арбитражный суд волгоградской области постановление
апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
г. Волгоград «15» февраля 2007 г.
Дело № А12-15716/2006 –С66-5/С5
Арбитражный суд апелляционной инстанции Волгоградской области
в составе: председательствующего: Антоновой Л.А.
судей: Дашковой Н.В., Пятерниной Е.С.,
при ведении протокола судьей Антоновой Л.А.
при участии в заседании:
от истца - ТСЖ «Тракторозаводское» -Наконечный А.П., доверенность от 20.08.2006 года срок действия 3 года;
от ответчика - ОАО «Южная генерирующая компания ТГК 8» - Бутов С.В., доверенность №533 от 29.12.2006 года;
от третьих лиц
Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области – Орлова В.В., доверенность 318 от 23.11.2006 года;
Волжская городская Дума Волгоградской области – не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ «Тракторозаводское»
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2006 года,по делу №А12-15716/2006-С7 принятое судьей Копыловым В.А.
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Тракторозаводское» (г. Волжский Волгоградской области) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Южная генерирующая компания – ТГК-8» в лице филиала «Волгоградская генерация» о признании недействительным пункта 4.1. договора №636 о снабжении тепловой энергии в горячей воде от 03.02.2005 года и обязании ОАО «ЮТК- ТГК-8» произвести перерасчет оплаты за отопление и горячее водоснабжение за 2005 и 2006 год, исходя из тарифов населения, установленных приложением №5 постановления Волжской городской Думы №125/1 от 14.01.2005 года и приложением №6 постановления Волжской городской Думы №9/3 от 16.12.2005 года, без НДС а также просил взыскать в счет возмещения расходы на юридические услуги 15000 рублей и 2000 рублей в возмещение расходов по госпошлине.
До принятия арбитражным судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил признать недействительным пункт 4.1. договора №636 от 03.02.2005 года в части применения в 2005 году тарифа на тепловую энергию в размере 320 66 рублей Гкал, химочищенной воды 7, 69 рублей за 1 тонну, в части применения в 2006 году тарифа на тепловую энергию 336, 6 рублей за Гкал, химочищенной воды 9, 74 рублей за тонну, обязать ответчика устранить нарушения закона, приняв в 2005 году тариф на отопление 4, 77 рублей за 1 кв.м. в месяц, тариф за горячее водоснабжение 125, 12 рублей с человека в месяц, в 2006 году тариф на отопление 4, 77 рублей за 1 кв.м. в месяц, тариф за горячее водоснабжение 144, 02 рублей с человека.
В части возмещения расходов на представителя требования не изменились.
Ответчик иск не признал.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом привлечены Региональная служба по тарифам Волгоградской области и Волжская городская Дума Волгоградской области.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом произведена замена региональной службы по тарифам Волгоградской области на Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.
Третьи лица поддержали доводы ответчика.
Решением от 21.12.2006 года арбитражный суд в удовлетворении исковых требований ЖСК «Тракторозаводское» отказал.
Выводы суда мотивированы тем, что истец не доказал несоответствие оспариваемого договора (в части) требованиям закона и иных нормативных правовых актов.
С решением арбитражного суда истец не согласился, обратившись с апелляционной жалобой, просит решение отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Заявитель считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явился представитель Волжской городской Думы) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора). О месте и времени проведения судебного заседания Волжская городская Дума извещена надлежащим образом. Указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению апелляционной жалобы в данном судебном заседании в соответствии со ст. 156 ч. 5 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ОАО «Генерирующая компания «Волжская» (энергоснабжающая организация) и Товариществом собственников жилья «Тракторозаводское» (далее ТСЖ) – (абонент) заключен договор о снабжении тепловой энергией в горячей воде от 03.02.2005 года.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2006 года к указанному договору ОАО «ГК «Волжская» заменена на ОАО «ЮТК –ТГК-8» с 01.01.2006 года в результате присоединения к ОАО «ЮТК-ТГК-8».
По условиям договора энергоснабжения (п.1.1.) энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства по подаче абоненту тепловой энергии в горячей воде на коммунально- бытовые нужды в согласованных сторонами объемах, а абонент обязался оплатить принятую тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель.
Согласно пункту 4.1. договора тарифы на тепловую энергию устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и являются обязательными для сторон по настоящему договору.
