ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-12098/07 от 30.10.2007 АС Волгоградской области


      арбитражный суд волгоградской области

             постановление

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений арбитражного суда,

не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                                       Дело № А12-12098/07-с45-5/21

«30»  октября 2007 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего:     СУБЫ В.Д.,

судей:                                    КОСТРОВОЙ Л.В., ЕПИФАНОВА И.И.

с ведением протокола судебного заседания судьей Субой В.Д.

рассмотрев  апелляционную жалобу инспекции  ФНС по  Центральному  району  г.  Волгограда  на  решение   арбитражного суда  Волгоградской области  от  18.09.2007г. по  делу  №А12-12098/07-с45 вынесенное  судьей  Пономарёвым А.В. по заявлению  общества  с  ограниченной  ответственностью (ООО) «Терминал» к ИФНС России  по  Центральному району г.  Волгограда о  признании  незаконным  и  отмене  постановления  о  привлечении  к  административной  ответственности

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя:  не  явился,  извещен.

от ответчика: ФИО1, доверенность №102  от 07.09.2007г.

ФИО2 Н О В И Л:

ООО «Терминал» обратилось в арбитражный суд Волгоградской  области с заявлением о признании незаконным и  отмене постановления ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 19.07.2007г. №009167 о привлечении его к административной ответственности по ст. 14.5. КоАП РФ и  наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 30 000 рублей за  осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники.

Решением  арбитражного  суда  от 18.09.2007г. признано незаконным и отменено постановление ИФНС России  по Центральному району г.  Волгограда от 19.07.2007г. №009167 о привлечении  ООО «Терминал» к административной ответственности по ст.14.5. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

ИФНС России  по Центральному району г.  Волгограда не  согласилась с решением  арбитражного  суда  и  подала  апелляционную  жалобу,  в  которой  просит  отменить  решение суда от  18.09.2007г. по  делу №А12-12098/07-с45 и  принять новый  судебный  акт,  которым  отказать ООО «Терминал» в  удовлетворении  заявления.

В  обоснование  апелляционной  жалобы  налоговый орган  сослался  на  то,  что терминал  «Солом» №8335499 по  оплате услуг сотовой  связи не  оснащен ККТ, включенной в государственный  реестр, не  зарегистрирован в  налоговом  органе,  не  имеет  фискальной  памяти и  не эксплуатируется  в  фискальном  режиме в  связи  с  чем,  не  может быть  признан видом  контрольно-кассовой техники.

В  судебном  заседании  представитель  налогового  органа апелляционную жалобу  поддержала, просит отменить  решение суда от  18.09.2007г. и  принять новый  судебный  акт об  отказе  ООО «Терминал» в  удовлетворении  заявления.

Повторно  рассмотрев  материалы  дела, оценив  доводы  апелляционной  жалобы,  судебная  коллегия  находит  апелляционную  жалобу  не  обоснованной и  удовлетворению  не  подлежащей  по следующим  основаниям.

Статьей 14.5КоАП  РФ  установлена  административная  ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Как  видно  из  материалов  дела.

Сотрудниками  налогового  органа был осуществлен платеж по оплате услуг сотовой связи на сумму 10 руб. через терминал «Солом» № 8335499, принадлежащий обществу и  расположенный внутри палатки «Пепси №1» ОАО «РЖД»  на привокзальной площади. Актом проверки от 09.07.07г. №000675 и  протоколом об административном правонарушении  от 12.07.07г. № 009377 ООО «Терминал» инкриминируется осуществление наличных денежных расчетов по приему платежей за услуги сотовой связи без применения контрольно-кассовой техники.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое по­становление налогового органа не соответствующим закону, исходил из того, что у налогового органа отсутствуют правовые основания для привлечения Общества к административной ответ­ственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на законе и фактических материалах дела.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использо­ванием платежных карт» установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государ­ственный реестр применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими налич­ных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со ст. 1 этого же Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовой техникой, исполь­зуемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - ККТ) являются кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-вычислительные комплексы.

