ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-15365/2021
11 февраля 2022 года
?
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.?
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.?
?
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:?
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,?
судей?О. ФИО1, ФИО2,
при ведении протокола судебного заседания секретарем?судебного заседания
ФИО3
при участии в судебном заседании:
- представителя общества с ограниченной ответственностью «Эконекс-Энергосервис», ФИО4, по доверенности от 02.04.2021 года,
- иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании ?апелляционную жалобу администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу № А12-15365/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью «Эконекс-Энергосервис», г. Волгоград, (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, г. Калач-на-Дону, Калачевский район, Волгоградская область, (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о взыскании задолженности 928 622 руб. 25 коп.,
УСТАНОВИЛ:?
Общество с ограниченной ответственностью «Эконекс-Энергосервис» (далее по тексту ООО «Эконекс-Энергосервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту Администрация, ответчик) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 20.10.2020 №12 в сумме 495 870 руб. 84 коп., неустойки за период с 01.05.2021 по 21.05.2021 в размере 1 735 руб. 55 коп., неустойки за период с 22.05.2021 по дату фактического исполнения обязательства на сумму долга 495 870 руб. 84 коп. исходя из 1/300 действующей на день уплаты неустойки ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки, а также судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 12 302 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу №А12-15365/2021 исковые требования удовлетворены в части. С администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эконекс-Энергосервис» взыскана задолженность в размере 463 500 руб., неустойка за период с 01.05.2021 по 21.05.2021 в размере 2 433 руб. 38 коп. и далее с 22.05.2021 по день фактического исполнения обязательств по оплате долга, исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка России в день от суммы долга в размере 463 500 руб. за каждый день просрочки, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 127 руб. 59 коп. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым решением арбитражного суда, Администрация Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принятое при неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается, что судом не учтено, что к началу срока достижения размера экономии (январь 20221 года) Общество знало обо всех подключениях к объекту энергосервиса и наличии приборов учета на объекте энергосервиса. Оборудование (светофоры, камеры видеонаблюдения и светильники), на которые истец ссылается как на дополнительно присоединенное оборудование и которое повлияло на объем потребления, и соответственно на расчет экономии потребления, учитывалось в ведомостях СКУЭ за 2019 год. Следовательно, Общество не могло не знать об указанном оборудовании и о его включении в ведомости СКУЭ за 2019 года.
Кроме того, базовые значения объекта энергосервиса за 2019 года определены на основании данных приборов учета, соответственно, определение объема потребления эл.энергии в 2021 году должно производиться по приборам учета.
Расчет объема потребления энергетического ресурса за март 2021 года, произведенный Обществом расчетно-измерительным способом, противоречит действующему законодательству и условиям контракта.
Таким образом, суд необоснованно согласился с доводами Общества о подключении объектов, не являющихся объектами энергосервиса, поскольку таковые в 2021 году не подключались.
Также суд необоснованно признал верным расчет объема потребления энергетического ресурса за март 2021 года, произведенный обществом расчетно-измерительным способом, в нарушение положений Приказа Минэнерго России от 04.02.2016 года №67 и письма Минэкономразвития от 07.06.2017 года № 15627-НП/Д07и.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО «Эконекс-Энергосервис» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Эконекс-Энергосервис» изложил свою позицию по делу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.?
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права (пункт 10 раздела «Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Судебная коллегия по гражданским делам. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 года № 1 (2015)).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО «Эконекс-Энергосервис» (Исполнитель) и администрацией Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (Заказчик) заключен муниципальный контракт от 20.10.2020 №12 на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии системой уличного освещения, расположенной вдоль автомобильных дорог Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (энергосервисный контракт).
Согласно условиям п. 1.1 контракта, предметом настоящего контракта является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии системой уличного освещения, расположенной вдоль автомобильных дорог Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее - мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности).
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, являющихся предметом настоящего контракта (далее - Перечень мероприятий) определяется в соответствии с пунктом 3.1. настоящего контракта.
