирового соглашения (20.05.2015) до расторжения мирового соглашения (22.11.2016).

Согласно пункту 2 статьи 156 Закона о банкротстве на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, а также требований к должнику об уплате обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату утверждения мирового соглашения арбитражным судом, исходя из не погашенной суммы требований в соответствии с графиком удовлетворения требований кредиторов по мировому соглашению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Закона о банкротстве расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, если в отношении должника введены процедуры, применяемые в новом деле о банкротстве. При возобновлении производства по делу о банкротстве в отношении должника вводится процедура, которая применяется в деле о банкротстве и в ходе которой было заключено мировое соглашение.

Состав и размер требований кредиторов и уполномоченных органов определяются на дату возобновления производства по делу о банкротстве (пункт 6 статьи 166 Закона о банкротстве).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 156 Закона о банкротстве с согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Согласно пункту 5.1 мирового соглашения, утвержденного определением суда от 20.05.2015, исходя из смысла и цели мирового соглашения как реабилитационной процедуры на сумму требований кредитора по денежным обязательствам, подлежащим погашению в соответствии с настоящим Мировым соглашением (включая требования об уплате обязательных платежей), проценты, предусмотренные пунктом 2 статьи 156 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не начисляются.

Таким образом, в данном случае по условиям мирового соглашения должник освобождался от обязательств по уплате процентов, предусмотренных пунктом 2 статьи 156 Закона о банкротстве.

Согласно пункту 4 статьи 154 Закона о банкротстве при заключении мирового соглашения в ходе конкурсного производства, оно распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

В силу статьи 2, 27 Закона о банкротстве мировое соглашение наряду с финансовым оздоровлением, внешним управлением и конкурсным производством является одной из процедур банкротства. Следовательно, правоотношения сторон в период данной процедуры подчиняются условиям мирового соглашения.

Соответственно, в рассматриваемой ситуации условия об освобождении от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 2 статьи 156 Закона о банкротстве, установлены для всех кредиторов и исключают возможность начисления процентов по пункту 2 статьи 156 Закона о банкротстве на сумму требований ФНС России по обязательным платежам в период после утверждения мирового соглашения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 166 Закона о банкротстве при возобновлении дела о банкротстве в случае расторжения мирового соглашения размер требований кредиторов и уполномоченного органа определяется на основании реестра требований кредиторов по состоянию на дату утверждения мирового соглашения, за исключением требований, удовлетворенных в ходе исполнения мирового соглашения.

В пункте 4 статьи 166 Закона установлено также правило о том, что в случае расторжения мирового соглашения условия мирового соглашения, предусматривающие рассрочку, отсрочку удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также скидку с долгов, прекращаются в отношении той части требований кредиторов, которая не была удовлетворена на дату расторжения мирового соглашения.

Иначе говоря, в момент расторжения мирового соглашения перестают действовать его правила и условия, то есть перестают действовать на будущее.

Данной логике соответствует и положение пункта 6 статьи 166 Закона о банкротстве, согласно которому состав и размер требований кредиторов и уполномоченных органов определяются на дату возобновления производства по делу о банкротстве.

Учитывая вышеизложенное, а также период начисления процентов, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований уполномоченного органа в части включения в реестр требований кредиторов должника суммы процентов за мировое соглашение в размере 8 927 328,19 рублей.

Выводы суда в части включения во вторую очередь реестра требований кредиторов должника требований уполномоченного органа в сумме 50 630 рублей и в третью очередь реестра требований кредиторов должника – 15 745 272,40 рублей, в том числе: задолженность по налогам – 8 335 165,44 рубля, пеням – 7 460 673,96 рублей, штрафам – 63 рубля являются правильными и по существу не оспариваются.

При таких обстоятельствах, определение суда от 22.09.2017 следует отменить в части включения в третью очередь реестра кредиторов должника требований уполномоченного органа в сумме 24 721 696, 58 рублей, включить в третью очередь реестра кредиторов должника требования уполномоченного органа в сумме 15 794 368 рублей 40 копеек, в том числе, задолженность по налогам – 8 333 631 рубль 44 копейки, пени – 7 460 673 рубля 96 копеек, штрафы – 63 рубля, в части включения в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 8 927 328,19 рублей отказать, в остальной части определение суда оставить без изменения.

Руководствуясь статьями266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Брянской области от 22.09.2017 по делу № А09-9610/2010 отменить в части включения в третью очередь реестра кредиторов акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» требований Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области в сумме 24 721 696 рублей 59 копеек.

Включить в третью очередь реестра кредиторов акционерного общества «Брянский камвольный комбинат» требования Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области в сумме 15 794 368 рублей 40 копеек, в том числе, задолженность по налогам – 8 333 631 рубль 44 копейки, пени – 7 460 673 рубля 96 копеек, штрафы – 63 рубля.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

В остальной части определение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Е.И. Афанасьева

Ю.А. Волкова

И.Г. Сентюрина