ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело № А10-6690/2019
19 августа 2020 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Монаковой О.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сигматэк» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 мая 2020 года по делу № А10-6690/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сигматэк» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения об отказе во включении участка недр «км.184+950 а/д М-55» в план проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, выраженного в письме от 30.07.2019 № 08-03-27-И4791/19, о признании незаконным приказа от 18.07.2019 № 247-ПР «О внесении изменений в План предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона», о признании незаконным приказа от 31.07.2019 № 262-ПР о предоставлении АО «Дорожник» права пользования участком недр «км.184+950 а/д М-55»,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует акционерное общество «Дорожник» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Сигматэк» (далее – заявитель, общество или ООО «Сигматэк») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия (далее – Министерство или Минприроды Республики Бурятия) о признании незаконным решения об отказе во включении участка недр «км.184+950 а/д М-55» в план проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, выраженного в письме от 30.07.2019 № 08-03-27-И4791/19, о признании незаконным приказа от 18.07.2019 № 247-ПР «О внесении изменений в План предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона», о признании незаконным приказа от 31.07.2019 № 262-ПР о предоставлении акционерному обществу «Дорожник» права пользования участком недр «км.184+950 а/д М-55».
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Дорожник» (далее – АО «Дорожник»).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 мая 2020 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного.
Как следует из апелляционной жалобы, суд первой инстанции неверно применил нормы права, пришел к выводам, не соответствующим установленным им обстоятельствам и материалам дела.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что в силу пункта 3.3 Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.07.2006 № 217 (далее – Порядок № 217), Министерство обязано было руководствоваться проектной документацией, а не рабочей.
ООО «Сигматэк» указывает, что проектной документацией прямо предусмотрено устройство земляного полотна путем использования грунта от существующих обочин и разборки существующего земляного полотна; поставка гравийных смесей из спорного карьера не предусмотрена.
Кроме того общество считает, что суд неверно распределил бремя доказывания, нарушив процессуальные нормы.
Минприроды Республики Бурятия и АО «Дорожник» письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ООО «Сигматэк» заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с ухудшением самочувствия представителя общества ФИО1 (повышение температуры тела) и невозможностью обеспечения явки представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ в случае если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из приведенных норм процессуального права следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству стороны является правом, а не обязанностью арбитражного суда. При этом удовлетворение такого ходатайство возможно только при наличии уважительных причин.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 158 АПК РФ, не находит оснований для отложения судебного разбирательства, постольку ООО «Сигматэк», являясь лицом, надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного заседания, судом не признано обязанным обеспечить явку в судебное заседание, как и не заявило суду причины, по которым необходимо личное участие заявителя в судебное заседание, не привело доводов, относительно каких обстоятельств представитель общества хотел бы дать пояснения суду лично, дополнительных доказательств суду не представило, как и не заявило иных ходатайств по существу рассматриваемого дела.
Рассмотрев в соответствии со статьями 158, 159, 184 и 266 АПК РФ данное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отложения судебного разбирательства и отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Сигматэк» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.12.2002, основным видом его деятельности является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина.
06.05.2019 ООО «Сигматэк» обратилось в Минприроды РБ с заявлением о включении участка недр «184 км М-55 а/м дороги «Байкал», содержащего общераспространенные полезные ископаемые (песчано-гравийная смесь) в план проведения аукционов на право пользование участками недр местного значения на 2019 год (т. 1, л.д. 14). Заявление продублировано ООО «Сигматэк» 07.05.2019 по форме согласно Приложению № 1 к Порядку № 217 (т. 1, л.д. 72).
07.05.2019 в Минприроды Республики Бурятия в отношении того же участка недр поступило заявление АО «Дорожник» о включении в план предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона на 2019 год с целью разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (т. 1, л.д. 95).
В письме от 05.06.2019 № 08-03-27-И3487/19 Министерство сообщило обществу, что Распоряжением Минприроды Республики Бурятия от 04.06.2019 № 60-Р (т. 1, л.д. 98) по его заявлению принято решение о разработке условий пользования и согласования условий пользования участком недр.
