ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-17806/2023
11 марта 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена «26» февраля 2024 года
Полный текст постановления изготовлен «11» марта 2024 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Борисовой Т.С., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании путём использования системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2023 года по делу №А12-17806/2023
по исковому заявлению Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к акционерному обществу «Волгоградские межрайонные электрические сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о выселении из нежилого помещения,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества «Волгоградские межрайонные электрические сети» - ФИО1, по доверенности от 21.01.2024; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее – истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Волгоградские межрайонные электрические сети» (далее – ответчик, АО «ВМЭС») о выселении из нежилого помещения: этаж-34,3 кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент муниципального имущества администрации Волгограда обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи, участвовал представитель акционерного общества «Волгоградские межрайонные электрические сети».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, в том числе в виде электронных образов, размещенных в системе «КАД Арбитр» (далее – материалы дела), изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 19.10.2022 между департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (арендодатель) и акционерным обществом «Волгоградские межрайонные электрические сети» (арендатор) подписан договор № 3/4553 аренды недвижимого имущества муниципальной имущественной казны Волгограда - нежилого помещения: этаж - 34,3 кв.м, расположенное по адресу: <...> с кадастровым номером 34:34:040031:363.
В соответствии с пунктом 1.2 договора арендованное имущество используется для размещения оборудования трансформаторной подстанции 177 (далее – ТП-177), коммунальное обслуживание.
Срок действия договор с 19.10.2022 по 17.11.2022, по истечении указанного срока действие настоящего договора прекращается (пункт 8.1 договора).
16 ноября 2022 года принято решение № 51065 о присвоении объекту адресации адреса Российская Федерация, Волгоградская область, городской округ город - герой Волгоград, <...>.
Департаменту выдана выписка из ЕГРН об объекте недвижимости о регистрации права муниципальной собственности на встроенное нежилое помещение трансформаторной подстанции 177, площадью 34,3 кв.м, расположенное по адресу: <...>.
По условиям пункта 1.8. договора при прекращении договора недвижимое имущество должно быть возвращено департаменту по акту приема-передачи, подписанному сторонами.
Пунктом 2.2.9 договора предусмотрена обязанность арендатора сдать недвижимое имущество арендодателю по акту приема-передачи, подписанному уполномоченными лицами, в том состоянии, в котором арендатор его получил, с учетом нормального износа со всеми неотделимыми улучшениями, а также с учетом текущего ремонта недвижимого имущества, как в связи с окончанием срока действия настоящего договора, так и при его досрочном прекращении.
Истец ссылается на то, что договор прекратил свое действие 17.11.2022, но помещение по акту приема-передачи департаменту не возвращено.
Письмом от 24.03.2023 №6432/оуи департамент уведомил ответчика о необходимости в срок до 27.04.2023 освободить вышеуказанное недвижимое имущество и сдать его по акту представителям департамента.
В связи с тем, что ответчик в установленный срок не освободил арендуемое имущество, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТП 177 относится к системам жизнеобеспечения населения и является социально значимым объектом, истец не доказал противоправность действий ответчика по размещению в здании трансформаторной подстанции, а также то обстоятельство, что подстанция размещена именно ответчиком, и именно действия ответчика привели к невозможности использования имущество истцом. В деле нет сведений о том, что истцом совершались приготовления к сдаче в аренду занимаемого ответчиком помещения третьему лицу, также как нет сведений о наличии спроса на это помещение с учетом их технических характеристик.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В данном случае между истцом и ответчиком заключен договор аренды, к правоотношениям, сложившимся между сторонами применимы положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за владение и пользование имуществом.
В силу пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (статья 622 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 655 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды здания или сооружения, обязательство арендодателя передать здание или сооружение арендатору считается исполненным после предоставления его арендатору во владение или пользование и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В силу пункта 2 статьи 655 ГК РФ при прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в рамках процедуры замещения активов в ходе банкротства МУПП «ВМЭС» (дело № А12-9947/2011) оборудование ТП-177 в составе перечня имущества было внесено МУПП «ВМЭС» в уставный капитал АО «ВМЭС» на основании протокола собрания кредиторов МУПП «ВМЭС» от 02.04.2018, что подтверждается актом приема-передачи от 11.04.2018 № 2 (л.д.37-43 т. 1).
13.07.2018 АО «ВМЭС», Администрация Волгограда и ПАО «МРСК Юга» заключили трехстороннее соглашение об исполнении условий эксплуатации объектов социального назначения, согласно которому стороны признали, что объекты, в том числе ТП-177, используемой для осуществления электроснабжения населения, относятся к системам жизнеобеспечения населения и являются социально значимыми объектами.
Стороны при заключении соглашения исходили из обязательности осуществления полномочий муниципального образования – городского округа город-герой Волгоград по решению вопросов местного значения в сфере организации в границах городского округа электроснабжения населения, а также по организации освещения территории указанного муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений в соответствии с пп.4 п.1 статьи 16 и пп.4 п. 2 статьи 45.1 Федерального закона от 16.10.2023 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Обязуются проявлять должную осмотрительность, добросовестность и выполнять все устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ требования при эксплуатации и контроле за эксплуатацией объектов электроснабжения (пункт 1 соглашения).
АО «ВМЭС» приняло на себя обязательство сохранить основные виды деятельности, в том числе, обеспечивать надежное и качественное электроснабжение потребителей, обеспечивать использование объектов, в том числе, ТП-177 в соответствии с их целевым назначением (пункт 2.1, 2.2 соглашения).
