Четвертый арбитражный апелляционный суд
ул. Ленина 100б, Чита, 672000,
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита
Дело № А10-6146/2021
14 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2022 года по делу № А10-6146/2021 по заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным приказа от 21.07.2021 № 2/31 «Об установлении платы за подключение объекта капитального строительства ООО «Специализированный застройщик «СмитИнвест+» «Многоквартирные жилые дома в 128 и 129 кварталах Октябрьского района г. Улан-Удэ» в индивидуальном порядке»,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «СмитИнвест+» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» – ФИО1 – представителя по доверенности от 01.01.2022 (представлен документ о наличии высшего юридического образования),
иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
установил:
публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №14» (далее – заявитель, ПАО «ТГК-№14» или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ Республики Бурятия или Служба) о признании недействительным приказа от 21.07.2021 № 2/31 «Об установлении платы за подключение объекта капитального строительства ООО «Специализированный застройщик «СмитИнвест+» «Многоквартирные жилые дома в 128 и 129 кварталах Октябрьского района г. Улан-Удэ» в индивидуальном порядке».
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «СмитИнвест+» (далее – ООО «Специализированный застройщик «СмитИнвест+»).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РСТ Республики Бурятия обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в жалобе.
Служба отмечает, что регулируемая организация вправе представить документы и материалы к заявлению об установлении платы, однако в настоящем случае заявитель уточнение заявки не производил, уточненное заявление с иными объемами нагрузки не подавал. В свою очередь, подача дополнительных документов и материалов неразрывно связана с первоначально поданным заявлением (к которому подаются материалы), которое заявитель не просил не учитывать. То есть, заявление об установлении платы за подключение с измененными объемами им не подавалось.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что по фактическим данным, предоставленным ПАО «ТГК-14» за 2021 год, доходы, полученные от деятельности по подключению объектов к тепловым сетям по г. Улан-Удэ составили 180 306 956,45 рублей, а расходы за тот же период 104 157 189,89 рублей.
Служба полагает, что исчисление ПАО «ТГК-14» сроков обращения в суд со дня вынесения приказа об установлении платы за подключение, является необоснованным, поскольку заявитель ознакомился с экспертным заключением 20.07.2021.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу общество просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы РСТ Республики Бурятия и ООО «Специализированный застройщик «СмитИнвест+» извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителя ПАО «ТГК-14» изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» зарегистрировано в качестве юридического лица 7 декабря 2004 года за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>. Основным видом деятельности общества согласно Единому государственному реестру юридических лиц является производство электроэнергии тепловыми электростанциями.
17 марта 2021 года ПАО «ТГК-14» обратилось в РСТ Республики Бурятия с заявлениями об открытии дела по установлению платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО «ТГК-14» в индивидуальном порядке объекта капитального строительства «Многоквартирные жилые дома в 128 и 129 кварталах Октябрьского района г. Улан-Удэ», расположенного по адресу: 128 и 129 кварталы Октябрьского района г. Улан-Удэ, с запрашиваемой тепловой нагрузкой 19,642719 Гкал/час. Общество просило рассмотреть материалы и установить плату за подключение к системе теплоснабжения ОАО «ТГК-14» вышеуказанного объекта в индивидуальном порядке в размере 156 825 рублей 63 копейки.
21 июля 2021 года РСТ Республики Бурятия проведено заседание Коллегии с повесткой «Об установлении платы за подключение объекта капитального строительства ««Многоквартирные жилые дома в 128 и 129 кварталах Октябрьского района г. Улан-Удэ», расположенного по адресу: 128 и 129 кварталы Октябрьского района г. Улан-Удэ, к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» в индивидуальном порядке», о чем составлен протокол № 2/31 («Мой арбитр» 21.10.2021).
Из протокола заседания Коллегии следует, что Коллегией РСТ Республики Бурятия принято решение о принятии планируемой подключаемой тепловой нагрузки в системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» объекта капитального строительства в размере 19,642719 Гкал/час, о принятии объема финансовой потребности по подключению объекта капитального строительства в размере 132 293,24 тысяч рублей (без учета НДС), статья «Налог на прибыль» составила 538,75 тысяч рублей.