Достижение экономии электрической энергии в рамках настоящего контракта осуществляется посредством выполнения на объектах системы наружного освещения Калачевского городского поселения Волгоградской области, указанных в Приложении № 1 и 9 к настоящему контракту Перечня мероприятий, указанного в Приложении № 4 к настоящему контракту (п. 1.3 контракта).
Срок действия контракта, согласно разделу 14 контракта, составляет 4 года.
Цена контракта составляет 25 158 692 руб. 92 коп. (п. 6.1 контракта).
В марте 2021 года истцом оказаны услуги по энергосбережению, однако оплата ответчиком не осуществлена. Согласно расчету истца, задолженность ответчика за март 2021 года составляет 495 870 руб. 84 коп.
В связи с тем, что ответчик уклонился от оплаты за услуги истца, в адрес ответчика направлена претензия от 19.04.2021 об оплате задолженности. Неисполнение требований по оплате задолженности послужило основанием предъявления настоящего иска
Разрешая судебный спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 1, 2 и 19 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №261- ФЗ), регулирующего отношения участников гражданского оборота по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Пунктом 2 статьи 19 того же Закона предусмотрено, что энергосервисный договор (контракт) должен содержать: 1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта): 2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов: 3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 3 части 3 ст. 19 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что энергосервисный договор (контракт) может содержать, в том числе условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.
В силу статьи 21 Федерального закона №261 -ФЗ в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), которые заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений в период заключения спорного муниципального контракта были урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ).
Особенности заключения энергосервисного контракта закреплены в статье 108 Закона №44-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 108 Закона № 44-ФЗ при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.
Частью 15 статьи 108 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.
Как следует из условий п. 7.3. Контракта, Исполнитель не позднее 5 (Пяти) рабочих дней со дня получения от Заказчика сведений в соответствии с п. 4.8. настоящего Контракта, направляет Заказчику счет, акт определения размера экономии в натуральном выражении и акт определения размера в денежном выражении по форме согласно Приложению № 5, который должен содержать расчет фактической экономии энергетических ресурсов (доли размера экономии) в натуральном выражении, а также подлежащий уплате Исполнителю процент такой экономии, определенный в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за расчетный период, а также счет на оплату настоящего Контракта.
Заказчик обязан предоставлять Исполнителю сведения об объеме (доле объема) потреблении электрической энергии Заказчиком в отчетном периоде, а также о значениях факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме Акта об объеме потреблении электрической энергии Заказчиком, приведенным в Приложении № 5.2 к настоящему контракту (п. 4.8 контракта).
Письмом от 19.04.2021 №1194 администрацией в адрес ООО «Эконекс-Энергосервис» направлен акт определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении за март 2021 года.
Согласно расчету администрации, экономия потребления за март 2021 года составила 57 950 кВт*ч.
Расчет произведен в соответствии с Приложением 6 к муниципальному контракту, исходя из следующих формул:
Расчет коэффициента горения светильников k g осуществляется по следующей формуле: k g = n1
_______
n 2, (2)
где n1 – количество установленных Исполнителем светильников при выполнении Энергосберегающих мероприятий;
n2 – количество работающих светильников на дату соответствующего Отчётного периода;
Расчет приведённого объема потребления электрической энергии осуществляется по следующей формуле:
DW i N = W Fi х k g , (3)
где DW i N – приведённый объем потребления электрической энергии к сопоставимым условиям в Отчетный период при изменении количества работающих светильников;
WiF – фактический объем потребления электрической энергии в Отчетный период;
k g – коэффициент горения светильников.
Объем потребления уличным освещением, согласно ведомости СКУЭ за март 2021 года составил 29 975 кВт*ч.
kg = 1521/1582, где 1521 – общее количество светильников на объекте Заказчика после выполнения энергосберегающих мероприятий, 1582 – количество работающих светильников на дату соответствующего периода.
Таким образом, расчет за март 2021 года составил 29975 * 1521/1582 = 28818 кВт*ч.
Соответственно, экономия потребления составляет 57 950 кВт*ч (86768 – 28818, где 86768 кВт*ч – базовое значение в марте 2019 года).
