ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-4198/2021 от 01.08.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-4198/2021

01 августа 2022 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Радченковой Н.Ш.

без вызова сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная компания «Энергоинвест»

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022
по делу № А11-4198/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная компания «Энергоинвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области (ИНН <***>,

ОГРН <***>) от 22.03.2021 № 14-2-ТП (водхоз)/21,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, администрация муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и администрация муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная компания «Энергоинвест» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области (далее – Служба) от 22.03.2021 № 14-2-ТП(водхоз)/21. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, администрация муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и администрация муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области.

Арбитражный суд Владимирской области решением от 17.12.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022, отказал в удовлетворении требования истца.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Общество указывает, что оно не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; срок давности привлечения к административной ответственности пропущен. Основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Служба  и Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в отзывах отклонили доводы жалобы.

На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым    арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2    Кодекса.

Как следует из материалов дела, 11.08.2014 Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № <***>. Основной вид деятельности – «Деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения» (код ОКВЭД 66.19).

Служба установила, что Общество в нарушение Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ) не представило в установленный срок первичную статистическую информацию по форме статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды».

Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 25.02.2021.

Постановлением от 22.03.2021 № 14-2-ТП (водхоз)/21 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Общество оспорило постановление в судебном порядке.

Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона № 282-ФЗ, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В части 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулирует Закон № 282-ФЗ.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона     № 282-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты  обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение № 620).

В пункте 3 Положения № 620 предусмотрено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами – созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Из пункта 4 Положения № 620 следует, что первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 данного положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Непредставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения № 620).

Приказом Росстата от 27.12.2019 № 815 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП «Сведения об использовании воды».

Согласно пункту 1.1 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» сведения об использовании воды (форма № 2-ТП (водхоз)) предоставляют территориальному органу Росводресурсов в субъекте Российской Федерации не позднее 22 января после отчетного периода.

На территории Владимирской области полномочия территориального органа Росводресурсов осуществляет Верхне-Волжское бассейновое водное управление.

В силу пункта 1.1 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» указанную форму предоставляют все юридические лица и индивидуальные предприниматели (респонденты): существляющие сброс (отведение) сточных вод; осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 куб.м воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов); получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков респондентов) объемом 300 куб.м и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;  получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 куб.м и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции; имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 куб.м и более в сутки независимо от объема забираемой воды.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, и это не противоречит материалам дела, что между Обществом и муниципальным унитарным предприятием Судогодского района «Центральная жилищная компания» заключен договор аренды от 31.05.2017 № 559 муниципального имущества Судогодского района по согласованию с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район». Согласно приемо-сдаточному акту (приложение 1 к договору) Обществом принято в срочное возмездное пользование муниципальное имущество, расположенное на территории Вяткинского сельского поседения, в том числе канализационные сооружения биологической очистки д. Вяткино, КНС с напорным коллектором, квартальные инженерные сети, канализационный коллектор.

На основании критерия, установленного приказом Росстата от 27.12.2019 № 815, о предоставлении формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» юридическими лицами, осуществляющими сброс (отведение) сточных вод, Общество включено в перечень респондентов по предоставлению данной формы.

Отделом водных ресурсов по Владимирской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов 02.02.2021 в Управление направлена информация о респондентах, не предоставивших форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз), среди которых указано Общество, как осуществляющее сброс (отведение) сточных вод.

Общество в установленный срок не представило в Службу первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз), что свидетельствует о событии административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Довод заявителя жалобы о том, что он не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, отклоняется судом кассационной инстанции. Общество надлежащим образом извещено о дате и месте рассмотрения дела о нарушении сроков предоставления статистических сведений и составлении протокола об административном правонарушении (почтовый идентификтор 80080957370964). Неполучение корреспонденции по указанному в ЕГРЮЛ адресу относится к рискам заявителя.

Довод заявителя жалобы о невозможности составления протокола об административном правонарушении без проведения внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отклоняется судом кассационной инстанции.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008         № 420, и Положением о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, утвержденным приказом Росстата от 20.04.2018          № 227, осуществление государственного контроля (надзора) не входит в полномочия Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области и Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Срок представления сведений об использовании воды по форме № 2-ТП (водхоз) территориальному органу Росводресурсов в субъекте Российской Федерации (Верхне-Волжское бассейновое водное управление) не позднее 22.01.2021. Датой неисполнения данной обязанности являктся 23.01.2021. Оспариваемое постановление № 14-2-ТП (водхоз)/21 принято 22.03.2021, то есть в установленный срок.

Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия данным Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и признали правомерным привлечение заявителя к административной ответственности.

Суды первой и апелляционной инстанций не установили нарушений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении.

Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного или замены его на предупреждение суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела,  в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 по делу №  А11-4198/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная компания «Энергоинвест» – без удовлетворения.

           Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

          Судья

Н.Ш. Радченкова