Согласно приложению №1 к договору аренды от 19.10.2022 №3/4553 и экспликации на строенное нежилое помещение (л.д.54 т.1) в нежилом помещении площадью 34.3 кв.м. расположены два распределительных узла (комната 1 и 2) и трансформаторные подстанции (комнаты 3 и 4).
Согласно чертежам из проектной документации на жилой дом №5 по ул. Аллея Героев г. Сталинграда за 1958-14961 гг., представленным ГКУ Волгоградской области «Государственный архив Волгоградской области» письмом 05.10.2023 №04-11/213а, (л.д. 79-83 т.1) с момента строительства дома спорное помещение спроектировано как помещение для размещения трансформаторной подстанции.
Оборудование ТП-177 физически размещено во «встроенном нежилом помещении трансформаторной подстанции 177», что буквально следует из выписки из ЕГРН. Согласно схеме-планшету ТП-177 (л.д.73, 74 т.1) данная ТП обеспечивает энергоснабжение ряда многоквартирных жилых домов, расположенных по ул. Аллея Героев, д. 3 и 5, ул. Советская, д. 11 и 13 и пр. им. В.И. Ленина, д. 10, а также ряд коммерческих и социальных объектов, среди которых участковый пункт полиции, муниципальное учреждение «Молодежный центр «Друзья», детский сад № 2 и др. Демонтаж оборудования ТП-177 из предназначенного для него целевого нежилого помещения повлечет прекращение энергоснабжения всех потребителей, запитанных от данной ТП.
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе трансформаторные подстанции и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологически к электрическим сетям присоединяется конкретный объект недвижимости.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (пункт 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
Трансформаторная подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (пункт 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2003 № 242).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Таким образом, под объектом электросетевого хозяйства понимается как электросетевой комплекс, обслуживающий определенную территорию в целом, так и отдельные части такого комплекса.
Объекты электросетевого комплекса являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь; вынужденное деление единого имущественного электросетевого комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146).
Трансформаторная подстанция обладает признаками недвижимости, однако не имеет самостоятельного значения при отсутствии в ней движимой вещи (трансформатора). Посредством трансформаторной подстанции осуществляется снабжение потребителей электроэнергией, то есть трансформаторная подстанция - это сооружение, предназначенное для выполнения функций электроснабжения, следовательно, демонтаж оборудования, находящегося в нем, приведет к прекращению подачи электроэнергии.
Таким образом, главной функцией ответчика является выработка электроэнергии и передача ее потребителям, следовательно, каждый входящий в комплекс предмет мог выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, а значит, составляют единый функциональный комплекс и относятся к объектам недвижимости.
Нахождение спорного помещения в муниципальной собственности не изменяет целевое использование помещения – для размещения трансформаторной подстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, именно на органе местного самоуправления лежит обязанность по организации энергоснабжения на территории Волгограда, в связи с чем, в случае демонтажа оборудования ТП-177 электроснабжение запитанных от нее потребителей, к которым относятся не только коммерческие, но и социально значимые и бытовые потребители прекратится. Прекращение договора аренды истечением срока не влечет безусловное основание для удовлетворения требования о выселении. Орган местного самоуправление в целях соблюдения Федерального закона №131-ФФ, Соглашения об исполнении условий эксплуатации объектов социального назначения от 13.06.2018 года должен принять меры к урегулированию спорной ситуации в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, 135-ФЗ.
Как указывает ответчик, общество совместно с департаментом муниципального имущества администрации Волгограда проводится планомерная работа по оформлению прав пользования встроенными нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, в которых размещено оборудование трансформаторных подстанций, принадлежащее и эксплуатируемое АО «ВМЭС».
Предоставление таких помещений в аренду осуществляется путем проведения аукционов, проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что действия истца по одностороннему прекращению договора аренды и выселению ответчика квалифицируются судом как злоупотребление правом со стороны истца на применение мер защиты, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно пункту 2 указанной статьи в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.
Используемое под трансформаторную подстанцию 177 помещение, обеспечивает энергоснабжение многоквартирных жилых домов. Выселение из помещения, переданного специально под ТП-177 и используемого в течение длительного времени по их прямому назначению, повлечет отключение 5 указанной станции на длительное время для ее демонтажа и переноса в другие, приспособленное для этих целей помещения. Приостановление работы ТП-177 повлечет за собой прекращение предоставления энергоснабжение как физическим лицам, так и юридическим лицам. Требования истца о выселении ответчика из специально выделенного и приспособленного под размещение ТП-177 помещения и используемого в течение длительного времени по прямому назначению, по существу направлены на дестабилизацию и подрыв деятельности не только ответчика, но и дезорганизацию жизнедеятельности потребителей, пользующихся услугами истца.
Таким образом, поскольку требования истца о выселении ответчика из специально выделенного и приспособленного под размещение ТП-177 помещения приведет к нарушению условий трехстороннего соглашения от 13.07.2018, заключенного между АО «ВМЭС», администрация Волгограда, ПАО «МРСК Юга» об исполнении условий эксплуатации объектов социального назначения, повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц в связи с прекращением электроснабжения коммерческих и социально значимых объектов, ответственность за которое в силу прямого указания Федерального закона № 131-ФЗ несет администрация Волгограда, а также ввиду невозможности использования спорного нежилого помещения в иных целях, кроме как размещение трансформаторной подстанции, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является обоснованным.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2023 года по делу № А12-17806/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.М. Степура
Судьи
Т.С. Борисова
М.Г. Цуцкова