Письмом от 19.04.2021 ООО «Эконекс-Энергосервис» в адрес администрации направлен акт определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии за март 2021 года, а также акт определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в денежном выражении от 19.04.2021 за март 2021 года.
Согласно акту объем потребления электрический энергии за март 2021 года составил 24 268 кВт*ч., такой объем был определен в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления электрической энергии в натуральном выражении.
Соответственно, экономия потребления составляет 62 500 кВт*ч (86768 – 24 268, где 86768 кВт*ч – базовое значение в марте 2019 года).
Согласно акту определения размера экономии, доли размера экономии электрической энергии в натуральном выражении от 19.04.2021 за отчётный март 2021 года составляет 463 500 руб.
Истцом также представлен расчет экономии в соответствии с Приложением 6 к муниципальному контракту.
Согласно расчету истца, экономия потребления электрической энергии составляет 66865 кВт* (86768 – (25599 * 1230/1582), где 1230 – количество установленных истцом светильников, 1582 – общее количество работающих светильников, 25599 кВт*ч – разница между показаниями СКУЭ за март 2021 года и не включенными в объект энергосервиса).
Условиями контракта сторонами согласовано, что объем потребления электрической энергии Заказчиком до выполнения Исполнителем всех или части мероприятий, предусмотренных Перечнем мероприятий, принимается Сторонами как объём потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса за базовый период, помесячно, в соответствии с согласованным Сторонами способом определения объема потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса в базовом периоде, на основании подписанного Сторонами Акта фиксации базовых значений (Приложение № 7 к настоящему контракту), с учетом изменений факторов, оказывающих влияние на объемы потребления электрической энергии Заказчиком, указанных в Приложении № 6 к настоящему контракту (п. 4.1.1 контракта).
Положениям п. 4.2 контракта согласованы способы определения объема потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса до реализации исполнителем перечня мероприятий:
а) при наличии данных об объеме потребления электрической энергии, определенных при помощи приборов учета электрической энергии, - на основании объема потребления электрической энергии, сформированного Заказчиком по согласованию с Исполнителем по фактическим данным об объеме потребления электрической энергии, определенным при помощи прибора учета электрической энергии в предшествующий период, до выполнения Исполнителем Перечня мероприятий;
б) при отсутствии данных об объеме потребления электрической энергии, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:
- при установке Исполнителем прибора учета электрической энергии и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления электрической энергии Заказчиком, полученных при помощи этих приборов за период, который составляет не менее 1 (одного) календарного месяца до начала реализации Перечня мероприятий. Данные об объеме (доле объема) потребления электрической энергии Заказчиком, полученные при помощи приборов учета электрической энергии, принимаются как объем потребления с учетом факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетического ресурса (электрической энергии) Заказчиком;
в) расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетноизмерительным способом объема потребления электрической энергии в натуральном выражении.
В случае отсутствия (частичного отсутствия) приборов учета электрической энергии внешнего (уличного) освещения (далее - ПУ), Базовый уровень потребления электрической энергии определяется расчетно-измерительным способом в соответствии с «Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (утверждена Приказом Минэнерго России от 04.02.2016 № 67).
Судом установлено, что в пункте 5.8 контракта стороны предусмотрели, что при определении размера экономии (доли размера экономии) потребления Заказчиком электрической энергии в натуральном выражении, достигнутого в результате исполнения настоящего контракта, учитываются факторы, оказывающие влияние на объем потребления электрической энергии Заказчиком, в том числе: изменение режимов функционирования и/или функционального назначения энергопотребляющих установок; изменение количества потребителей энергоресурса; площади и объемов территорий; изменение объема потребления электрической энергии на определенном уровне напряжения; изменения количества энергопотребляющих устройств, в том числе световых приборов и т.д. Факторы, оказывающие влияние на объем потребления электрической энергии Заказчиком приведены в Приложении № 6 к настоящему контракту.
Согласно представленной ведомости СКУЭ за март 2021 года, объем потребленной энергии составил 29 975 кВт*ч.
Между тем, ведомость показаний СКУЭ за март 2021 года включает также объем потребленной энергии объектами, не включенными в объект энергосервиса (светофоры, видеокамеры и т.д.).
