ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-5830/18 от 30.01.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А10-5830/2018

«30» января 2019 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,

рассмотрев без вызова сторонапелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аспект» на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2018 года по делу № А10-5830/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (суд первой инстанции – Марактаева И.Г.),

установил:

Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651, далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Аспект» (ОГРН 1110327010892, ИНН 0323358361, далее – ответчик, общество) о взыскании полученной субсидии в сумме 320 024 руб. 50 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2018 года по делу № А10-5830/2018 заявленные требования удовлетворены.

С общества с ограниченной ответственностью «Аспект» в пользу Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия взыскана 320 024 руб. 50 коп. – сумма субсидии.

Ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

В апелляционной жалобе ответчик полагает, что суд исходил из формальной трактовки договора о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования для реализации предпринимательского проекта «Расширение торговой и производственной деятельности ООО «Аспект», заключенным между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия и обществом с ограниченной ответственностью «Аспект» 23 декабря 2015 года.

По мнению заявителя жалобы, судом в рамках упрощенного производства не исследованы причины и обстоятельства, не позволившие в полной мере выполнить все плановые показатели к моменту окончания договора, не дана оценка целям заключения договора и последствиям которые влекут расторжение договора.

Министерство в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы, информация о принятии апелляционной жалобы размещены Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети «Интернет» 12.12.2018.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 23.12.2015 между Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия (министерство) и ООО «Аспект» (получатель) заключен договор о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, на основе конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, по условиям которого министерство обязуется в течение срока действия договора представить субсидию на возмещение части расходов, связанных с приобретением оборудования для реализации предпринимательского проекта «Расширение торговой и производственной деятельности ООО «Аспект» в размере 320 024 руб. 50 коп. путем перечисления на расчетный счет (наименование приобретенного оборудования Автоматический кромкооблицовочный станок Casadei).

Согласно пункту 1.2. Договора № 43 порядок получения субсидии определен постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 № 249 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства», в редакции постановлений Правительства РБ от 28.08.2014 № 404. от 19.11.2014 № 568 от 21.08.2015 № 415. от 24.08.2015 № 421, от 13.10.2015 № 525 (далее - Порядок № 249).

Основанием для предоставления субсидии является решение и.о. министра промышленности и торговли Республики Бурятия Унгаева Д.Д. от 11.12.2015 (п. 1.3. Договора).

Обязательства по предоставлению субсидии исполнены Министерством в полном объеме. Субсидия в размере 320 024,50 руб. перечислена па расчетный счет получателя платежным поручением № 376399 от 23.12.2015 года.

В силу пунктов 2.2.1., 2.2.3., 2.2.9 Договора № 43 Общество приняло на себя обязательства выполнить проект в сроки и на условиях, установленных проектом, обеспечить выполнение плановых показателей реализации проекта, приведенных в приложении № 1 к Договору № 43 и ежегодно в срок до 30 мая представлять в Министерство отчет о достижении плановых значений показателей согласно Приложению № 2., являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора.

Согласно отчетам по реализации предпринимательского проекта за 2015 и 2016 годы не выполнены показатели по выручке от реализации товаров, услуг (в 2015 на 25,50% план - 26 486 т.р., факт 19 732,02 т.р.; в 2016 на 49.64% план - 30 896.35 т.р., факт 15 559 т.р.); по средней заработной плате по организации (в 2015 на 65.95% план 30 613 р., факт 10 423 р.: в 2016 на 69,92% план 35 100 р., факт 10 558 р.); по среднесписочной численности работников (в 2015 на 23,53% план — 34, факт - 26, в 2016 на 40,90% план 44. факт 26): по налоговым и неналоговым платежам (в 2015 на 18.47% план 1 206,67 т.р., факт - 983,792 т.р.. в 2016 на 90 % план - 8 379,30 т.р., факт- 837,6 т.р.).

Претензия (требование) от 18.06.2018 б/н о возврате в бюджет Республики Бурятия предоставленной субсидии, направленная обществу заказным письмом с уведомлением № 67003416095887 оставлена без удовлетворения.

В силу пункта 2.1.5. Договора № 43 Министерство в случае установления фактов невыполнения получателем обязательств по настоящему договору о предоставлении субсидии и (или) нарушения условий предоставления субсидии вправе требовать возврат суммы субсидии в порядке, установленном настоящим договором и нормами действующего законодательства.

В связи с ненадлежащим исполнением условий договора обществом, истец обратился с иском в суд.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекса Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; под главным распорядителем бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78).

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

На момент заключения договора порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с приобретением оборудования, па основе конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства регулировался Порядком N 249 (приложение N 20).

Указанный порядок был разработан в целях реализации мероприятий Государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 № 151, и определяет механизм государственной поддержки субъектов малого и среднею предпринимательства в виде предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства па возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования па основе конкурсного отбора (п. 1.1 11орядка № 249, приложение № 20 в редакции от 13.10.2015 действующей па момент заключения договора).

