ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-14239/06 от 27.12.2006 АС Волгоградской области

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            апелляционной инстанции арбитражного суда Волгоградской области

               на решение (определение) суда первой инстанции, не вступившего в законную силу

г. Волгоград

от « 27 » декабря   2006 г.             Дело № А12-14239/2006-С30–V/С23

Арбитражный суд Волгоградской области в составе:

Председательствующего судьи  Лаврик Н.В., судей Поповой А.В. и Языкова Е.Б.

с ведением протокола судебного заседания судьей Лаврик Н.В.

при участии:

от истца – юрисконсульта 2 категории ФИО1 по доверенности от 06.03.2006 № 237/11; 

от ответчика – представителя ФИО2 по доверенности от 05.10.2006;

от 3-х лиц –

от Министерства финансов РФ – специалиста 1 категории ФИО3 по доверенности от 02.02.2006 № 03-06/104;

от УФК Минфина РФ по Волгоградской области – специалиста 1 категории ФИО3 по доверенности от 10.01.2006 № 03-06/43;

остальные участники дела о времени и месте судебного заседания извещены, явку представителей не обеспечили;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (ответчика)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области 

от « 31 » октября 2006 года, принятое судьей Назаревской В.В.

по иску Общества с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз»                                                к Муниципальному образованию Алексеевский муниципальный район в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой               политики и казначейства Администрации Волгоградской области, с участием третьих лиц                 без самостоятельных требований на предмет спора: Администрации Алексеевского              муниципального района, Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Волгоградской области - о взыскании убытков                       в сумме 153 003 руб. 78 коп. в связи с предоставлением малообеспеченным гражданам льгот по оплате за пользование природным газом

  установил:   

Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз» (далее - истец) обратилось с иском к Муниципальному образованию Алексеевский муниципальный район                      в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области               (далее - Муниципальное образование, ответчик) о взыскании убытков (выпадающих доходов)              в сумме 153 003 руб. 78 коп , образовавшихся за 2004-2005 годы при предоставлении льгот по оплате за отпущенный природный газ малообеспеченным гражданам района, имеющим право на жилищные субсидии.

К участию в деле в качестве третьих лиц , не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, при обращении с иском истцом привлечены Администрация Алексеевского муниципального района Волгоградской области, Комитет бюджетно-финансовой политики                  и казначейства Администрации Волгоградской области (далее - Комитет БФПиК),                  Министерство финансов Российской Федерации и Управление федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК).

Решением от 31.10.2006 иск удовлетворен, заявленная сумма убытков взыскана с казны муниципального образования Алексеевский муниципальный район в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета БФПиК Администрации Волгоградской области. (т. 2 л.д. 102-104).

Ответчик в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета БФПиК Администрации Волгоградской области не согласился с данным решением, обратился с апелляционной жалобой о его отмене и о принятии нового решения – об отказе истцу в настоящем иске.

По мнению подателя апелляционной жалобы, обжалуемое решение принято с нарушением общегражданского и бюджетного законодательства, поскольку Алексеевский район не получал субвенции из вышестоящего бюджета на компенсацию расходов хозяйствующих субъектов, которые в 2004-2005 годах предоставляли льготы малообеспеченным гражданам, проживающим в районе, за пользование ими природным газом.

В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы поддержал доводы, изложенные в жалобе, настаивал на ее удовлетворении.

Представители истца, Министерства финансов Российской Федерации и УФК по Волгоградской области находят решение суда первой инстанции правильным, просят оставить его без изменения.

Остальные участники данного дела явку в заседание своих представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом, дело рассматривается в их отсутствие в соответствии с правилами части 5 статьи 156 АПК РФ.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив правильность и обоснованность решения суда первой инстанции, оценив доводы и возражения по апелляционной жалобе,              суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз» осуществляет газоснабжение населения Волгоградской области, включая население Алексеевского муниципального района. В период с января по октябрь 2004 года и                 с января по сентябрь 2005 года истцом при получении оплаты за потребленный природный газ                 с проживающих в Алексеевском районе малообеспеченных граждан, имеющих право на получение субсидий, предоставлялись льготы. Недополученная истцом плата в связи с предоставлением льгот за названный период составила 153 003 руб. 78 коп.

Указанная сумма является для истца его убытком, подлежащим возмещению исходя из правил статей 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.

Размер заявленных к взысканию убытков подтверждается актом сверки по выпадающим доходам по состоянию на 01.10.2006; списками граждан-льготников, заверенными районным Комитетом соцзащиты населения; справками о движении денежных средств по лицевым счетам граждан; копиями квитанций об оплате; оборотно-сальдовыми ведомостями, а также не оспаривается кем-либо из участников данного дела.

Ссылаясь на то обстоятельство, что расходы по предоставлению субсидий сельскому населению Алексеевского муниципального района не были возмещены, истец обратился с настоящим иском о взыскании образовавшихся убытков с вышеназванного Муниципального образования.

Удовлетворяя требования истца путем взыскания заявленных убытков за счет казны Муниципального образования, суд первой инстанции исходил из того, что бремя финансирования расходов хозяйствующих субъектов, предоставляющих субсидии при взимании платы за оказанные гражданам коммунальные услуги законодательством возложено на местные бюджеты. Однако эту обязанность ответчик исполнил ненадлежащим образом.

Проанализировав материалы дела и имеющиеся доказательства, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции неверным.

Так, субсидии (или компенсация) – это средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки.