В письме также указано, что в случае согласования условий пользования участком недр информация о включении в План будет размещена на официальном сайте Минприроды Республики Бурятия в разделе документы. В случае принятия решения о невозможности включения участка недр в План Минприроды РБ письменно уведомит о принятом решении (т.1, л.д. 15).
Аналогичное письмо Миприроды Республики Бурятия от 05.06.2019 № 08-03-27-И3486/19 было адресовано АО «Дорожник» (т. 1, л.д. 100).
Министерством разработаны условия пользования участком недр - карьер «км.184+950 а/д М-55», местонахождение участка - в 1200 метрах юго-восточном направлении от ж/д ст. «Выдрино», Кабарский район Республики Бурятия.
Письмом от 05.06.2019 № 08-03-27-И3485/19 Минприроды Республики Бурятия направило условия пользования участком недр для их согласования в адрес заинтересованных органов: руководителям Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, Бурприроднадзора, Главе МО «Кабарский район» (т. 1, л.д. 101-103).
Согласно представленным в материалы дела ответам условия пользования участком недр были согласованы заинтересованными органами (т. 1, л.д. 104-106).
Приказом Минприроды Республики Бурятия № 233-ПР от 04.07.2019 на основании пункта 2.1 Порядка № 217 утверждены условия пользования участком недр - карьер «км.184+950 а/д М-55», расположенным в пределах Кабанского района Республики Бурятия, с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийные породы), согласно приложению (т. 1, л.д. 107-109).
В пункте 3 приказа Отделу регулирования недропользования и развития минерально-сырьевого комплекса предписано в установленном порядке включить вышеуказанный участок недр в план проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на 2019 год.
18.07.2019 Министерством издан приказ № 247-ПР «О внесении изменений в План предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона», которым на основании пункта 3.1 Порядка № 217 участок недр «км.184+950 а/д М-55» включен в План предоставления права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона на территории Республики Бурятия на 2019 год (утвержден приказом Минприроды Республики Бурятия от 18.12.2018 № 456/1-ПР) (т. 1, л.д. 110-111).
В письме от 30.07.2019 № 08-03-27-И4791/19 Министерство уведомило ООО «Сигматэк» о невозможности включения испрашиваемого участка недр в План проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на 2019 год в связи с тем, что на этот участок поступило соответствующее заявление о предоставлении его без проведения аукциона в целях разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из содержания письма, орган ссылается на Федеральный закон от 26.07.2017 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», в соответствии с которым упрощена процедура предоставления права пользования участками недр для вышеназванных целей и право пользования для указанных целей предоставляется без проведения аукциона.
31.07.2019 Министерством издан приказ № 262-ПР, которым право пользования участком недр «км.184+950 а/д М-55» предоставлено АО «Дорожник» (т. 1, л.д. 32).
ООО «Сигматэк» обжаловало решение Минприроды Республики Бурятия, выраженное в письме от 30.07.2019 № 08-03-27-И4791/19, приказ от 18.07.2019 № 247-ПР «О внесении изменений в План предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона», а также приказ от 31.07.2019 № 262-ПР «О предоставлении права пользования» в судебном порядке.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения в числе прочих относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Подготовка и утверждение перечней таких участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
В соответствии со статьей 15.1 Закона Республики Бурятия от 29.11.2005 № 1346-III «О порядке пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия», пунктом 3.3.19 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.03.2007 № 65, в Республике Бурятия уполномоченным на подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения органом является Минприроды Республики Бурятия.
В утвержденный Минприроды Республики Бурятия Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия включен «Карьер км.184+950 а/д М-55, Кабанский район Республики Бурятия (песчано-гравийные породы)» (пункт 31 Приложения к Приказу Минприроды РБ от 06.08.2018 № 263-ПР) и может быть предоставлен в пользование согласно пункту 1.5 Порядка № 217.
