АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-9819/2021
г. Казань Дело № А12-1464/2021
07 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области – ФИО1, доверенность от 16.04.2021 № 41,
общества с ограниченной ответственностью «Дубровский» – ФИО2, доверенность от 01.02.2021,
комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области – ФИО3, доверенность от 02.03.2021 № 61,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу и Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021
по делу № А12-1464/2021
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), обществу с ограниченной ответственностью «Дубровский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании договора аренды земельного участка недействительным, снятии с кадастрового учета земельного участка; третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ИНН <***>; ОГРН <***>), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Южному Федеральному округу (далее ? Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее ? Администрация), Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество), обществу с ограниченной ответственностью «Дубровский» (далее – общество «Дубровский») с исковым заявлением о признании договора от 07.11.2006 на аренду земельного участка с кадастровым номером 34:28:140014:6 недействительным, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:28:140014:6, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Куйбышевское сельское поселение, база отдыха «Латекс».
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее ? Управление Росреестра по Волгоградской области), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз), Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее ? Комитет).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с названными судебными актами, Комитет, Департамент и Рослесхоз обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования Департамента удовлетворить, считая, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. По мнению заявителей жалоб, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, являются информация из государственного лесного реестра (далее – ГЛР) в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карты-схемы лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду; суды неправильно применили срок исковой давности. По мнению Комитета, несмотря на то, что судами сделан вывод о противоречии между заключением от 04.12.2020 № 1 и заключением от 18.01.2019 № 1, суды не создали условия для всестороннего и полного исследования доказательств, устранения имеющихся противоречий, путем предложения сторонам предоставления дополнительных доказательств.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе и объяснениях, а представители общества «Дубровский» и Облкомимущества возражали на доводы жалоб, по основаниям, приведенным в отзывах на кассационные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационных жалобах, в отзывах и объяснениях, выслушав представителей Комитета, общества «Дубровский» и Облкомимущества, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, исковые требования Департамента основаны на следующих обстоятельствах. Земельный участок с кадастровым номером 34:28140014:6 имеет площадь 40 000 кв.м., категорию земли - особо охраняемых территорий и объектов, местоположение: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно в 3 км по направлению на северо-восток от п. Великий Октябрь.
Между Администрацией и обществом «Дубровский» заключен договор аренды земельного участка от 07.11.2006 б/н (далее ? договор) на основании постановления главы Среднеахтубинского муниципального района от 04.06.2007 № 519 «О расторжении договора аренды земельного участка с гр. ФИО4, гр. ФИО5 и предоставлении земельного участка под базой отдыха «Латекс» в аренду обществу «Дубровский».
В последующем, в связи с регистрацией на земельный участок с кадастровым номером 34:28140014:6 права собственности Волгоградской области (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2011, запись регистрации № 34-34-20/007/2011-684) на основании Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действующей до 30.12.2013), в договор аренды внесены изменения в части замены стороны арендодателя путем заключения с обществом «Дубровский» дополнительного соглашения от 24.10.2011 № 2.
Спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения ? природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
На данном земельном участке расположены принадлежащие на праве собственности обществу «Дубровский» объекты недвижимости, перечень которых приведен в исковом заявлении.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал на то, что формирование земельного участка с кадастровым номером 34:28140014:6 проведено с нарушением пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ввиду его пересечения с землями лесного фонда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 7, 11.2, 19, 27, 84 ЗК РФ, статьями 6, 8, 92 ЛК РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее ? Закон № 172-ФЗ), и исходили из следующего: Департамент, располагая сведениями о наличии в отношении спорного земельного участка противоречий между сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее ? ЕГРН) со сведениями, содержащимися в ГЛР, будучи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в установленный законом трехмесячный срок не совершил действия, предусмотренные частью 8 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, не обращался в судебном порядке за защитой имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, не оспорил зарегистрированное право общества в связи с пересечением земельного участка с кадастровым номером 34:28:140014:6 с землями лесного фонда Среднеахтубинского лесничества; в связи с указанным, категория спорного земельного участка с кадастровым номером 34:28:140014:6 должна определяться в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН; при наличии в ЕГРН данных, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории, материалы лесоустройства и таксационные описания сами по себе не имеют правового значения и не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда; по заявлению общества «Дубровский» и Облкомимущества подлежит применению срок исковой давности по требованию о признании договора недействительной сделкой, поскольку срок исковой давности по заявленному требованию истек 08.11.2016, в то время как с иском в суд Департамент обратился 27.01.2021.
Между тем суды первой и апелляционной инстанции не учли следующее.
Согласно статье 6 ЛК РФ (здесь и дальше в редакции, действовавшей в спорный период и до 01.07.2019), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
На основании приведенных правовых положений отнесение земельных участков к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства; документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ); в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
С учетом изложенного доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Закон № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В силу части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 № 1795-О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Приведенная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 302-ЭС20-13098.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда, назначение: группа лесов – 1; категория защитности: леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов, площадь: 7 212 га, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Среднеахтубинский лесхоз, Среднеахтубинское лесничество<...>, 67-75, 4А-14А, 17А-19А, 20А-21А, 24А; 28А; 30А-35А, 37А; 39А, 41А-46А, 50А, 53А-55А, 4Б; 8Б; 17Б; 28Б; 34Б. 42Б-46Б, 50Б; 53Б, 43В-45В, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.08.2006 сделана запись регистрации № 34-34-03/051/2006-478 (свидетельство о государственной регистрации права серия 34 АА № 337785 от 28.06.2006).
