ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-18256/06 от 25.04.2007 АС Волгоградской области

арбитражный суд волгоградской области                                                          постановление

апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                             25    апреля 2007 г.

Дело № А12- 18256/06-С24/06- 5-46

Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе:

председательствующего:                 Загоруйко Т.А.    

судей:                                                 Дашковой Н.В.,   Пятерниной Е.С.

при  ведении  протокола  судебного  заседания  судьей  Загоруйко Т.А .

при участии в судебном заседании:

от      прокуратуры Волгоградской области  –  Балычева А.С. уд. №115726 от 03.07.06.

от      прокуратуры Краснооктябрьского р-на – Чудина И.Н.  дов. От   05.04.07

от ответчика –    Балашова М.А.. дов. от  28.12.06

 рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя  ООО  Лукойл - Нижневолжскнефтепродукт”

на решение  арбитражного суда Волгоградской области

от  30.11.2006 г. по делу № А12-  18256/06-С-24  , принятое     судьей      Ильиновой О.П.     

   У С Т А Н О В И Л А:  

           Решением суда от  30.11.06.  удовлетворено заявление прокуратуры Краснооктябрьского района г.Волгограда .  ООО  Лукойл - Нижневолжскнефтепродукт”    привлечено     к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ , в виде штрафа в размере 40.000руб.

           В апелляционной жалобе     ООО  Лукойл - Нижневолжскнефтепродукт”        просит    решение суда     отменить     и   отказать  в удовлетворении   заявленных требований  .   Ссылается на неизвещение о времени и месте рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности.   Полагает  также  необоснованными   выводы  суда 1-й инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения . Кроме того, указывает на  неизвещение  общества о времени и месте   вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. 

     При рассмотрении  апелляционной жалобы ответчика определением от    16.04.07  суд апелляционной инстанции перешел  к  рассмотрению дела по правилам ст. 270 ч.5 АПК РФ в виду наличия безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного акта. 

        При этом суд  счел обоснованными  доводы заявителя апелляционной жалобы  о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения судом заявления о привлечении общества к административной ответственности. 

               Как следует из материалов дела,  определение арбитражного суда о  назначении судебного заседания   на 30.11.06. по местонахождению юридического лица  : г.Волгоград, ул Лесогорская, 85 не направлялось. в то время как    судом 1-й инстанции    принято  решение о привлечении  к  административной ответственности указанного   юридического лица . Направленное по месту постановки на  налоговый учет обособленного подразделения  ООО “Лукойл - Нижневолжскнефтепродукт” п/у №43419 возвращено суду лишь  05.12.06., что усматривается из оттиска почтового штемпеля.

              Таким образом, решение суда по данному делу принято в судебном заседании  при отсутствии  сведений о надлежащем  извещении ответчика  и без участия  его представителя , в то время как  дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

               Согласно ст.270 ч.4 п.2 АПК РФ рассмотрение дела в отсутствии кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания является безусловным основанием к отмене принятого решения. Суд 1-й инстанции принял решение в отсутствии представителя ООО “Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт”

            Согласно ст.270 п.5 АПК РФ при отмене решения по основаниям, предусмотренным в части 4 настоящей статьи, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.       

            Прокуратура  возражает  против     апелляционной  жалобы . Просит    в случае отмены решения суда 1-й инстанции по безусловным основаниям    принять   новый судебный акт  о привлечении  ООО “Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт”     к административной ответственности. 

        Рассмотрев   дело  по правилам ст. 270 ч.5 АПК РФ, оценив доводы   и возражения   по  иску и  апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает  обжалуемое решение  суда 1-й инстанции подлежащим отмене по безусловным основаниям, а  апелляционную жалобу – подлежащей     удовлетворению .  

             Предметом рассмотрения  является    заявление    прокуратуры  Краснооктябрьского района г. Волгограда  о  привлечении     ООО “Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт”   к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ  .  

            Как следует из материалов дела,   23.10.2006г. Прокуратурой Краснооктябрьского района г.Волгограда была проведена проверка соблюдения  требований законодательства о  лицензировании    при эксплуатации стационарной автозаправочной станции      ,  по результатам которой сделан вывод о том, что ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» осуществляет    деятельность по  эксплуатации   АЗС № 235 расположенной по адресу : г.Волгоград, пр Ленина 116а, без специального разрешения -лицензии на эксплуатацию пожароопасного объекта.  По результатам проверки  оформлен  акт от 23.10.06.

           25.10.06 прокуратурой Краснооктябрьского района г.Волгограда   вынесено постановление о возбуждении административного производства в отношении ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ  . 

