ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№А10-3951/07-22 - Ф02-4388/2008; Ф02-4617/2008
11 сентября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Орлова А.В., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия - ФИО1 (доверенность от 03.09.2008),
Администрации г. Улан-Удэ – ФИО2 (доверенность от 07.03.2008 № 15),
Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» - ФИО3 (доверенность от 15.07.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия, Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» на постановление от 27 мая 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу № А10-3951/07-22 (суд первой инстанции: Рабдаева Л.Ю., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В, Григорьева И.Ю.),
установил:
Администрация г. Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия (далее – ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия) о признании недействительным распоряжения от 07.08.2007 № 322-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, муниципальному образованию городской округ «город Улан-Удэ».
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия».
Решением от 25 января 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 27 мая 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда решение суда от 25 января 2008 года отменено. Принят новый судебный акт о признании недействительным распоряжения от 07.08.2007 № 322-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, муниципальному образованию городской округ «город Улан-Удэ», как противоречащего части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 –ФЗ.
В кассационных жалобах и в дополнениях к ним ФГУ СИЗО № 1, ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия ставят вопрос о проверке законности постановления апелляционного суда по основаниям неправильного применения Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ). Заявители кассационных жалоб считают, что передаваемое имущество (общежитие) не может находиться в силу статьи 153 Закона № 122-ФЗ в федеральной собственности и Администрация г. Улан-Удэ обязана принять имущество в муниципальную собственность.
Представители ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия, ФГУ СИЗО № 1 поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ считает постановление апелляционной инстанции законным, представлен отзыв.
В судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 11.09.2008. После перерыва стороны не присутствуют.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб, дополнений к жалобам и отзыва относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия издало распоряжение от 07.08.2007 № 322-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, муниципальному образованию городской округ «город Улан-Удэ», которым утверждён перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации. Согласно приложению к названному распоряжению указанный перечень состоит из общежития, расположенного по адресу: 670000, <...>, общей площадью 558,6 кв.м. Пунктами 3, 4 спорного распоряжения предусмотрена обязанность муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» по оформлению передачи имущества, подписанию и представлению на утверждение в ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия акта приёма-передачи в течение трёх недель с момента издания настоящего распоряжения. В случае, если в установленный срок акт приёма-передачи не будет подписан и представлен, ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия утвердит данный акт в одностороннем порядке.
Администрации г. Улан-Удэ, полагая, что распоряжение от 07.08.2007 № 322-р вынесено ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия с нарушением предусмотренных законодательством Российской Федерации условий передачи имущества, обратилась в суд с заявлением о признании распоряжения недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия при издании спорного распоряжения были соблюдены нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд обоснованно установил следующее.
Оспариваемым распоряжением передавалось имущество - общежитие, расположенное по адресу: 670000, <...>, которое не может находиться в федеральной собственности. В силу приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 – жилой фонд относится к объектам муниципальной собственности.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в определённых случаях в муниципальную собственность. Порядок передачи такого имущества определён пунктом 11 статьи 154 названного Закона.
Согласно установленному порядку органы местного самоуправления направляют федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на передаваемое имущество.
Положения части 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения в публичной собственности имущества предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учёт позиции органов местного самоуправления и в том числе, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (Постановление и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, от 07.12.2006 №542-О).
Из материалов дела видно, что спорное распоряжение о передаче имущества (общежития) из федеральной собственности в муниципальную собственность было принято ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия без согласования и учёта мнения Администрации г. Улан – Удэ, то есть без учёта волеизъявления органа местного самоуправления.
Апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия в нарушение действующих норм права издало распоряжение от 07.08.2007 № 322-р о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Довод заявителей кассационной жалобы о том, что в силу части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ передаваемое оспариваемым распоряжением имущество не может находиться в федеральной собственности и Администрация г. Улан-Удэ не может отказаться от принятия имущества, проверен, однако учтён быть не может.
Положения части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учёта волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П).
Таким образом, апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, обоснованно признал недействительным распоряжение от 07.08.2007 № 322-р.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки этого вывода.
С учётом изложенного кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на постановление арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» по его ходатайству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Следовательно, с Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 27 мая 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу № А10-3951/07-22 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Л.А. Кадникова
А.В. Орлов
Л.Ю. Пущина