ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело № А12-16251/2009
26 мая 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя – Вершининой З.В. (доверенность от 05.10.2009 № 16),
ответчика – Манойлиной О.В. (доверенность от 18.02.2010 № 26/30-10), Афанасьевой Н.Н. (доверенность от 11.05.2010 № 26/53-10),
в отсутствие:
третьих лиц – извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору, г. Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от
11.02.2010 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Александрова Л.Б., Лыткина О.В.)
по делу № А12-16251/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Камышинское отделение Волгоградпромжелдортранс», Волгоградская область, г. Камышин, к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору, г. Волгоград, о признании незаконным решения и обязании устранить нарушения прав заявителя, при участии третьих лиц – Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору, г. Москва, Федерального агентства железнодорожного транспорта, г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Камышинское отделение Волгоградпромжелдортранс» (далее – ООО «Камышинское отделение Волгоградпромжелдортранс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Нижне- Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление Ростехнадзора, Управление) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 25.06.2009 № 19-1308, об отказе в исключении из Государственного реестра опасных производственных объектов эксплуатируемых обществом и принадлежащих ему железнодорожных путей необщего пользования, которые зарегистрированы в Государственном реестре 15.03.2004 (регистрационный номер А39-02383-002) как участок транспортирования опасных веществ.
Одновременно общество просило обязать Управление совершить действия по исключению спорного объекта из Государственного реестра опасных производственных объектов.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.11.2009 в удовлетворении заявленных требований обществу было отказано. Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 решение суда первой инстанции отменено. Апелляционный суд признал незаконным решение Управления об отказе в исключении из Государственного реестра опасных производственных объектов участка транспортирования опасных веществ № 39-02383-002 ООО «Камышинское отделение Волгоградпромжелдортранс» и обязал Управление исключить его из Государственного реестра опасных производственных объектов.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв с 17.05.2010 до 14 часов 00 минут 21.05.2010.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает постановление апелляционного суда подлежащим отмене, решение суда первой инстанции – оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 15.03.2004 за ООО «Камышинское отделение Волгоградпромжелдортранс» была произведена регистрация участка транспортирования опасных веществ А45-02383-002, о чем выдано соответствующее свидетельство № А45-02383.
Общество обратилось в Управление Ростехнадзора с заявлением от 02.07.2009 № 138 об исключении из Государственного реестра опасных производственных объектов участка транспортирования опасных веществ (регистрационный номер А39-02383-002) из-за ранее допущенной ошибки в идентификации объекта.
Письмом от 25.06.2009 № 19-1308 Управление отказало в удовлетворении заявления общества. Общество обжаловало отказ в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактических и правовых оснований для исключения объекта – участка транспортирования опасных веществ из Государственного реестра опасных производственных объектов не имеется, ошибок в идентификации спорного объекта изначально допущено не было.
Апелляционным судом сделан противоположный вывод о том, что Управление Ростехнадзора ошибочно идентифицировало предприятие железнодорожного транспорта как участок транспортирования опасных веществ и включило указанный объект в Государственный реестр опасных производственных объектов.
Выводы апелляционного суда судебная коллегия считает основанными на неправильном применении норм материального права, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество является собственником железнодорожных путей протяженностью 24 845,8 м; подъездных путей IV маневрового района протяженностью 15 805,9 м, расположенных по адресу: г. Камышин, станция Комбинатская, а также арендатором земельных участков, принадлежащих Российской Федерации, площадью 9298 кв. м, 9540,6 кв. м и 147 871 кв. м по адресу: г. Камышин Волгоградской области, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанные объекты используются обществом при осуществлении деятельности, связанной с формированием, расформированием грузовых составов и доставкой вагонов с грузом своим контрагентам-заказчикам. При этом доставка грузов осуществляется посредством собственного локомотива общества от выставочных железнодорожных путей общего пользования по принадлежащим обществу путям необщего пользования и до обслуживаемых предприятий, с которыми заключены договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в редакции от 30.12.2008) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Федерального закона № 116-ФЗ).
В статье 2 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в Государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к настоящему Федеральному закону (статья 2 Федерального закона № 116-ФЗ).
Согласно пункту 1 указанного приложения (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
В соответствии с пунктом 8 Правил регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 (далее – Правила регистрации), ведение государственного реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49).
В пункте 4.3 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 № 606 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации производственных объектов и ведению Государственного реестра опасных производственных объектов» (далее – Регламент) предусмотрено, что осуществление государственной функции по регистрации опасных производственных объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов регистрирующий орган проводит на основании результатов идентификации, проведенной организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
Регистрация объектов в реестре осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей эти объекты, и представленных ею сведений, характеризующих каждый объект. Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (пункт 5 Правил регистрации, пункты 14, 15, 23.1 Регламента).
