ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-3818/2023 от 22.01.2024 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-3818/2023

22 января 2024 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Соколовой Л.В.

без вызова сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Владимирской таможни

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023

по делу № А11-3818/2023 Арбитражного суда Владимирской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вольгинский завод литьевых пластмасс» (ОГРН: 1183328014330, ИНН: 3321035201)

о признании незаконным и об отмене постановления Владимирской таможни

(ОГРН: 1023301287954, ИНН: 3327102246)

от 03.04.2023 № 10103000-249/2023

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Вольгинский завод литьевых пластмасс» (далее – Общество, ООО «ВЗЛП») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Нижегородской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 03.04.2023 № 10103000-249/2023, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 04.07.2023 (резолютивная часть объявлена 14.06.2023) заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого апелляционного суда от 04.10.2023 решение суда оставлено без изменения.

Таможня не согласилась с мотивировочной частью постановления апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, административное правонарушение, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ является длящимся; дата совершения вмененного правонарушения – это дата фактического исполнения обязанности (дата поступления статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган). Срок привлечения нарушителя к административной ответственности таможенным органом не пропущен.

Подробно доводы Таможни изложены в кассационной жалобе.

Общество в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы.

Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.

Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Таможни при осуществлении контроля за своевременностью представления ООО «ВЗЛП» статистической формы учета перемещения товаров и достоверностью содержащихся в ней сведений, установлена несвоевременность ее представления, а именно: 21.12.2022 ООО «ВЗЛП» на сайте ФТС России зарегистрированы статистические формы с регистрационными номерами 10103000/211222/С773340 и 10103000/211222/С773351 с указанием отчетного периода: сентябрь 2021 года, по поставке товара в Республику Казахстан.

Вывоз товара, указанного в названных статистических формах был осуществлен в рамках договора от 01.03.2020 № 01/03-20, заключенного Обществом с ТОО «КАЗАРСТРОЙ».

Отгрузка товара со склада ООО «ВЗЛП» произведена 04.09.2021 согласно отметке в графе «Дата отгрузки, передачи (сдачи) универсального передаточного документа от 04.09.2021 № 1959 (статистическая форма № 10103000/211222/С773340) и 16.09.2021 согласно отметке в графе «Дата отгрузки, передачи (сдачи) универсального передаточного документа» от 16.09.2021 № 2085 (статистическая форма № 10103000/211222/С773351).

При регистрации 21.12.2022 статистической формы выявлено, что статистические формы с регистрационными номерами 10103000/211222/С773340 (системный номер ED20221221085446447) и 10103000/211222/С773351 (системный номер ED20221221085740909) представлены Обществом с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, должностное лицо Таможни составило протокол об административном правонарушении от 15.02.2023 № 10103000-249/2023 и вынесло постановление от 03.04.2023 № 10103000-249/2023 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), Правилами ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 (далее – Правила № 891), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», Арбитражный суд Владимирской области признал вмененное правонарушение малозначительным и отменил оспариваемое постановление таможни. Суд сделал вывод о том, что постановление вынесено таможенным органом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения, вместе с тем сделал вывод о том, что оснований для вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности у таможенного органа не имелось, так как на момент его принятия истек срок давности привлечения нарушителя к административной ответственности.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, – непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств – членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

На основании пункта 5 Правил № 891 российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Союза, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму.

Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил № 891).

В соответствии с пунктом 9 Правил № 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.

Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил № 891).

В пункте 16 Правил № 891 предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как видно из материалов дела, Общество должно было представить в таможенный орган статистические формы по поставкам товара, произведенным в сентябре 2021 года в Республику Казахстан, не позднее 14.10.2021. Вместе с тем статистические формы по рассматриваемы поставкам ООО «ВЗЛП» представлено в Таможню 21.12.2022 (дата заполнения на сайте ФСТ).

Признавая незаконным оспариваемое постановление Таможни, апелляционный суд сделал вывод об истечении на момент рассмотрения административным органом дела об административном правонарушении срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды правонарушений, в том числе против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Суд апелляционной инстанции верно указал, что поскольку законом предусмотрен срок, в течение которого заявитель обязан был выполнить возложенную на него законом обязанность представлять в таможенный орган статформу для лиц, которые заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств – членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими, то правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.13. КоАП РФ, совершенное нарушителем, не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, то есть со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности.

В рассматриваемом случае статистическая форма должна была быть представлена Обществом в срок не позднее 14.10.2021 (то есть к определенному сроку), невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Поскольку форма статистической отчетности должна была быть представлена в срок до 14.10.2021, то с 15.10.2021 начинается течение установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что обжалуемое постановление Таможни вынесено 03.04.2023, то есть за пределами срока давности, поэтому данное постановление является незаконным и подлежит отмене.

Довод таможенного органа о том, что административное правонарушение, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является длящимся, основан на неверном толковании норм административного законодательства.

Оснований для отмены постановления апелляционного суда с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения апелляционным судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены обжалованного судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба Таможни не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 по делу № А11-3818/2023 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, кассационную жалобу Владимирской таможни – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья

Л.В. Соколова