ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-11954/17 от 27.09.2017 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-11954/2017

29 сентября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2017 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О.И.,

судей Жаткиной С.А., Волковой Т.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 июля 2017 года по делу № А12-11954/2017, (судья А.А. Суханова),

по исковому заявлению Комитета экономической политики и развития Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>),

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора: Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 279 565 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Комитет экономической политики и развития Волгоградской области (далее - Облкомэкономики, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ИП ФИО1, ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 279 565 руб., руб., ранее перечисленных ответчику по соглашению №1/15/Н-5 от 18.09.2015г. о предоставлении субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области.

Решением суда от 31.07.2017 с ИП ФИО1 в пользу Комитета экономической политики и развития Волгоградской области взысканы денежные средства в сумме 279 565 руб., руб., перечисленные по соглашению №1/15/Н-5 от 18.09.2015г. о предоставлении субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области.

С ИП ФИО1 в доход федерального бюджета взыскано 8 591 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Волгоградской области от 09.12.2013г. №696-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014 - 2016 годы, целями, задачами и направлениями которой определены модернизация экономики, развитие инноваций, малого и среднего бизнеса, улучшение инвестиционного климата и внешнеэкономических связей Волгоградской области, государственного и муниципального управления, контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг на территории Волгоградской области. В государственной программе предусмотрено финансовое обеспечение и механизмы реализации планируемых мероприятий, показатели их результативности.

Государственная программа сформирована исходя из принципов долгосрочных целей социально-экономического развития Волгоградской области и показателей их достижения в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 30 октября 2008 г. "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года", иными нормативными правовыми актами Волгоградской области.

Государственная программа включает шесть подпрограмм:

"Формирование благоприятной инвестиционной среды";

"Развитие внешнеэкономической деятельности Волгоградской области";

"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области";

"Развитие инновационной деятельности";

"Внедрение контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг на территории Волгоградской области";

"Совершенствование государственного и муниципального управления". Реализация подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" осуществляется, в том числе, через предоставление субсидий.

Во исполнение реализации указанной программы, Постановлением Правительства Волгоградской области от 31.10.2014г. №621-п утвержден порядок предоставления в 2014 и в 2015 годах субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области) далее по тексту Порядок №621 -п).

Согласно пункту 1.2 Порядка №621-п субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, и (или) собственных средств областного бюджета (далее именуются - средства областного бюджета).

Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является комитет экономики Волгоградской области.

1.3. Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ) на основе конкурсного отбора на право получения субсидий в соответствии с требованиями настоящего Порядка в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Комитету в областном бюджете на текущий финансовый год, с учетом принятых и неисполненных обязательств на предоставление субсидий в предшествующем финансовом году в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета (далее именуются - лимиты бюджетных обязательств) на следующие мероприятия:

1)на возмещение части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами предпринимательства;

2)на возмещение части затрат субъектам предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства товаров;

3)на возмещение части затрат субъектам предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе реализующим инновационную продукцию;

4)на оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям.

Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых между Комитетом и субъектами предпринимательства, в отношении которых Комитетом принято решение о предоставлении субсидий, что предусмотрено пунктом 6.22 Порядка №621-п.

Обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в соглашения, является согласие получателей субсидий на осуществление Комитетом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Из материалов дела следует, что с целью получения субсидии ответчиком в Комитет предоставлены заявка и необходимые и достаточные документы. Протоколом №1/15 от 31.08.2015г. принято решение о включении ИП ФИО1 в список победителей конкурса по мероприятию «оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям» и предоставлении субсидии в размере 279 565 руб.

Решение о предоставлении субсидии оформлено приказом от 11.09.2015г. №301.

18.09.2015г. между истцом и ответчиком заключено соглашение №1/15/Н-5 о предоставлении субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области, 27.10.2015г. денежные средства в сумме 279 565 руб. перечислены ответчику платежным поручением №400924 (ответчику были частично компенсированы затраты, связанные с приобретением оборудования для организации детских праздников - детские качалки «Скутер», «Машинка», «Грузовик», надувной батут горка).