Подключение объектов, не являющихся объектом энергосервисного контракта, влияет на расчет экономии.
При этом ведомость показаний СКУЭ за март 2019 года также содержит указание на объекты, не являющиеся объектом энергосервисного контракта.
В соответствии с положениями Приложения №6 к муниципальному контракту, для приведения объемов потребления Заказчиком электрической энергии в сопоставимые условия с учетом изменения состава, количества или мощности электроприемников, величина фактического объема потребления электрической энергии в Отчетном периоде должна быть уменьшена на величину роста объема потребления электрической энергии, вызванного увеличением состава, количества или мощности электроприемников в Отчетном периоде.
На вопрос суда о возможности соотнесения объектов, указанных в ведомостях СКУЭ за март 2019 года и март 2021 года, представитель ответчика не смог пояснить о фактическом объеме учтенных объектов, поскольку номера счетчиков разнятся, пояснения ответчика о замене счетчиков отсутствуют.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции наличие в ведомости показаний СКУЭ за март 2019 года сведений о иных энергопринимающих устройствах, не является основанием для отказа истцу в иске, поскольку информация об этих приборах в подписанном сторонами контракте и конкурсной документации отсутствовала.
Годовое потребление является центральным значением для конкурсной документации, поскольку на основании данного показателя производится расчет начальной (максимальной) цены контракта.
В проекте контракта был приведен перечень объектов уличного освещения (светильники 1351), перечень приборов учета, а также указан размер потребления объекта освещения в размере 1122767 кВт/ч. Истец, рассчитав мощность оборудования, учитывая исходные данные, указанные в конкурсной документации, предложил размер экономии, который впоследствии вошел в п. 5.1 контракта: 3392488,26 кВт/ч., и эти кВт/ч были распределены на 4 года по периодам.
Вместе с тем, ответчик включая в потребление уличным освещением в базовом периоде объемы потребления от иных потребителей, в нарушение условий контракта, возлагает на истца расходы по оплате электроэнергии не относящегося в объекту энергосервиса оборудования (светофоров, фонтанов, камер наблюдения, рекламных конструкций), что ведет к снижению размера экономии, и является недопустимым (ст. 10 ГК РФ).
Как следует из п. 3.5 контракта, заказчик (администрация) гарантирует, что на Объекте энергосервиса до заключения настоящего контракта соблюдаются установленные санитарно-гигиенические и технические требования по режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации с учетом функционального назначения, а также обеспечена изолированность Объекта энергосервиса от других потребителей электроэнергии. В случае, если в ходе исполнения настоящего контракта будет выявлено, что на Объекте энергосервиса указанные требования не соблюдаются, то Заказчик обязан выполнить действия по доведению состояния Объекта энергосервиса до указанных требований (доведение Заказчиком состояния Объекта энергосервиса до соответствия установленным действующим законодательством Российской Федерации, требованиям), размер экономии электрической энергии при этом, достигнутый в результате выполнения настоящего контракта, определяется с учетом изменений Факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии системой наружного освещения, указанными в приложении № 6 к контракту.
Пунктом 3.10.11 контракта предусмотрено, что в течение срока действия настоящего контракта Заказчик обязан самостоятельно и/или совместно с организацией, привлеченной на обслуживание и содержание Объекта энергосервиса (при наличии такой организации) отслеживать и контролировать все подключения дополнительных энергопотребляюших установок, потребителей (в том числе несанкционированных) и принимать меры при обнаружении таких подключений для исключения потребления электрической энергии в целях, не связанных с наружным освещением либо учитывать их при определении размера экономии электрической энергии, достигнутого в отчетном периоде с учетом изменений факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии системой наружного освещения, указанными в Приложении №6 к настоящему контракту.
Как следует из пункта 4.8. контракта, Заказчик обязан предоставлять Исполнителю сведения об объеме (доле объема) потреблении электрической энергии Заказчиком в отчетном периоде, а также о значениях факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме Акта об объеме потреблении электрической энергии Заказчиком, приведенным в Приложении № 5.2 к настоящему контракту.