На основании указанного решения коллегии РСТ Республики Бурятия принят приказ от 21 июля 2021 года № 2/31 «Об установлении платы за подключение объекта капитального строительства ООО «Специализированный застройщик «СмитИнвест+» «Многоквартирные жилые дома в 128 и 129 кварталах Октябрьского района г. Улан-Удэ» в индивидуальном порядке. Приложением к приказу РСТ Республики Бурятия от 21.07.2021 № 2/31 установлена плата за подключение данного объекта капитального строительства в размере 132 293,24 тысяч рублей (без НДС) («Мой арбитр» 14.02.2022).
Общество, полагая, что приказ РСТ Республики Бурятия от 21.07.2021 № 2/31 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 названной статьи).
Срок для обращения в арбитражный суд исчисляется с даты, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Судом первой инстанции установлено, что об оспариваемом приказе обществу должно было стать известно непосредственно после его издания, то есть 21.07.2021.
С заявлением в суд общество обратилось 21.10.2021, следовательно, трехмесячный срок на оспаривание приказа ПАО «ТГК-14» не пропущен, то есть соблюден.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).
На основании пункта 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29 (далее – Положение), РСТ Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Пунктом 3.8 данного Положения установлено, что РСТ Республики Бурятия устанавливает плату за подключение к системе теплоснабжения.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, РСТ Республики Бурятия полномочно на издание оспариваемого приказа.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 31 статьи 2 Закона о теплоснабжении платой за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения является плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее – плата за подключение (технологическое присоединение).
На основании статьи 10 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В статье 14 Закона о теплоснабжении определены критерии установления платы за подключение к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).
Согласно пункту 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Законом теплоснабжении, градостроительным законодательством Российской Федерации, Основами ценообразования, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04. 2012 № 307, и методическими: указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 настоящего документа, – в индивидуальном порядке.
На основании пункта 109 Основ ценообразования при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
Пунктом 110 Основ ценообразования предусмотрено, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии с пунктом 163 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания) органом регулирования утверждается плата за подключение в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности подключения (в тысячах рублей).
Порядок определения размера платы за подключение в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности подключения регламентирован пунктами 171 и 172 Методических указаний.
Пунктом 171 Методических указаний предусмотрено, что плата за подключение объекта k-го заявителя, при отсутствии технической возможности подключения, определяется в индивидуальном порядке в соответствии с приложением 7.6 к настоящим Методическим указаниям по формуле: (тысяч рублей) (121), где:
П1 – расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, определенные по формуле (118), тысяч рублей/Гкал/ч;
– подключаемая тепловая нагрузка объекта k-го заявителя, Гкал/ч;
П2 – расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей (включая создание (реконструкцию) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта k-го заявителя (включая проектирование), определенные в соответствии с проектно-сметной документацией создания (реконструкции) тепловых сетей, тысяч рублей;
П3 – расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимые для создания технической возможности подключения объекта k-го заявителя, определенные в соответствии с проектно-сметной документацией создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии, и в соответствии с приложением 7.4 к настоящим Методическим указаниям, тысяч рублей;
Н – налог на прибыль, отнесенный к плате за подключение, рассчитанный по формуле (120.1), тысяч рублей/Гкал/ч.
Пункт 170 Методических указаний предусматривает формулу, в соответствии с которой рассчитывается налог на прибыль: формула (120.1) это (тысяч рублей/Гкал/ч), (120.1) где:
– плановая на очередной расчетный период регулирования суммарная подключаемая тепловая нагрузка объектов заявителей, Гкал/ч.
Спор между сторонами возник по вопросу применения формулы 120.1.