Право граждан на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг предусмотрено статье 15.2 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 (в редакции от 06.05.2003) «Об основах федеральной жилищной политики» (действовавшего до 01.03.2005),              а также статьей 159 действующего Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с абзацем 7 статьи 15.4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме , устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Исходя из смысла названной статьи, предусматривается две категории предоставляемых гражданам субсидий:

1) субсидии, предоставляемые гражданам в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством РФ основе стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги (федеральные стандарты);

2) субсидии, предоставляемые в порядке, установленном органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанный порядок и условия предоставления этих субсидий не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставлены в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 8 статьи 159 Жилищного кодекса РФ финансирование расходов                      на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.              Субъектам Российской Федерации на эти цели из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Субсидии, предоставляемые гражданам на основании Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и Жилищного кодекса РФ относятся к мероприятиям социальной защиты населения.

Согласно статье 72 Конституции РФ вопросы, относящиеся к сфере социальной защиты населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 86 Бюджетного кодекса РФ (в редакции от 20.08.2004) расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет их собственных доходов, если такие обязательства возникли в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения , а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования, возникшие при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий                в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации) , исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 № 126-ФЗ (в редакции от 06.10.2003 и от 28.12.2004 ) увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.

Из системного толкования статей 15, 16, 31, 84, 85, 86 Бюджетного кодекса РФ                     и пункта 3 статьи 4 Закона РФ от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» следует, что возложение ответственности за ненадлежащее компенсирование расходов от предоставления льгот на субъект Российской Федерации или соответствующее муниципальное образование возможно в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм , необходимых для компенсации расходов в полном объеме, и ненадлежащего исполнения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования обязанности по выплате (перечислению) указанных сумм.

Более того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 09.04.2002 № 68-О, впредь до надлежащего урегулирования правоотношений, возникающих в связи с предоставлением льгот, установленных федеральными законами, предусматривающих распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней , предоставление таких льгот должно производиться за счет федерального бюджета. При этом финансирование исполнения законов в форме субсидий предполагает, что льготы, установленные федеральным законодателем, должны финансироваться за счет федерального бюджета, а в случае установления дополнительных льгот органами государственной власти субъектов Российской Федерации их финансирование должно осуществляться за счет средств бюджетов этих субъектов.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 18 Постановления от 22.06.2006 № 23, при решении вопроса об определении публично-правового образования,                   за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением товаров (работ, услуг) по льготным ценам судам необходимо исходить из того , что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение обязанности по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем, означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы , не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Суд первой инстанции не учел данные разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, тогда как в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» указания Пленума ВАС РФ обязательны для арбитражных судов Российской Федерации.

В материалах дела имеются представленные УФК по Волгоградской области акты сверок с финансовым органом Волгоградской области по состоянию на 01.01.2005 и 01.01.2006, из которых видно, что субъекту из федерального бюджета переданы дотации на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Так на 2004 год Волгоградской области выделено 60 080 000 руб. и на 2005 год – 78 246 000 руб.

Между тем финансовый орган Волгоградской области не представил документы по вопросу как были израсходованы названные средства и было ли достаточно выделенных средств для компенсации расходов всех хозяйствующих субъектов Волгоградской области, за счет которых реализовывалось право малоимущих граждан на получение субсидий. 

В возражениях на исковые требования и в апелляционной жалобе Муниципальное образование ссылалось на неполучение необходимых финансовых средств в форме субвенций              из вышестоящих бюджетов. Каких-либо доказательств, опровергающих названные возражения ответчика, в материалах дела не имеется. Доказательства перечисления Алексеевскому муниципальному району финансовых средств на возмещение субсидий в 2004 - 2005 годах финансовый орган Волгоградской области не представил.

Таким образом, факт совершения ответчиком противоправных действий в виде                       не возмещения образовавшихся у истца убытков не доказан. То есть состав гражданского правонарушения, с наличием которого связано взыскание убытков, на стороне ответчика отсутствует.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на положения Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004) «О государственной социальной помощи» ошибочна, т.к. из преамбулы данного закона следует, что предметом его регулирования не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации. Однако такое неверное применение ответчиком закона не влияет на возможность удовлетворения апелляционной жалобы.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции о возмещении убытков истца за счет казны Муниципального образования как принятое с нарушением действующего законодательства и несоответствующее имеющимся в деле доказательствам подлежит отмене с принятием нового решения – об отказе истцу в иске.

Одновременно следует отметить, что отказ в иске о возмещении убытков за счет Муниципального образования не препятствует обращению истца в самостоятельном порядке с теми же требованиями к другим ответчикам.

В связи с необоснованностью иска, заявленного к Муниципальному образованию, судебные расходы относятся на истца, которому при подаче иска была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины. Учитывая тяжелое имущественное положение истца, а также соответствующее ходатайство, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску 500 руб. и по апелляционной жалобе 100 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 102, 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

     П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.10.2006 по делу                               № А12-14239/06-С30 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Принять новое решение по делу. В удовлетворении иска Общества с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз» о взыскании убытков в сумме 153 003 руб. 78 коп.                  с Муниципального образования Алексеевский муниципальный район  отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз» в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску 500 рублей, по апелляционной жалобе 100 рублей, а всего 600 рублей.

            Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд, вынесший судебный акт.

Председательствующий                                                                                 Н.В. Лаврик

            Судьи                                                                                       А.В. Попова

                                    Е.Б. Языков