Затраты на получение и приготовление не возвращенного Абонентом теплоносителя возмещаются абонентом по ценам, установленным энергоснабжающей организации.
На момент заключения договора отпускной тариф составляет 1 Гкал. 320, 66 рублей, 1 тонна химочищенной воды 7, 68 рублей.
В соответствии с пунктами 4.2., 4.3. условий договора указанные на момент заключения Договора тарифы на теплоноситель могут изменяться ЭСО в одностороннем порядке.
Оспаривая пункт 4.1. условий договора, истец утверждает, что тарифы, установленные данным пунктом, не соответствуют положениям изложенным в пункте 9 Постановления Волгоградской городской Думы Волгоградской области №125/1 от 14.01.2005 года «О ценах для населения на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома и тарифах на коммунальные услуги», а также нермам, изложенным в Положении о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области №5-ВГД, утвержденном Постановлением Волжской городской Думы от 16.12.2005 года №9/3.
Согласно части 2, части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя; 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение ( в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление ( теплоснабжение, в то числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления.
Размер платы за коммерческие услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребление коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммерческих услуг по электроснабжению и газоснабжению (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса российской федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывают по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно положения изложенным в части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены ( тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченным на то государственным органом.
Таким образом, исходя из смысла и содержания пункта 4.1. оспариваемого договора, тарифы на тепловую энергию устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и являются обязательными для сторон по настоящему договору.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федерации» и в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в российской федерации» формирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральной и региональными энергетическими комиссиями.
В соответствии со ст. 6 указанного закона в редакции Закона №122 –ФЗ от 22.08.2004 года для Волгоградской области органом исполнительной власти государственного регулирования тарифов являлось региональная служба по тарифам Волгоградской области, полномочие которой установлены постановлениями главы Администрации Волгоградской области от 19.12.2000 года №961, впоследствии на основании постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.05.2006 года №540 региональная служба по тарифам Волгоградской области упразднена с передачей ее функции Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.
Для ТСЖ, как для потребителя присоединенного к муниципальным сетям г. Волжского в системе централизованного теплоснабжения ОАО «ГК» Волжская», а с 2006 года ОАО «ЮГК ТГК-8» начисление стоимости поставленной теплоэнергии производится по тарифам, установленным постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области №6/1 от 10.03.2005 года, 320, 66 рублей за гигакалорий ?, и №31/2 от 25.11. 2005 года 336, 60 рублей за гигакалорию.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы заявителя апелляционной жалобы о несоответствии договора от 03.02.2005 года №636 о снабжении тепловой энергией в горячей воде (энергоснабжения) в части оспариваемого пункта 4.1. законодательству и иным нормативным правовым актам, тогда как истец не отрицает, что тарифы на тепловую энергию, указанные в пункте 4.1. установлены органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифа Волгоградской области, что соответствует Федеральному закону от 14.04.1995 года №41 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» с последующими изменениями внесенными Законом №122-ФЗ от 22.08.2004 года.
По мнению представителя Управления по региональным тарифам, изложившего свою позицию в том числе в отзыве на исковое заявление, тарифы на тепловую энергию, указанные в пункте 4.1. договора, соответствуют нормативным правовым актам (постановлению РСТ Волгоградской области от 10.03.2005 года №6/1, и от 25.11.2005 года №31/2).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствует требованиям закона или иных нормативных правовых актов, ничтожна, если закон не усматривает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
Договор №636 от 03.02.2005 года в части пункта 4.1. тарифы на тепловую энергию соответствует закону и иным правовым актам, названным выше.
Нормативные правовые акты, которыми установлены тарифы включенные сторонами в договор, истцом в установленном законом порядке не оспаривалась, вследствие чего суд не может за пределами заявленных требований давать правовую оценку правильности тарифа, установленного региональной службой по тарифам Волгоградской области, которые отличаются от тарифов, установленных органами местного самоуправления г. Волжского лишь в зависимости от единицы измерения
Коллегия находит выводы арбитражного суда Волгоградской области соответствующими материалам и обстоятельствам, имеющим значение для дела. Решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2006 года по делу №А12-15716/2006-С66 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Л.А. Антонова
Судьи Н.В. Дашкова
ФИО1