По мнению заявителя при расчете величины налога на прибыль РСТ Республики Бурятия была завышена плановая нагрузка подключения объектов к тепловым сетям на 2021 год. РСТ Республики Бурятия необоснованно приняла размер нагрузки равной 44,556174 Гкал/ч.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, при подаче заявления об открытии дела по установлению платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» в индивидуально порядке по подключению объекта «Многоквартирные жилые дома в 128 и 129 кварталах Октябрьского района г. Улан-Удэ», расположенного по адресу: 128 и 129 кварталы Октябрьского района г. Улан-Удэ (в том числе подключение детского сада, расположенного в 128 кв. Октябрьского района г. Улан-Удэ), Заявитель указал размер налога на прибыль в сумме 445,485 тысяч рублей.
В экспертном заключении по расчету размера платы за подключение объекта капитального строительства «Многоквартирные жилые дома в 128 и 129 кварталах Октябрьского района г. Улан-Удэ», к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» в индивидуальном порядке (далее – экспертное заключение), отражено, что Служба при расчете налога на прибыль учла суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителя в размере 44,556174 Гкал/ч (таблица № 4) (Мой арбитр 11.11.2021).
Из протокола заседания коллегии РСТ Республики Бурятия от 21.07.2021 следует, что в расчет налога на прибыль была принята нагрузка в размере 538,75 тысяч рублей/Гкал/ч.
Вместе с тем, из пояснений представителей заявителя следует, что письмом от 06.05.2021 № ВГ-1363 в РСТ Республики Бурятия ПАО «ТГК-14» представлен расчет величины налога на прибыль с расшифровкой планового размера подключаемой тепловой нагрузки на 2021 год в размере 15,24504 Гкал/час (Мой арбитр 21.10.2021).
Таким образом, указанные корректировки внесены обществом в ходе рассмотрения дела ПАО «ТГК-14» по установлению платы за подключение к системе теплоснабжения общества.
Представитель Службы пояснил в ходе рассмотрения настоящего дела, что представленная ПАО «ТГК-14» величина тепловой нагрузки, не принята во внимание, поскольку поданные заявителем материалы содержали в себе противоречия, не соответствовали первоначальному расчету.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания Коллегии РСТ Республики Бурятия от 21.07.2021 не указано на каком основании, по каким причинам представленный, 06.05.2021, перечень подключаемых объектов в обоснование планового размера подключаемой тепловой нагрузки не был учтен.
Открытие дела об установлении платы за подключение осуществляется по предложению регулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 39(1) настоящих Правил (пункт 39 (2) Правил № 1075).
В соответствии с пунктом 39(5) Правила № 1075, предложение об установлении платы за подключение состоит из заявления регулируемой организации об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения и необходимых материалов. В заявлении об установлении платы за подключение указывается следующая информация:
сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении платы за подключение (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет);
основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления платы за подключение.
Пунктом 39(6) Правил № 1075 определены документы и материалы, которые прилагаются к заявлению об установлении платы за подключение:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица – передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимого имущества (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);
б) расчет расходов, включаемых в состав платы за подключение (сметы для определения расходов на строительство (реконструкцию), с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета;
в) копии документов, подтверждающих плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей;
г) расчет платы за подключение;
д) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (проект инвестиционной программы);
е) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
Согласно пункту 39(7) Правил № 1075 к заявлению об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке прилагаются документы и материалы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «г» и «е» пункта 39(6) настоящих Правил.
Пунктом 39(8) Правил № 1075 предусмотрено, что для открытия дела об установлении платы за подключение перечень документов и материалов, указанных в 39(6) Правил № 1075, является исчерпывающим.
Учитывая изложенные положения Правил № 1075, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у ПАО «ТГК-14» отсутствовала обязанность документально подтверждать плановую на 2021 год суммарную подключаемую тепловую нагрузку по каждому объекту, в том числе уточненную плановую нагрузку согласно дополнению от 06.05.2021 № ВГ-1363.
В связи с чем, РСТ Республики Бурятия при утверждении платы за подключение в индивидуальном порядке объекта «Многоквартирные жилые дома в 128 и 129 кварталах Октябрьского района г. Улан-Удэ» необоснованно приняла размер нагрузки 44,556174 Гкал/час, при наличии уточненного расчета налога на прибыль с расшифровкой планового размера подключаемой тепловой нагрузки на 2021 год в размере 15,24504 Гкал/час.