Из паспорта Государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 № 151 в редакции постановлений Правительства РБ от 30.12.2013 № 733, от 26.03.2014 136. от 30.05.2014 №. 246. от 23.06.2014 № 294. от 25.11.20N № 580, от 16.01.2015 № 7, от 14.05.2015 № 223, от 28.09.2015 № 486, действующей на момент заключения договора (далее - Программа) следует, что целевыми индикаторами Программы в сфере промышленности, торговли, малого и среднего предпринимательства выделены:

- количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест;

 - оборот продукции (услуг) производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в расчете на одного человека населения:

- оборот розничной торговли в расчете на одного человека населения.

В соответствии с Таблицей 1 Раздела III Приложения № 20 Порядка № 249 критериями оценки конкурсных заявок выделены, в том числе:

Социальная эффективность (среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника; увеличение количества рабочих мест);

Бюджетная эффективность (увеличение объема налогов, планируемых к уплате в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации).

Таким образом, показатели, заложенные в приложении № 1 к Договору № 43. отвечают законодательно установленным критериям, а плановые показатели Получателями государственной поддержки, устанавливаются самостоятельно уже на стадии подачи заявки.

Пунктом 6.1. Порядка N 249 предусмотрено, что Министерство заключает с получателем субсидии договор с включением в него обязательства субъектов малого и среднего предпринимательства по представлению отчетности достижения плановых значений показателей, порядка возврата суммы субсидии, положения об обязательной проверке Министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления.

Согласно пункту 2.2.12. Договора № 43 в обязанности получателя входит информировать Министерство обо всех ставших известными Получателю субсидии случаях и обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу исполнение обязательств (повлиять на исполнение Получателем субсидии своих обязательств) по настоящему договору.

В соответствии с пунктом 2.3.1. Договора № 53 получатель вправе корректировать заявленные в проекте показатели своей деятельности с обязательным обоснованием целесообразности из изменения, при условии улучшения эффективности использования предоставленных средств, выделенных на реализацию предпринимательского проекта.

В период реализации проекта (2015, 2016 годы) об обстоятельствах, которые могли поставить под угрозу исполнение обязательств по Договору № 43, ответчик Министерство не извещал, с заявлением о корректировке не обращался.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 и пункта 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий, и иных субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении и осуществляет финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Министерство в силу пункта 3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2011 №492 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия» осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета.

Отчет по реализации предпринимательского проекта за 2016 год ответчиком был предоставлен только после получения от Министерства Акта о нарушении условий предоставления субсидии от 16.08.2017 № 12-01-82-И2440/17.

Как следует из материалов дела, в приложенных к исковому заявлению письмах ООО «Аспект» № 22 от 29.08.2017, № 7 от 28.05.2018 и от 25.07.2018 ответчик указал причины невыполнения договорных обязательств. Данные переписки сводятся к тому, что невыполнение показателей реализации проекта вызвано неблагоприятной экономической обстановкой, снижением покупательского спроса, отсутствием оборотных средств для развития предприятия и сложностью поддерживать конкурентоспособную стоимость изделий в связи с увеличением стоимости расходных материалов, расходами по арендной плате производственных помещений, платежами за электроэнергию, отопление, воду.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Субъекты предпринимательской деятельности осуществляют эту деятельность с определенной степенью риска и несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств независимо от наличия в этом их вины (абзац 3 пункта 1 статьи 2. пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По мнению апелляционного суда, приведенные ответчиком обстоятельства входят в сферу обычного предпринимательского риска, не являются форс-мажорными, обстоятельствами непреодолимой силы.

В силу пунктов 2.2.1., 2.2.3.. 2.2.9 Договора № 43 Общество приняло па себя обязательства выполнить проект в сроки и на условиях, установленных проектом, обеспечить выполнение плановых показателей реализации проекта, приведенных в приложении № 1 к Договору № 43 и ежегодно в срок до 30 мая представлять в Министерство отчет о достижении плановых значений показателей согласно Приложению № 2, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора.

Введение показателей реализации проекта обусловлено необходимостью эффективного использования бюджетных средств получателем субсидии, что следует из ст.ст. 28. 162 Бюджетного кодекса РФ. В свою очередь условия предоставления субсидии были известны ответчику уже на стадии подачи заявки, в составе которой им были представлены показатели реализации его проекта, закрепленные впоследствии в приложении 1 к Договору №43.

Срок реализации проекта, согласно приложению 1 к Договору № 43 два года (2015 и 2016 год), т.е. проект должен был быть реализован и завершен в 2016 году, а последняя отчетность по нему должна была быть представлена до 30.05.2017.

При таких установленных обстоятельствах заявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2018 года по делу № А10-5830/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                       Д.В. Басаев