Следовательно, к контрольно-кассовой технике относятся не только контрольно-кассовые машины, но и иные электронно-вычислительные машины.

В п.2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31.07.2003 г. № 16 «О не­которых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за непримене­ние контрольно-кассовых машин», разъяснено, что в соответствии со ст. 1 Закона № 54-ФЗ в на­стоящее время наряду с ККМ, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электрон­но-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических ком­плексов. В связи с этим необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответ­ственности за неприменение контрольно-кассовой машины.

Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ не предусматривает контрольно-кассовую машину как единственный вид контрольно-кассовой техники. Контрольно-кассовая машина яв­ляется лишь одним из видов контрольно-кассовой техники.

При этом необходимо учитывать, что Государственного реестра электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплек­сов, применение которых согласно ст.1 Закона № 54-ФЗ предусмотрено наряду с ККМ, не имеет­ся. Требований (актов) компетентных органов, обязывающих оснащать применяемую ККТ (элек­тронно-вычислительные машины, программно-технические комплексы, торговые автоматы, тер­миналы самообслуживания) устройствами фискальной памяти, не принято.

Судом установлено, что ООО «Терминал» осуществляет прием платежей за мобильную связь с использованием автоматов по приему платежей представляющих собой программно-технические комплексы, соответствующие требованиям ГОСТ.

Согласно руководству по эксплуатации, техническому паспорту, терминал, используемый Обществом, оснащен устройством приема денег в виде купюр программным устройством, позво­ляющим контролировать поступление денежных средств на номер абонента, сумму платежа, с какого автомата и в какое время был осуществлен платеж, а также общую сумму денежных средств, находящихся в автомате, и общее количество купюр.

Автомат самообслуживания (терминал) выдает клиенту квитанцию, содержащую номер квитанции, сумму платежа, размер комиссии, дату и время платежа, другие реквизиты, позво­ляющие контролировать поступление наличных денежных средств.

Согласно п.3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации в силу специфики деятельности либо осо­бенностей нахождения могут производить денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами.

Пунктом 24 раздела 2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Терминалы и определения», утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 11.08.99 г. № 242-ст, дано понятие мелкорозничной торговой сети - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торгов­ли. В примечании к данному пункту указано, что к передвижным средствам развозной и разнос­ной торговли относятся и торговые автоматы.

Следовательно, к данным автоматам можно отнести и платежный терминал, принадлежа­щий Обществу.

Таким образом, с учетом специфики деятельности Общества, оно могло производить расче­ты с населением без применения ККТ. Данная позиция изложена в письме Министерства финан­сов РФ о 15.06.2007 г. № 01-02-03/03-264, где указано, что, несмотря на отсутствие в Законе о применении ККТ прямого указания, продажа товаров и оказание услуг с использованием торговых автоматов относится к разносной мелкорозничной торговле, при которой контрольно-кассовая техника может не применяться.

Принимая во внимание, что автомат самообслуживания (терминал) снабжен устройством, позволяющим контролировать оборот наличных денежных средств, что не нарушает охраняе­мые общественные отношения в сфере торговли и оказания услуг, финансовую, в том числе на­логовую, дисциплины, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Терминал» состава административного правонарушения, ответственность за которое преду­смотрена ст. 14.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, апелляционная коллегия считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе налогового органа, полностью опровергаются материалами дела, соответ­ственно удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции апел­ляционная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 АПК РФ, апелляционная коллегия                                                              

                                             П О С Т А Н О В И Л А:

Апелляционную жалобу инспекции  ФНС  по  Центральному  району  г.  Волгограда  оставить  без  удовлетворения, а  решение  суда  от  18.09.2007г. по  делу  №А12-12098/07 с45 – без  изменения.

Постановление вступает в законную силу немедленно по его оглашению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:                                                 /СУБА В.Д./

СУДЬИ:                                                                                            /ЕПИФАНОВ  И.И./

                                                                                            / КОСТРОВА Л.В./