ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№А10-3231/08 - Ф02-796/2009
12 марта 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области – ФИО1 (доверенность от 12.01.2009 № 539-9),
общества с ограниченной ответственностью «Восток-телеинформ» - ФИО2 (доверенность от 10.03.2009),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восток-телеинформ» на решение от 7 ноября 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 23 декабря 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу № А10-3231/08 (суд первой инстанции: Вишнякова Т.П., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Рылов Д.Н., Ячменёв Г.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Восток-телеинформ» (далее – ООО «Восток-телеинформ», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – УФАС по Иркутской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2008 № 252 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).
Решением от 7 ноября 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 23 декабря 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда решение суда от 7 ноября 2008 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО «Восток-телеинформ» ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неприменения части 4 статьи 71, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации, неправильного применения статьи 14.3 КоАП Российской Федерации.
Представитель ООО «Восток-телеинформ» поддержала доводы кассационной жалобы, представлен отзыв.
Представитель УФАС по Иркутской области считает судебные акты законными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 12.03.2009.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, УФАС по Иркутской области выявлена реклама водки «VIRGIN» с предупреждением следующего содержания «только чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», размещённая в журнале «Выбирай соблазны большого города. Иркутск» № 18 (46) от 01-15.10.2007 на 46 полосе.
Антимонопольный орган решением от 03.06.2008 № 24 признал ООО «Восток-телеинформ» нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ).
11.09.2008 должностным лицом антимонопольного органа в отношении ООО «Восток-телеинформ» составлен протокол № 169 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 КоАП Российской Федерации. В протоколе зафиксированы следующие факты нарушения требований Федерального закона «О рекламе». Нарушение пункта 3 части 1 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ – реклама алкогольной продукции содержит утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека. Нарушение части 3 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ – предупреждению о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции отведено менее 10 процентов рекламной площади. На основании заявки на размещение, договора от 01.09.2007, заключённого с ООО «ИФ-Медиа», в журнале «Выбирай соблазны большого города. Иркутск» № 18 (46) от 01-15.10.2007 размещены рекламные материалы водки «VIRGIN», рекламодателем и рекламопроизводителем которых является ООО «Восток-телеинформ». В рекламном модуле содержится предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя, которое занимает 4,3% от площади вместо 10%.
25.09.2008 УФАС по Иркутской области постановлением № 252 привлекло ООО «Восток-телеинформ» к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.3 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 100000 рублей. Административный орган пришел к выводу о наличии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ в части недопущения распространения рекламы алкогольной продукции, содержащей утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека; и части 3 статьи 21 названного Закона в части распространения ненадлежащей рекламы, которая сопровождается предупреждением о вреде её чрезмерного употребления, причём такому предупреждению отведено менее чем десять процентов рекламной площади.
Отказывая ООО «Восток-телеинформ» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2008 № 252, суды двух инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы фразу.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из договора от 01.01.2007, заключённого ООО «Восток-телеинформ» с ОАО «Байкалфарм», видно, что ООО «Восток-телеинформ» производит рекламу продукции и осуществляет выбор издания, в котором будет размещена реклама продукции, выпускаемой для ОАО «Байкалфарм», по отношению к которому ООО «Восток-телеинформ» является рекламопроизводителем и рекламораспространителем (л.д. 171-173).
По договору от 10.09.2007, заключённому ООО «ИФ-Медиа» с ООО «Восток-телеинформ», последнее выступает как рекламодатель (л.д. 55-56).
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что ООО «Восток-телеинформ» является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона № 38-ФЗ нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рекламодатель несёт ответственность за нарушения требований, установленных частями 1 и 3 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 38 Федерального закона № 38-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждения о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.
Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии со статьёй 14. 3 КоАП Российской Федерации нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган в рамках рассмотрения дела, возбужденного по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, для получения заключения специалиста в области языкознания обратился к заведующей кафедрой русского языка и общего языкознания факультета филологии и журналистики ИГУ кандидату филологических наук, доценту ФИО3 (л.д. 57-58). Перед специалистом антимонопольным органом поставлен вопрос определить значение использования следующих слов «только чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» как содержащих или не содержащих утверждения о том, что употребление алкогольной продукции безвредно для здоровья человека.