Согласно пункту 4.9. контракта, Объем (доля объема) потребления электрической энергии в отчетном периоде, в соответствии с подпунктом «а» пункта 4.7. раздела 4 настоящего контракта, определяется с учетом факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии Заказчиком, указанных в приложении №6 к настоящему контракту.
Согласно пункту 5.4. контракта, Размер экономии (доли размера экономии) в натуральном выражении, достигнутый в результате исполнения настоящего контракта, определяется как разница между объемом потребления Заказчиком электрической энергии за период, равный календарному периоду достижения предусмотренного настоящим контрактом размера экономии (доли размера экономии), определенным до начала реализации Перечня мероприятий (в базовом периоде), и объемом потребления Заказчиком электрической энергии, определенным после реализации Исполнителем Перечня мероприятий (в отчетном периоде) с учетом изменения Факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии.
В силу пункта 5.8. контракта, при определении размера экономии (доли размера экономии) потребления Заказчиком электрической энергии в натуральном выражении, достигнутого в результате исполнения настоящего контракта, учитываются факторы, оказывающие влияние на объем потребления электрической энергии Заказчиком, в том числе: изменение режимов функционирования и/или функционального назначения энергопотребляющих установок; изменение количества потребителей энергоресурса; площади и объемов территорий; изменение объема потребления электрической энергии на определенном уровне напряжения; изменения количества энергопотребляющих устройств, в том числе световых приборов и т.д. Факторы, оказывающие влияние на объем потребления электрической энергии Заказчиком приведены в Приложении № 6 к настоящему контракту.
Согласно пункту 5.9. контракта, Размер экономии (доля размера экономии) потребления Заказчиком электрической энергии в натуральном выражении за отчетный период определяется и фиксируется Сторонами ежемесячно Актом определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении, составляемом по форме, приведённой в Приложении № 5.1. настоящего контракта.
Как предписывает пункт 5.10. контракта, в случае, когда при определении размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении за отчетный период, достигнутого в результате исполнения настоящего контракта, осуществляется на основе Актов определения размера экономии (доли размера экономии).
Поскольку ведомости показаний СКУЭ на март 2019 года и март 2021 года содержат сведения о энергопотреблении объектами, не входящими в предмет энергосервисного контракта, суд пришел к обоснованному выводу о том, что расчет необходимо произвести с учетом методики, утвержденной Приказом Минэнерго России от 04 февраля 2016 г. № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Судом на обсуждение сторон был поставлен вопрос о возможности проведения по делу судебной экспертизы с целью определения размера экономии, однако соответствующее ходатайство сторонами заявлено не было.
При обращении в суд истцом произведен расчет объема потребления электрической энергии в натуральном выражении за март 2021 года, согласно которому объем потреблённой электрической энергии объектом энергосервиса составляет 24 268 кВт*ч.
Суд с представленным истцом расчетом согласился и при этом обоснованно исходил из следующего.
Формула расчета предусмотрена Приказом Минэнерго России от 04.02.2016 № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 № 41575), согласно пунктам 1.1, 1.2 которого настоящая методика определения расчетноизмерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении предназначена для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее - Методика), разработана в целях установления порядка определения расчетно-измерительным способом объема потребления государственным (муниципальным) заказчиком (далее - заказчик) энергетического ресурса в натуральном выражении до и после реализации исполнителем энергосервисного договора (контракта) мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Настоящая Методика используется для определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетических ресурсов в натуральном выражении до и после реализации следующих мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее - мероприятия): мероприятий по повышению энергетической эффективности систем внутреннего и наружного освещения; мероприятий по повышению энергетической эффективности использования электродвигателей, в том числе в составе технологических комплексов (насосных, компрессорных и прочих); мероприятий по повышению энергетической эффективности систем теплоснабжения зданий, строений и сооружений.