Согласно приложению № 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 05.03.2008 № 131, участок транспортирования опасных веществ включен в Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре.
В пункте 59 названного нормативного правового акта установлено, что идентифицируется объект организации, в случае если она владеет на правах собственности или аренды одним из перечисленных объектов: железнодорожными путями или автомобильными дорогами необщего пользования для транспортирования опасных веществ; техническими средствами, в которых осуществляется транспортировка опасных веществ, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования; техническими средствами, с помощью которых транспортируются опасные вещества, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования. Из указанного следует, что железнодорожные пути необщего пользования, по которым транспортируются (перемещаются) опасные вещества, относятся к опасным производственным объектам.
Из представленных заявителем по запросу суда документов к договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание видно, что для своих контрагентов обществом перевозятся такие грузы как: нефтепродукты (бензин, мазут), пиломатериалы, кислоты, хлопок, вата и другие, относящиеся к категории опасных.
Кроме того, в ходе комплексной проверки, проведенной в мае 2007 года, Управлением Ростехнадзора выявлен эксплуатируемый обществом, но незарегистрированный в Государственном реестре опасных производственных объектов склад горюче-смазочных материалов (ГСМ), который именуется обществом как «место заправки локомотивов дизельным топливом». Указанный склад на момент проверки состоял из емкости (объемом 60 тонн) с опасными веществами, места слива-налива нефтепродуктов на железнодорожных путях из железнодорожных цистерн. Данный факт подтверждается актом комплексного обследования от 10.05.2007 № 12-12/2007, действительность и законность которого обществом не оспаривались.
Апелляционным судом сделан вывод о том, что факт владения организацией на правах собственности или аренды железнодорожными путями необщего пользования не свидетельствует об обязательном отнесении данного объекта к опасным производственным, поскольку транспортирование опасных веществ для целей идентификации опасных производственных объектов должно быть связано с эксплуатацией опасных производственных объектов, то есть осуществлением технологических перевозок по собственным путям.
Данный вывод противоречит Федеральному закону № 116-ФЗ, определяющему категории опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются опасные вещества: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей среды. Приказ Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131 по исполнению вышеуказанного
закона идентифицирует опасные производственные объекты: участки транспортирования опасных веществ по признаку транспортирования опасных веществ, а не по признаку осуществления технологических перевозок по собственным путям, как указал суд апелляционной инстанции.
Кроме того, апелляционный суд сослался на постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.1994 № 50, действовавшее до момента вступления в силу Федерального закона № 116-ФЗ. Между тем указанное постановление на момент рассмотрения спора действовало лишь в части, не противоречащей Федеральному закону № 116-ФЗ.
Делая вывод о том, что участок транспортирования опасных веществ идентифицирован неправильно, апелляционный суд не указал, какие иные нормы права были нарушены Управлением при регистрации опасных производственных объектов в 2004 году.
Выводы апелляционного суда о том, что документы, свидетельствующие о наличии у общества участка транспортирования и место расположения при подаче заявления о регистрации опасного производственного объекта отсутствуют, не соответствуют материалам дела, поскольку к делу приобщены, в том числе карты учета опасных производственных объектов с указанием местонахождения регистрируемого опасного производственного объекта.
Согласно пункту 7 Правил регистрации исключение объекта из государственного реестра производится в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации (списания с баланса) по решению федерального органа исполнительной власти, зарегистрировавшего этот объект.
Порядок исключения опасного производственного объекта из государственного реестра установлен Регламентом, а именно пунктом 23.3.1, согласно которому при осуществлении исключения опасного производственного объекта (снятия с учета) из государственного реестра опасных производственных объектов в связи с изменениями, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности или самого объекта, эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган установленный этим пунктом пакет документов.
Между тем наличие таких обстоятельств материалами дела не установлено и общество на них не ссылается.
Ссылка общества на нормы Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обоснованно отклонена судом первой инстанции. В Федеральном законе № 116-ФЗ не раскрыто содержание термина «транспортирование», поэтому в целях применения данного закона этот термин применяется в качестве общего понятия «перемещение».
Правомерность действий Управления подтверждается позицией Высшего Арбитражного суда в определении от 03.09.2009 № ВАС-10704/09 по аналогичному делу об отнесении участков транспортирования опасных веществ (по дорогам необщего пользования) к категории опасных производственных объектов.
Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Управления Ростехнадзора соответствует действующему законодательству.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции – оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 по делу № А12-16251/2009 отменить, кассационную жалобу – удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.11.2009 по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Г.Н. Махмутова
Судьи Э.Г. Баширов
И.Ш. Закирова