Исходя из представленного ответчиком бизнес-планом «Организация детских праздников» последним создано агентство по организации детских праздников с выездом на место его проведения. Практическая деятельность ведется в части оказания услуг по проведению праздничных мероприятий по заранее разработанному сценарию, согласованному с родителями ребенка и утвержденному в договоре об оказании услуг, с использованием сертифицированного игрового оборудования, принадлежащему предпринимателю. Организация праздников осуществляется в выездной форме, для перевозки необходимого оборудования и других технических средств используется собственный автотранспорт, проект готов к реализации, прием заказов на проведение праздников открыт в июле 2015г.

При проведении выездной проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, УФК по Волгоградской области установлено, что ответчиком фактически арендованы нежилые помещения для размещения в них приобретенного оборудования: договор субаренды от 06.10.2015г. №15/4485/53 с ООО «Тамерлан» (магазин «Покупочка»), договоры аренды торговой площади от 30.10.2015г. №ФЛ-30102015/тп/м, от 01.05.2016г. №4485/274 с ООО «Тамерлан», по указанным в договорах адресам фактически предоставляются услуги проката инвентаря.

С учетом фактически установленных обстоятельств, истец пришел к выводу о том, что полученные в качестве субсидии денежные средства, направленные на фактическую компенсацию части затрат на приобретение игрового оборудования, приобретенное оборудование используется не на цели, согласованные при выделении средств бюджета.

Согласно пункту 6ю30 Порядка №621 -п в случае выявления нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, установленных настоящим Порядком, представления недостоверных сведений, документов, повлекших необоснованное получение субсидий, получатели субсидий уведомляются о выявленных нарушениях и о необходимости возврата полученных субсидий письмом Комитета в течение трех рабочих дней со дня обнаружения нарушений.

Получатель субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления Комитета.

Истцом в адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости в месячный срок с даты получения уведомления возвратить полученную субсидию.

До настоящего времени ответчик не возвратил денежные средства в добровольном порядке.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для подачи в арбитражный суд настоящего иска.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Как указано в письме Минфина России от 28.04.2016 302-10-06/24775, установленная Бюджетным кодексом РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях. Обязанность по восстановлению права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, ответственностью не является.

В данном случае предоставление субсидии оформлено Соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Заключая Соглашение №1/15/Н-5 от 18.09.2015г., ответчик не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и должен был исходить из того, что в данном случае он не только приобретает те или иные права и преимущества, но и принимает на себя определенные обязанности, в том числе предусмотренные бюджетным законодательством.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, оговоренных в законе (статья 310 названного Кодекса).

Материалами дела подтверждается факт использования игрового оборудования в целях, не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии.

Ввиду изложенного требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Следует отметить, что в ходе рассмотрения настоящего спора судом ответчиком были представлены договоры на оказание услуг по организации праздников (т. 3 л.д. 17-86, 91-139).

Между тем, как верно указал суд первой инстанции, представленные доказательства не могут быть признаны надлежащими. Поскольку на момент проведения проверочных мероприятий соответствующая документация не была представлена ответчиком.

Согласно пояснений ИП ФИО1, договоры или другие документы, подтверждающие факты проведения детских выездных мероприятий (праздников) представить не представлялось возможным, в связи с их отсутствием, при этом доказательств в подтверждение уважительности причин ответчиком не представлено.

Само по себе представление необходимой документации на момент подачи заявки для выдачи субсидии и факт выдачи субсидии не является основанием для последующего использования представленных денежных средств по иному назначению и иным целям, нежели указанным в соглашении №1/15/Н-5.

Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 июля 2017 года по делу № А12-11954/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

О.И. Антонова

Судьи

Т.В. Волкова

С.А. Жаткина