Одним из оснований возникновения права пользования участками недр пункте согласно пункту 6 статьи 10.1 Закона о недрах (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решения, актов) может послужить принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о:
- предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- предоставлении права пользования участком недр местного значения, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;
- предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;
- предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
- предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи;
- предоставлении без проведения конкурса или аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (абзац введен Федеральным законом от 26.07.2017 № 188-ФЗ);
- предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Участки недр местного значения предоставляются в пользование в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 18 Закона о недрах).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.07.2006 № 217 утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия, в котором регламентирована процедура предоставления права пользования участком недр как по результатам аукциона, так и без проведения аукциона.
Как следует из пунктов 2.1, 3.1 Порядка № 217, предоставлению участка недр в пользование по результатам аукциона или без проведения аукциона предшествует включение участка недр в План проведения аукционов или в План предоставления участков недр без проведения аукциона соответственно.
Тот и другой план утверждается на очередной год приказом уполномоченного органа, то есть Минприроды Республики Бурятия.
Внесение изменений в утвержденный план в течение текущего года осуществляется уполномоченным органом в случае поступления заявлений либо по инициативе уполномоченного органа и оформляется приказом.
Для включения участка недр в План проведения аукционов или в План предоставления участков недр без проведения аукциона необходимо наличие двух условий:
- данный участок недр включен в Перечень в установленном федеральным законодательством порядке, вовлечение участка недр в пользование не противоречит требованиям действующего законодательства и
- условия пользования, разработанные уполномоченным органом по данному участку, согласованы с заинтересованными органами.
Уполномоченный орган, рассмотрев представленные заинтересованными органами материалы по согласованию либо несогласованию условий пользования участком недр на соответствие федеральному законодательству, принимает решение об утверждении условий пользования участком недр либо о невозможности включения участка недр в план, которое оформляется приказом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что для предоставления права пользования участками недр, как по аукциону, так и без его проведения обязательными этапами процедуры предоставления права пользования участком недр являются: разработка условий пользования, согласование условий пользования с заинтересованными органами, утверждение условий пользования.
Соответствующая процедура согласно Порядку № 217 была осуществлена как по заявлению ООО «Сигматэк», так и по заявлению АО «Дорожник».
После прохождения согласования с заинтересованными органами Министерство утвердило условия пользования, издав Приказ № 233-ПР от 04.07.2019.
Далее следует внесение участка недр местного значения в План проведения аукционов или в План предоставления участков недр без проведения аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 6 стати 10.1 Закона о недрах, что также оформляется приказом Минприроды Республики Бурятия (пункты 2.1, 3.1 Порядка № 217).
Несмотря на то, что заявление в отношении спорного участка недр было подано ООО «Сигматэк» раньше, чем АО «Дорожник», и все условия для включения участка в план аукционов были соблюдены, Минприроды Республики Бурятия издан приказ о включении участка недр «км.184+950 а/д М-55» в План предоставления права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона на территории Республики Бурятия на 2019 год, а ООО «Сигматэк» направлено уведомление о невозможности включения испрашиваемого участка недр в План проведения аукционов в связи со следующим.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1.2 Порядка № 217, предоставление прав пользования участком недр осуществляется по результатам аукциона на право пользования участком недр.
Однако подпунктом 1 пункта 1.2 Порядка № 217 установлен специальный случай предоставления права пользования участком недр без проведения аукциона, а именно разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Данное правило корреспондирует норме, закрепленной в абзаце 8 пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах, введенной в действие с 06.08.2017 Федеральным законом от 26.07.2017 № 188-ФЗ.
Как правильно указал суд первой инстанции, введение данной нормы направлено на реализацию участниками отношений в сфере госконтрактов своих правомочий, и упрощение порядка предоставления права пользования участками недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых для целей строительства, реконструкции, ремонта, содержания автомобильных дорог общего пользования в рамках исполнения соответствующими субъектами условий госконтрактов на протяжении периода их действия.
Норма абзаца 8 пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах является специальной по отношению к нормам о предоставлении права пользования участками недр по результатам аукциона, и ее применение не может расцениваться как действия, ограничивающие конкуренцию.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07.05.2019 в Минприроды Республики Бурятия соответствующее заявление с приложениями поступило от АО «Дорожник» в отношении участка недр «км.184+950 а/д М-55», оформленное согласно пункту 3.1 Порядка № 217, на основании заключенного государственного контракта № 62-18-ф от 18.05.2018 на оказание услуг по капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения Р-258 «Байкал» Иркутск-Улан-Удэ-Чита км. 222+000-км. 234+260 (т. 1, л.д. 95-97).