Согласно пункту 5.4. контракта, размер экономии (доли размера экономии) в натуральном выражении, достигнутый в результате исполнения настоящего контракта, определяется как разница между объемом потребления Заказчиком электрической энергии за период, равный календарному периоду достижения предусмотренного настоящим контрактом размера экономии (доли размера экономии), определенным до начала реализации Перечня мероприятий (в базовом периоде), и объемом потребления Заказчиком электрической энергии, определенным после реализации Исполнителем Перечня мероприятий (в отчетном периоде) с учетом изменения Факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии.
Согласно приложению №5 к муниципальному контракту, экономия энергетического ресурса (электрической энергии): определяется в виде разницы между объемом потребления электрической энергии системы (элемента системы) наружного (уличного) освещения (базовое приведенное значение) за соответствующий и объемом потребления электрической энергии системой (элементом системы) наружного (уличного) освещения за соответствующий месяц.
Приложением №7 к муниципальному контракту установлено базовое значение объема потребленной электрической энергии объектом энергосервиса за март, что составляет 86 768 кВт*ч.
Соответственно, размер экономии составляет 62 500 кВт*ч (86 768 кВт*ч - 24 268 кВт*ч.).
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о размере произведенной экономии 62 500 кВт*ч.
Условиями п. 6.2 муниципального контракта предусмотрено, что стоимость единицы энергетического ресурса (электрической энергии) на момент объявления конкурса составляет 8,24 руб./кВт.ч.
Размер платежа устанавливается как процент от достигнутого размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на электрическую энергию, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного настоящим контрактом размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии, покрывающий в том числе расходы Исполнителя по реализации Перечня мероприятий (п. 6.3 контракта).
В соответствии с п. 6.4. контракта, процент от размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении, определенный в стоимостном выражении и подлежащий уплате Исполнителю по настоящему контракту, составляет 90% (девяносто процентов) от достигнутого размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии за соответствующий период.
Указанный процент не может изменяться в ходе исполнения настоящего контракта.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца на сумму 463 500 руб. (62 500 кВт*ч * 8,24 руб. * 90%), в связи с чем удовлетворил требования истца частично, на указанную сумму.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с нарушением ответчиком срока оплаты услуг истцом произведено начисление неустойки за период с 01.05.2021 года по 21.05.2021 года.
На основании части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения.
В силу статей 330 - 332 ГК РФ взыскание неустойки как способа защиты применяется тогда, когда такая возможность предусмотрена законом (законная неустойка) либо договором (договорная неустойка). По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 10.5. контракта, за неисполнение Заказчиком обязательства по оплате настоящего контракта начисляется неустойка (штраф, пени), за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня| следующего, после дня истечения установленного - настоящим контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пени) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от размера платежа, который должен быть уплачен Заказчиком.
Истцом произведено начисление неустойки в размере 1 735 руб. 55 коп. за период с 01.05.2021 по 21.05.2021.
В связи частичным удовлетворением требований истца в части основного долга, расчет неустойки был откорректирован судом.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Обзоре судебной практики № 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (ответ № 3), суд учитывает, что при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения, в связи с чем применил в расчете ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующую на момент принятия судебного акта, в размере 7,5% годовых.
Согласно расчету суда, размер неустойки, подлежащей взысканию, составляет 2 433 руб. 38 коп. (463 500,00 ? 21 ? 1/300 ? 7,5%).
Суд апелляционной инстанции, повторно проверив расчет неустойки, произведенной судом, считает его правильным, соответствующим требованиям закона и исходным данным.
Оснований для применения ст. 333 ГК РФ судом не установлено.
Кроме того, истцом заявлена ко взысканию неустойка, рассчитанная с 22.05.2021 по день фактического погашения задолженности.
Пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристависполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за 11 разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
Таким образом, требования истца о взыскании пени (договорной неустойки) за период с 22.05.2021 исходя из суммы основной задолженности до даты фактической уплаты суммы долга соответствуют буквальному содержанию статьи 330 ГК РФ и разъяснениям, изложенным в пункте 65 Постановления Пленума №7, в связи с чем удовлетворены судом обоснованно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, правильно установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.?
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу №А12-15365/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Савенкова
Судьи О.В. Лыткина
ФИО2