В соответствии с пунктом 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительством Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, антимонопольный орган вправе получить заключение специалиста.
Согласно заключению специалиста от 08.05.2008 № 354 (л.д. 59-62) фраза «только чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» содержит два утверждения:
- чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью;
- любой другой в количественном отношении способ употребления алкоголя (умеренное, значительное, регулярное, постоянное и тому подобное) безвреден для здоровья человека.
Данное заключение, как обоснованно посчитали суды двух инстанций, свидетельствует о нарушении обществом пункта 3 части 1 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ, поскольку реклама водки «VIRGIN», размещённая в журнале «Выбирай соблазны большого города. Иркутск» № 18 (46) от 01-15.10.2007 на 46 полосе, содержит утверждение о том, что любой другой в количественном отношении способ употребления алкоголя (умеренное, значительное, регулярное, постоянное и тому подобное) безвреден для здоровья человека.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что смысл фразы «только чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» соответствует смыслу нормы, закреплённой пунктом 3 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ. По мнению заявителя жалобы, в статье 21 названного Закона имеет место неоднозначность, противоречие норм: пункт 3 части 1 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ запрещает рекламу с утверждением о безвредности употребления алкоголя, и это противоречит части 3 этой же статьи.
Заявитель кассационной жалобы неправильно толкует часть 3 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ, полагая, что она допускает рекламу алкогольной продукции с утверждением о том, что употребление алкоголя в ином количественном отношении, чем чрезмерное, безвредно.
Между тем, данная норма права регулирует вопрос о том, что реклама алкогольной продукции в каждом случае её размещения должна содержать предупреждение о вреде её чрезмерного потребления и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади.
Следовательно, данная норма не противоречит пункту 3 части 1 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ, которая запрещает рекламировать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что обществом под видом предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя распространялось утверждение о безвредности его употребления, что подтверждается заключением специалиста заведующей кафедрой русского языка и общего языкознания факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета ФИО3
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном отклонении заключения доктора филологических наук ФИО4 также не может быть учтён судом кассационной инстанции.
Из заключения специалиста ФИО4 следует, что по запросу ООО «Восток-телеинформ» преподаватель кафедры общего и исторического языковедения, доктор филологических наук, доцент ФИО4 провел лингвистическую экспертизу по толкованию фразы из рекламного текста «только чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» (л.д. 29-32).
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Общество при рассмотрении дела не заявляло ходатайство о назначении лингвистической экспертизы. Кроме того, не была соблюдена процедура назначения и проведения экспертизы, эксперт не был предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. При таких условиях судом первой инстанции данное заключение было приобщено к материалам дела как письменное доказательство.
Апелляционный суд посчитал, что заключение специалиста ФИО4 не опровергает выводов заключения специалиста ФИО3 от 08.05.2008 № 354. При ответе на первый вопрос в нём указано, что фраза «только чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» содержит явно выраженное утверждение о том, что единственно чрезмерное употребление алкоголя или именно таковое наносит вред здоровью человека.
Исследуя имеющиеся в материалах дела документы, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что общество также нарушило требования части 3 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ. Содержащееся в рекламном модуле предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции занимает только 4,3 процента от площади модуля (пространства) вместо положенных 10 процентов.
Таким образом, ООО «Восток-телеинформ» при распространении рекламы водки «VIRGIN» с предупреждением следующего содержания «только чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», размещённой в журнале «Выбирай соблазны большого города. Иркутск» № 18 (46) от 01-15.1.2007, нарушило требования пункта 3 части 1 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона № 38-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Восток-телеинформ» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.3 КоАП Российской Федерации, и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2008 № 252.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и процессуального права, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания к переоценке этих выводов.
На основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции оставляет решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 7 ноября 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 23 декабря 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу № А10-3231/08 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения от 7 ноября 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановления от 23 декабря 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда, установленные определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2009 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Л.А. Кадникова
Л.Ю. Пущина
М.М. Шелёмина