В пункте 3.3 Порядка № 217 предусмотрено, что в случае получения права пользования участком недр с целью, указанной в подпункте 1 пункта 1.2 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает у заказчика, с которым заявитель заключил гражданско-правовой договор, в порядке межведомственного взаимодействия следующие документы:
- копию гражданско-правового договора на выполнение соответствующих работ с предъявлением оригинала;
- копию утвержденной проектной документации на выполнение соответствующих работ согласно гражданско-правовому договору или выкопировку глав проектной документации, в которых должны быть указаны участки недр, предполагаемые для отработки, с предъявлением оригинала.
Заявитель по собственному желанию может приложить вышеуказанные документы к заявлению на предоставление права пользования участком недр без проведения аукциона.
Руководствуясь пунктом 3.3 Порядка № 217, письмом от 23.07.2019 № 08-03-27- И4607/19 (т. 1, л.д. 112) Минприроды Республики Бурятия направило в адрес заказчика - ФГУ Упрдор «Южный Байкал» запрос о предоставлении следующих документов:
- копии гражданско-правового договора на выполнение соответствующих работ с предъявлением оригинала (либо заверенной копии);
- копии утвержденной проектной документации на выполнение соответствующих работ согласно гражданско-правовому договору или выкопировки глав проектной документации, в которых должны быть указаны участки недр, предполагаемые для отработки, с предъявлением оригинала (либо заверенной копии).
26.07.2019 в Минприроды Республики Бурятия поступил ответ ФГУ Упрдор «Южный Байкал» исх. № 2357/07 от 25.07.2019 с приложением пакета документов по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-258 Иркутск-Улан-Удэ-Чита км. 222+000 – км. 234+260, Республика Бурятия»: заверенных копий государственного контракта № 62-18-ф от 18.05.2018 и утвержденной проектной документации на выполнение соответствующих строительно-монтажных работ (ведомость источников получения и транспортировки основных строительных материалов) (т. 1., л.д. 113).
Как установлено судом первой инстанции, в направленном в адрес Министерства от заказчика - ФГУ Упрдор «Южный Байкал» пакете документов в действительности была приложена Рабочая документация по объекту (т. 1, л.д. 74 -78).
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что основываясь на анализе поступившего от заказчика пакета документов, Министерство правомерно сделало вывод о необходимости использования АО «Дорожник» спорного участка недр для целей выполнения работ в рамках реализации условий государственного контракта № 62-18-ф от 18.05.2018, верно руководствуясь положениями пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 188-ФЗ.
При этом нарушений со стороны органа власти запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), на предоставление государственных преференций в отсутствие законодательно установленных оснований при действующем правовом регулировании спорных правоотношений суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции не усматривает.
Следовательно, АО «Дорожник» как организация-исполнитель по госконтракту, наделенная законом преимущественным правом пользования участками недр, вправе претендовать на участок недр вне конкурсных процедур.
Судом первой инстанции обосновано отклонены доводы заявителя о том, что Проектная документация на ремонт автомобильной дороги Р-258, размещенная на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, в действительности не содержала участок недр «км.184+950 а/д М-55», предполагаемый к использованию в рамках реализации госконтракта № 62-18-ф от 18.05.2018, а предусматривала поставку песчано-гравийной смеси третьими лицами.
Представленный заявителем в материалы настоящего дела компакт-диск с Проектной документацией на ремонт автомобильной дороги Р-258 содержит Приложение № 2 ПСД 222- 234 part10.rar, в котором имеется файл «99-16-ф-031-P5.1pdf».
В томе 5.1 содержится раздел 7 «Описание транспортной схемы (схем) доставки материально-технических ресурсов» на листах №№ 38-39, где указано, что предполагаемые источники получения основных строительных материалов и транспортная схемы представлены на чертеже 99-16-ф-031-1-Р5.1-2 «Транспортная схема доставки основных строительных материалов и конструкций».