По утверждению истца, спорный земельный участок с кадастровым номером 34:28:140014:6 пересекается с землями лесного фонда Среднеахтубинского лесничества, в частности с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 34:28:000000:2955, площадь пересечения составляет 10 632 кв.м., что подтверждается материалами лесоустройства, заключением № 1 о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда от 04.12.2020,выданным ФГБУ «Рослесинфорг», протоколами рабочей группы, созданной приказом Управления Росреестра по Волгоградской области от 16.11.2017 № П/516/П/290/П/2260 в целях реализации положений Закона № 280-ФЗ и др.документами.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 72 ЛК РФ. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.
Однако судами при рассмотрении спора не соблюдены основные принципы и процедуры устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР), в результате чего не обеспечено исследование вопросов законности формирования спорного участка, возникновения прав на него; кроме этого, не учтены положения части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель, в данном случае, по отношению к землям, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий.
Так, материалами дела, в том числе выписками из ЕГРН в отношении спорного земельного участка подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:140014:6 полностью входит в границу особо охраняемой природной территории регионального значения ? природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», решение о создании которого было принято в 2000 году постановлением Главы Администрации от 05.06.2000 № 404 «О создании на территории Волгоградской области Государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» во исполнение Закона Волгоградской области от 17.04.1998 № 167-ОД «Об охране окружающей природной среды «Волго-Ахтубинской поймы».
При этом первоначально границы государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» были утверждены постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.04.2002 № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
Положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», в соответствии с которым на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского муниципальных районов Волгоградской области образована особо охраняемая природная территория регионального значения природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» было утверждено постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917 «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма». Приложением к указанному Положению утверждены границы территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Постановление опубликовано в издании «Волгоградская правда» 30.06.2010, № 116.
Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей. Земельные участки используются правообладателями с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима природного парка.
Согласно пункту 3.3. Положения земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, расположенные в пределах территории природного парка, ограничиваются в обороте. Содержание ограничений оборота земельных участков и правовой режим их использования устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Границы и особенности правового режима использования земель природного парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель. С природным парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территории природного парка, и проекты развития населенных пунктов в границах природного парка (пункт 3.4 Положения).
Выпиской из ЕГРН в отношении спорного земельного участка подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:140014:6 внесен в государственный кадастр недвижимости 21.12.2005, то есть после утверждения границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
Однако вопрос об отнесении спорного участка к землям лесного фонда на момент определения границ и режима особо охраняемой природной территории судами не исследовался.
Департамент и Комитет представили в материалы дела заключение № 1 о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда от 04.12.2020, выданное ФГБУ «Рослесинфорг», в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:140014:6 пересекается с землями лесного фонда Среднеахтубинского лесничества, в частности с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 34:28:000000:2955, площадь пересечения составляет 10 632 кв.м., с указанием конкретных поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка.
По утверждению общества, спорный земельный участок образован под турбазу «Латекс» из земель иной категории (земель муниципальной собственности), а земли лесного фонда всего лишь являются смежными земельными участками по отношению к спорному земельному участку, при этом согласование границ спорного земельного участка при его образовании с Среднеахтубинским лесхозом проведено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды не приступали к исследованию вопросов о формировании и образовании земельных участков, а также к исследованию доказательств, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Между тем, в материалы дела Управлением Росреестра по Волгоградской области представлены документы (т. 4, л.д.36-60), касающиеся формирования земельного участка под базу отдыха ОАО «Завод Латекс», именуемые техническим отчетом по инвентаризации земельного участка по межеванию базы отдыха ОАО «Завод Латекс» с кадастровым номером 34:28:140014:0006 (выписками подтверждается, что кадастровый номер 34:28:140014:6 равнозначен кадастровому номеру 34:28:140014:0006).
Из указанных документов следует, что отвод земельного участка для образования базы отдыха ОАО «Завод Латекс» сроком на 49 лет на основании постановления администрации Среднеахтубинского района № 225 от 17.05.1999 произведен из земель Среднеахтубинского лесхоза Среднеахтубинского района. Данное обстоятельство дословно следует из пояснительной записки инженера -землеустроителя Щупляк от 07.06.1999 (т. 4, л.д. 38). Кроме этого, из приложенных актов, схем, чертежей, журнала измерений углов и длин линий теодолитных ходов, абриса, описания границ смежных землепользователей, следует, что сложный по контору земельный участок площадью 4 га, образуемый под базу отдыха ОАО «Завод Латекс», от точки А до точки А граничит только с землями Среднеахтубинского лесхоза.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В абзаце втором пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» разъяснено, что в случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Таким образом, по рассматриваемому делу суды, в нарушение положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных требований, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и входящие в предмет доказывания по данному спору.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, только в случае, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Поскольку с учетом приведенных норм права, в том числе положений части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, суды не исследовали надлежащим образом обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о возможности пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2021, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, принципом действия закона во времени и сложившейся судебно-арбитражной практикой по рассматриваемому вопросу, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и дополнительно представленным доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу № А12-1464/2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина
Судьи В.А. Карпова
С.Ю. Муравьев