ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-10811/2022 от 26.09.2023 АС Волго-Вятского округа

212/2023-30555(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А11-10811/2022  28 сентября 2023 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Центральной акцизной таможни

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.04.2023 и
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023
по делу № А11-10811/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма «БиоХимФарм» 

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании не подлежащими исполнению постановлений Центральной акцизной таможни  от 15.09.2022 № 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 100090002040/2022, 100090002041/2022, 10009000-2042/2022, 100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 100090002045/2022, 100090002046/2022, 10009000-2047/2022 10009000-2048/2022,  100090002049/2022, 10009000-2050/2022 

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью Фирма «БиоХимФарм» (далее – Общество)  обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании не  подлежащими исполнению постановлений Центральной акцизной таможни (далее –  Таможня, таможенный орган) от 15.09.2022 № 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022,  10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022;  10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022, 10009000-2047/2022,  10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 10009000-2050/2022 о привлечении Общества к 


административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Арбитражный суд Владимирской области решением от 10.04.2023, оставленным без  изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023,  удовлетворил требование Общества. 

Не согласившись с принятыми судебными актами, Таможня обратилась в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит  отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим  обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. 

По мнению заявителя жалобы, положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в  рассматриваемом случае не применимы, поскольку ведение таможенной статистики  является дополнительной функцией, не являющейся видом государственного контроля.  Подробно доводы Таможни изложены в кассационной жалобе. 

Общество в отзыве возразило против доводов таможенного органа, сославшись на  законность обжалованных решения и постановления судов. 

В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации судебное заседание откладывалось до 19.09.2023. 

Общество и Таможня ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие  представителей. 

Определением суда от 19.09.2023 на основании статьи 18 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи 

ФИО1 на судью Соколову Л.В. Рассмотрение кассационной жалобы начато с  начала. 

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.09.2023. 

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, должностным лицом таможенного органа при  осуществлении контроля за своевременностью представления Обществом статистических  форм учета перемещения товаров и достоверности содержащихся в них сведений,  15.07.2022 установлена несвоевременность представления форм учета за июнь 2022 года  по поставкам с ED 20220317122859098, ED 20220715134654856, ED 20220715134833565,  ED 20220715135045131, ED 20220715135526180, ED 20220715151309540, ED  20220715142522529, ED 20220715140914485, ED 20220715140705702, ED  20220715140316381, ED 20220715135923472, ED 20220715142722720, ED  20220715143005914, ED 20220715150831435. 

Согласно статистическим формам Обществом в июне 2022 года осуществлен вывоз  товара на территорию Республики Беларусь в адрес ООО «ТрейдСервисГрупп», на  территорию Республики Казахстан в адрес ИП ФИО2, ТОО «Амагел», ТОО  «ФИО3 Зооветснаб», ПК «Ветпрепарат», на территорию Республики Армения в  адрес ООО «Арндане». Общество должно было представить в Таможню статистические  формы за июнь 2022 года по указанным поставкам товара не позднее 14.07.2022, однако,  представило их 15.07.2022, то есть с нарушением установленного срока. 

Ранее Общество привлекалось Таможней к административной ответственности за  совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  19.7.13 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 10009000000216/2022. Постановление Таможни о назначении административного наказания в виде  предупреждения вступило в законную силу 15.03.2022. 


По результатам контроля, Таможней составлены протоколы об административных  правонарушениях от 05.09.2022 № 10009000-2037/2022, 100090002038/2022, 100090002039/2022, 10009000-2040/2022, 100090002041/2022, 10009000-2042/2022, 100090002043/2022, 100090002044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022,  100090002047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 100090002050/2022 и  вынесены постановления от 15.09.2022 № 10009000-2037/2022, 10009000-2038/2022,  10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022,  10009000-2043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/20220, 10009000-2046/2022,  10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 10009000-2050/2022 о  привлечении Общества к административной ответственности за совершение  административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ  в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей по каждому (в общем размере  700 000 рублей). 

Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о  признании постановлений Таможни от 15.09.2022 № 10009000-2038/2022, 100090002039/2022, 10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022, 100090002047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022 не подлежащими исполнению. 

Руководствуясь статьями 65, 71, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Правил ведения статистики взаимной  торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического  союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020   № 891 (далее – Правила № 891), Арбитражный суд Владимирской области установил  наличие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения,  однако посчитал, что все нарушения выявлены в результате одного контрольного  мероприятия, в связи с чем применил часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ и удовлетворил  требование заявителя. 

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил  решение без изменения. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел  обжалованные судебные акты подлежащими отмене в силу следующего. 

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный  орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление  статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения. 

В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет  наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч  до ста тысяч рублей. 

В силу пунктов 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О  таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты» (далее – Закон № 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами  Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведется на основании сведений,  указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках  информации. Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму  установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их  имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в  Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но 


на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право  владения, пользования и (или) распоряжения ими. 

Аналогичная обязанность закреплена в пункте 5 Правил № 891.

На основании пунктов 9, 10, 16 Правил № 891 статистическая форма представляется  в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за  календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за  исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил. Местом  представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший  электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической  формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в  таможенный орган через личный кабинет. 

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган  статистической формы либо представление статистической формы, содержащей  недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную  законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Судами установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается наличие в  действиях Общества состава административных правонарушений, предусмотреного  частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Оспариваемые постановления приняты Таможней в  пределах ее полномочий, а также в пределах срока давности, установленного частью 1  статьи 4.5 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, и  прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по  делам об административных правонарушениях со стороны Таможни судами не  установлено. 

Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.4 КоАП РФ  дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного  (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора),  муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения,  ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела  II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных  правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за  совершение одного административного правонарушения. 

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение либо иным  образом улучшающий положение лица, совершившего административное  правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое  совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в  отношении которого постановление о назначении административного наказания не  исполнено. 

Удовлетворяя требование Общества и признавая оспариваемые постановления  Таможни не подлежащими исполнению, суды исходили из того, что все 14 событий  административных правонарушений выявлены Таможней в рамках проведения одного  контрольного мероприятия, что подтверждается вызовом на составление протоколов от  05.09.2022 и уведомлениями, в связи с чем применили часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ

В кассационной жалобе таможенный орган приводит довод о том, что положения  части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применимы, поскольку ведение  таможенной статистики является дополнительной функцией, не являющейся видом  государственного контроля. 

Данная позиция заявителя жалобы является неверной.


Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в отношении способа выявления  правонарушения при рассмотрении дел об оспаривании постановлений таможенных  органов о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.13 КоАП РФ  следует толковать расширительно, включая в понятие государственного контроля  (надзора), муниципального контроля любые мероприятия по выявлению нарушений  действующего законодательства, в том числе непосредственное обнаружение  административных правонарушений, а не только контрольные мероприятия,  предусмотренные Федеральными законами от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 31.07.2020 № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской  Федерации» (далее – Федеральные законы № 294-ФЗ и № 248-ФЗ). 

Процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого  выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении  наказания, поэтому в целях применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятие  «государственный контроль (надзор)» следует рассматривать в широком смысле, не  ограничиваясь только рамками действия Федеральных законов № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. 

В тоже время, сам по себе факт единовременного представления нескольких  документов (сведений, отчётов), за несвоевременное представление каждого из которых  лицо может быть привлечено к административной ответственности, проведение  административным органом комплекса проверочных мероприятий в связи с  непосредственным обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие двух и  более событий административных правонарушений, ответственность за которые  предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или  закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях,  единовременное составление протоколов (протокола) о совершении административных  правонарушений и (или) вынесение постановлений о привлечении к ответственности не  может безусловно свидетельствовать о проведении единого контрольного мероприятия. 

Применительно к части 5 статьи 4.4 КоАП РФ одним контрольным (надзорным)  является мероприятие, по результатам которого составлен акт, в котором зафиксированы  итоги его (мероприятия) проведения и выявленные нарушения со стороны привлекаемого  к административной ответственности лица. 

В рассматриваемом случае акт проверки Таможней не составлялся, каждое  правонарушение оформлено самостоятельным протоколом; из содержания уведомления от  05.09.2022 № 23-16/21684, на которое ссылаются суды, а также определений от 05.09.2022,  следует, что таможенным органом назначены дата и время рассмотрения каждого  правонарушения отдельно. Сам по себе факт наличия в уведомлении информации о вызове  привлекаемого лица на рассмотрение нескольких административных правонарушений, не  свидетельствует об их выявлении в результате одного контрольного мероприятия. 

С учетом изложенного, вывод судов о проведении Таможней в данном случае  одного контрольного мероприятия не соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

 Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более  административных правонарушений административное наказание назначается за каждое  совершенное административное правонарушение. 

Непредставление или представление в таможенный орган статформы с нарушением  установленного срока, либо представление статформы, содержащей недостоверные  сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой 


ответственность российских лиц (заявителей) по статье 19.7.13 КоАП РФ (пункт 16 Правил   № 891). 

Таким образом, по каждому непредставлению или представлению в таможенный  орган статформы с нарушением установленного срока предусмотрена административная  ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.7.3 КоАП РФ

Обществом в информационном сервисе ФТС России в комплексном программном  средстве «Статистическое декларирование» были зарегистрированы с нарушением  установленного срока 14 статистических форм, что образует 14 самостоятельных составов  административного правонарушения по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Следовательно,  таможенным органом правомерно возбуждено и рассмотрено 14 дел об административных  правонарушениях в рамках отдельных административных производств, с назначением  административного наказания за каждое правонарушение. 

С учетом изложенного, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали  основания для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и признания не подлежащими  исполнению постановлений Таможни от 15.09.2022 № 10009000-2038/2022, 100090002039/2022, 100090002040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022,  100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 100090002046/2022,  10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 100090002049/2022, 10009000-2050/2022. 

Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления  арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов  суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела,  установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в  деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального  права или норм процессуального права. 

Неправильным применением норм материального права являются: неприменение  закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению;  неправильное истолкование закона (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы  арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда  первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в  части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если  фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным  судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего  исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена  норма права. 

Ввиду неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм  материального права окружной суд счел возможным на основании пункта 2 части 1 статьи  287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на  новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о  признании не подлежащими исполнению постановлений Таможни от 15.09.2022 

 № 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 100090002040/2022, 10009000-2041/2022,  10009000-2042/2022, 100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022,  100090002046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 100090002049/2022,  10009000-2050/2022. 

 Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае 


основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не  установлено. 

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам не  рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу Центральной акцизной таможни удовлетворить. 

Решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.04.2023 и постановление  Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу № А11-10811/2022  отменить, в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью  Фирма «БиоХимФарм» о признании не подлежащими исполнению постановлений  Центральной акцизной таможни от 15.09.2022 № 10009000-2038/2022, 100090002039/2022, 100090002040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022,  100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 100090002046/2022,  10009000-2047/2022 10009000-2048/2022, 100090002049/2022, 10009000-2050/2022  отказать. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 Председательствующий  Д.В. Когут

Судьи  Л.В. Соколова  Т.В. Шутикова