На указанном чертеже действительно не обозначен карьер «км 184+950 Кабанский район», равно как и не указан в ведомости источников получения и транспортировки основных строительных материалов и конструкций (т. 1, л.д. 63). Под порядковым номером 10 указан геотекстиль.
Вместе с этим, в аналогичной ведомости Рабочей документации под номером 10 значится песчано-гравийная смесь и источник ее получения - карьер км 184+950 Кабанский район.
Также в разделе 7 Рабочей документации указано, что для устройства земляного полотна предусмотрена поставка на объект песчано-гравийной смеси с карьера 184 км+950 Республика Бурятия Кабанский район (т. 1, л.д. 74-78).
Заявителем не представлены доказательства того, что по разработанному проекту капитального ремонта автомобильной дороги Р-258 необходимость в песчано-гравийной смести отсутствовала.
Как правильно отмечает суд первой инстанции, из содержания Проектной документации следует необходимость обустройства земляного полотна, для чего в Рабочей документации могла быть предусмотрена поставка песчано-гравийной смеси, в частности с карьера 184 км+950 Кабанский район.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в рассматриваемом случае Рабочая документация детализирует проектную, то есть содержит конкретизацию в реализации тех решений, которые заложены в Проектной документации.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, заявителем не представлено, как и не опровергнута нуждаемость исполнителя работ по госконтракту в песчано-гравийной смеси в ходе производства работ в соответствии с утвержденным проектом.
Согласно разделу 4.6 Проектной документации щебеночные смеси и асфальтобетон необходимы при обустройстве дорожной одежды. Поставка данных материалов осуществляется третьими лицами, место нахождения - г. Слюдянка и Слюдянский район.
С учетом изложенного, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что что использование щебеночно-песчаной смеси, асфальтобетона и песчано-гравийной смеси необходимо в зависимости от вида осуществляемых работ в рамках реализации госконтракта на капитальный ремонт автодороги Р-258.
Поставка третьими лицами щебня и асфальтобетонной смеси обусловлена необходимостью выполнения отдельного вида работ - обустройства дорожной одежды в рамках исполнения госконтракта, что не исключает востребованности по Проектной документации песчано-гравийной смеси под другие виды работ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в Проектной документации предусмотрены виды работ, для выполнения которых требуется песчано-гравийная смесь, а Рабочая документация конкретизирует участок недр для добычи соответствующего материала, суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что участок недр «км.184+950 а/д М-55» не предполагался к использованию в рамках реализации госконтракта № 62-18-ф от 18.05.2018 по проекту и потому не мог быть предоставлен третьему лицу в преимущественном упрощенном порядке без аукциона.
То обстоятельство, что при принятии оспариваемых решений Министерство руководствовалось, прежде всего, именно Рабочей документацией, в данном случае не свидетельствует о незаконности этих решений, поскольку явных противоречий между проектной и рабочей документацией суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции не усмотрел по мотивам, изложенным выше.
Как правильно указал суд первой инстанции, Рабочая документация согласно условиям государственного контракта № 62-18-ф от 18.05.2018 подлежит проверке со стороны заказчика, в том числе на предмет соответствия Проектной документации, и утверждается заказчиком (пункты 1.26., 7.2., 7.3., 8.5.).
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции, что у Минприроды Республики Бурятия не имелось оснований подвергать сомнению сведения, содержащиеся в документах, представленных заказчиком – ФГУ Упрдор «Южный Байкал» по запросу Министерства.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемые заявителем решение об отказе во включении участка недр «км.184+950 а/д М-55» в план проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, выраженное в письме от 30.07.2019 № 08-03-27-И4791/19, приказ от 18.07.2019 № 247-ПР «О внесении изменений в План предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона», приказ от 31.07.2019 № 262-ПР о предоставлении акционерному обществу «Дорожник» права пользования участком недр «км.184+950 а/д М-55» приняты Минприроды Республики Бурятия в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 мая 2020 года по делу № А10-6690/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Монакова О.В.
Басаев Д.В.