Вопреки доводам РСТ Республики Бурятия, ПАО «ТГК-14» представило в регулирующий орган данные по плановой подключаемой нагрузке на 2021 год, однако РСТ Республики Бурятия их не учло для расчета налога на прибыль при установлении оспариваемой платы.
Так, письмом от 15.04.2021 № ВГ-1060 ПАО «ТГК-14» направлены в РСТ Республики Бурятия пояснения по расчету налога на прибыль с приложением писем от застройщиков № 373-СИ/21 от 09.03.2021 и № 109-СЗ/2021 от 15.04.2021. На основании данных писем (информации) от застройщиков ПАО «ТГК-14» в адрес РСТ Республики Бурятия было сообщено о том, что о том, что: 1) по объекту «140Б квартал» в 2021 году запланировано подключение с нагрузкой 1,322001 Гкал/час; 2) объект «128, 129 кварталы» в планируемую подключаемую тепловую нагрузку на 2021 не входит (подключение объекта планируется этапами с 2022 по 2027 годы) – в связи с чем всю нагрузку по данному объекту 19,64272 Гкал/час необходимо исключить из расчета налога на прибыль.
Дополнительно по объекту «128, 129 кварталы» аналогичная информация направлена застройщиком в адрес РСТ Республики Бурятия в письме № 584-СЗ/21 от 01.06.2021.
Кроме того, по объекту «140Б квартал» размер планируемой подключаемой нагрузки на 2021 год 1,322001 Гкал/час также предоставлен в РСТ Республики Бурятия ПАО «ТГК-14» письмом от 06.05.2021 № ВГ-1363.
По объектам застройщика ФИО2-Х.Е. информация направлена в РСТ Республики Бурятия от ПАО «ТГК-14» письмом от 06.05.2021 № ВГ-1363. С указанным обращением направлено письмо застройщика о переносе срока подключения основной части объекта (8 блоков) с нагрузкой 1,353087 Гкал/час на 2022 год.
Службой в данном случае при установлении платы не учтены дополнительные материалы, направленные регулируемой организацией.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, РСТ Республики Бурятия не соблюдены цели и принципы государственного регулирования тарифов, не выполнено требование указанных пунктов Правил № 1075, статьи 7 Закона о теплоснабжении, предусматривающей, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что РСТ Республики Бурятия в указанной части не соблюден порядок утверждения индивидуального тарифа за подключение объекта капитального строительства, предусмотренный действующим законодательством.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Службы о том, что в рассматриваемом случае ПАО «ТГК-14» при подаче уточнения от 06.05.2021 необходимо было отозвать первоначальную заявку на установление тарифа и подать новую, поскольку возможность представление дополнительных материалов по инициативе регулируемой организации предусмотрена пунктами 18, 39 (8) правил № 1075.
Так, согласно пункту 18 Правил № 1075 регулируемая организация вправе представить по своей инициативе в орган регулирования тарифов дополнительные материалы к предложениям об установлении тарифов до 1 декабря текущего года, но не позднее 7 календарных дней до дня проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, на котором принимается решение об установлении тарифов. Соответствующие дополнительные материалы и сведения приобщаются к делу об установлении тарифов.
Согласно пункту 39(8) Правил № 1075 по инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 39(6) настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении платы за подключение.
В пункте 13 Основ ценообразования закреплен порядок корректировки дополнительно понесенных регулируемой организацией экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен.
В соответствии с указанной нормой в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
Как правильно указал суд первой инстанции, в настоящем деле оспаривается плата за подключение объекта к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке, которая не устанавливается каждый период регулирования, а носит разовый характер. Следовательно, пункт 13 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения» в рассматриваемом случае не применим.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2022 года по делу № А10-6146/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А. Сидоренко
Судьи
Д.В. Басаев
Н.В. Ломако