ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
29 марта 2007 года Дело №А12-12070/2006-с59
председательствующего: Нагимуллина И.Р.;
судей: Владимирской Т.В., Моисеева В.А.,
при участии представителей сторон
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 11.05.2006);
от ответчика: ФИО2 (доверенность №13Д от 9.01.2007),
напостановление апелляционной инстанции от 29.11.2006 (председательствующий: Лаврик Н.В.; судьи: Попова А.В., Языков Е.Б.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-12070/2006-с59
УСТАНОВИЛ:
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что истец, являясь собственником строения (склада) с погрузочно-разгрузочной рампой общей площадью 1046,4 кв.м., по договору купли-продажи от 30.09.2005 №01/27 с РФФИ приобрел в собственность земельный участок общей площадью 2737 кв.м. (кадастровый № 34:35:03 01:18:0055).
Обнаружив невозможность нормального использования складского помещения в связи с недостаточностью размера земельного участка, истец письмами от 2.09.2005 №23, от 16.12.2005 №44, от 17.03.2006 №23 просил администрацию согласовать границы земельного участка и представить земельный участок истцу.
Предварительно, по заказу общества были выполнены землеустроительные работы по установлению местоположения на местности границ земельного участка под погрузку–разгрузку с оформлением землеустроительного дела, выполненного ООО «Центр-Р». Кроме того, в подтверждение необходимости дополнительного земельного участка истцом суду была представлена пояснительная записка ГУП «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро», из которой видно, что для использования и эксплуатации склада истцу кроме уже выделенного и приобретенного в собственность участка необходим дополнительный земельный участок шириной не менее 25 м. и не более 31,5 м. с фронтальной части склада. Дополнительный земельный участок приходится на площадку, свободную от застройки, представляет собой незастроенный и неблагоустроенный участок, не задействованный в эксплуатации со стороны смежных собственников других объектов недвижимости.
Установленные судом в этой части факты ответчиком не опровергнуты и арбитражным судом апелляционной инстанции закономерно указано на то, что приобретение истцом земельного участка под строением (складом) не исключает возможности приобретения им в собственность земельного участка, непосредственно прилегающего к выкупленному истцом участку и необходимого для целевого использования объекта недвижимости.
Несогласование и неутверждение ответчиком проекта границ земельного участка под площадку для организации погрузочно-разгрузочных работ в целях нормальной эксплуатации склада создает препятствия в осуществлении обществом предпринимательской деятельности. Несовершение Администрацией вышеназванных действий лишило ООО «Росподшипник» возможности обратиться в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с заявкой о приобретении в собственность дополнительного земельного участка, необходимого для использования здания склада, что он вправе был сделать до 1 июля 2006 года.
Правомерно признавая незаконным бездействие ответчика – уклонение от согласования и утверждения плана границ земельного участка под площадку погрузочно-разгрузочных работ по указанному выше адресу, и обязывая ответчика произвести указанные действия в порядке части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная инстанция правильно руководствовалась нормами действующего законодательства, регулирующего сложившиеся по делу отношения, в оценке обстоятельств дела и имеющихся по делу доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными является совокупность двух условий: 1) несоответствие обжалуемых действий закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей и (или) создающее препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Статьей 33 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области, принятого постановлением Волжской городской Думы от 27.05.2005 № 137/1, к полномочиям администрации Волжского отнесено решение следующих вопросов местного значения: Планирование застройки территории, территориальное зонирование земель, расположенных в границах городского округа (п. 5.21); Осуществление земельного контроля за использованием земель, расположенных в границах городского округа (п. 5.22); Предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование; установление сервитутов (п. 5.32); Осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области и муниципальными правовыми актами городского округа (п. 5.33).
Федеральным законодательством, а именно статьей 16 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ (в редакции от 18.07.2005) «О землеустройстве» предусмотрено, что образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицом. При этом порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 23 ФЗ «О землеустройстве»)
Пунктом 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, определено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию, в том числе с органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право на приватизацию земельных участков имеют граждане или юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены этим же кодексом.
Частью 7 названной статьи предусмотрено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Указанная норма корреспондирует с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ, в котором закрепляется, что к покупателю недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется исходя из правил пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса, в силу которых предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из анализа приведенных норм можно сделать вывод, что согласование и утверждение проекта границ земельного участка органом местного самоуправления (в данном случае - Администрацией городского округа – город Волжский) имеет юридическую значимость, так как только после совершения таких действий могут быть продолжены работы по формированию земельного участка, его кадастровому учету в целях последующего предоставления земельного участка в собственность гражданину или юридическому лицу.
В силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка возможен только по основаниям, прямо предусмотренным законом. Такие основания в частности определены в пункте 8 названной статьи.
Доказательств того факта, что испрашиваемый истцом земельный участок относится к землям общего пользования либо генеральным планом развития территории города Волжского предусмотрен для использования в государственных и общественных интересах, ответчиком не представлено. Довод, изложенный Администрацией в отзыве на иск, о том, что в настоящее время осуществляется подготовка проекта границ подъездной дороги, ничем не доказан, тогда как обязанность доказывания правомерности своих действий в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 29.11.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-12070/2006-с59 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
судьи Т.В. Владимирская
В.А. Моисеев