         С учетом  абз. 17 постановления Пленума ВАС РФ №2  от 27.01.03, суду при рассмотрении дела о привлечении  к административной ответственности, необходимо проверять соблюдение    положений ст. 28.2 КоАП РФ,   регулирующих процедуру  привлечения к  административной    ответственности и  направленных на  защиту прав  лиц, в отношении   которых  возбуждено дело  об административном  правонарушении,  имея в виду, что  их нарушение  может являться основанием к    отказу в    удовлетворении требований административного  органа  о привлечении   к административной ответственности в силу  ч.2  ст. 206  АПК РФ.                    

            В обоснование  своих доводов, заявитель апелляционной жалобы указывает в том числе   на  вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества, не извещенного  о времени и месте вынесения постановления. 

             Обязанность по доказыванию     оспариваемых   обстоятельств возложена на административный орган, при этом    возникшие  сомнения   должны   толковаться  в пользу нарушителя , что предусмотрено также ст. 205 ч.5 АПК РФ.  

           Согласно ст. 28.2, ст. 25.4  КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица ( в данном  случае  - постановления о возбуждении производства об административном правонарушении)   должно осуществляться в присутствии его законного представителя. Законным представителем юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.  

           В отсутствие представителя протокол ( постановление ) может быть оформлен   лишь  при наличии   доказательств надлежащего уведомления     нарушителя о времени и месте оформления протокола.

            Положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении: в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения ; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе ; указанные лица вправе  представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются . 

             Суду    необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч.  2 ст. 206 АПК РФ  .

            Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении   от   25.10.06 оформлено   в отсутствие представителя  общества и  имеет лишь отметку о разъяснении  прав и    получении   его копии    Макшановым С.И.   27.10.06, что  не может рассматриваться как доказательство   надлежащего уведомления  общества о времени, дате и месте   оформления постановления,  получения от него объяснений  в связи с  оформлением  постановления по поводу вменяемого правонарушения   и разъяснения   в связи с этим  прав .  Имеющиеся в деле объяснения   Макшанова  также датированы  27.10.06. и  из их содержания не усматривается осведомленности  о   даче указанных  объяснений  от имени общества в связи с  привлечением общества к административной ответственности  за совершение  вменяемого ему  в вину   административного правонарушения.   В выданной  Макшанову доверенности  от 21.10.05  не оговорены полномочия  на представление интересов общества  ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»    при  вынесении протоколов об административном правонарушении  ( постановлений о возбуждении  производства об административном правонарушении).  Кроме того, доверенность выдана на представление интересов  общества  по вопросам деятельности его филиала, в то время как   рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности юридического лица.   Объяснения  Антюхина А.Н. от  25.10.06  также  не  содержат сведений   о      даче указанных  объяснений  от имени общества в связи с  привлечением общества к административной ответственности  за совершение  конкретного  вменяемого ему  в вину   административного правонарушения  и оформлением постановления  от 25.10.06.    Из постановления   от 25.10.06 не усматривается, что   Антюхин А.Н.  участвовал в качестве представителя общества при вынесении   данного  постановления.

               При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие привлекаемого  лица,  суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

           Доказательств надлежащего уведомления  ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»   о  вынесении   данного  постановления   на момент его оформления  и обеспечения  нарушителю  возможности   пользоваться правами, предусмотренными   ст. 28.2  КоАП РФ, материалы дела не содержат. В  постановлении   имеется лишь отметка о  разъяснении прав и  получении постановления      через 2 дня  после   его вынесения, что не может рассматриваться  в качестве надлежащего уведомления  о времени и  месте   рассмотрения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении    .  

               В судебном заседании    представитель   прокуратуры пояснил, что представителю  общества   было  вручено  уведомление  ( повестка)  от   23.10.06 ( л.д12)    .   Однако, согласно  указанной повестке  , обществу  сообщалось лишь о необходимости явки   25.10.06 в связи с  проводимой проверкой к зам. прокурора  Краснооктябрьского района Фадееву В.А.  

Таким образом, данная повестка не содержит сведений об  уведомлении общества о   рассмотрении   25.10.06    вопроса о вынесении постановления     о возбуждении производства об административном правонарушении    и не имеет ссылки    на обнаружение  органом прокуратуры достаточных данных, указывающих на событие конкретного административного правонарушения . В повестке указано на необходимость явки     к  зам. прокурора  Фадееву В.А., в то время как из постановления следует, что   материалы проверки рассматривались  25.10.06  прокурором  Козырским А.В.

             Кроме того, прокуратура не опровергла довод  общества  об отсутствии  у   лица, получившего   данную  повестку    полномочий на   получение корреспонденции, адресованной обществу.

Таким образом,   общество не  было надлежащим образом  уведомлено   об оформлении  постановления;   лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, а  указанные  доводы прокуратуры    не   могут   свидетельствовать о соблюдении требований закона, касающихся процедуры привлечения к административной ответственности. 

                Получение копии  постановления   работником   общества   через 2  дня после его вынесения     не    может подменять  надлежащего уведомления  нарушителя об оформлении  постановления   в целях реализации его права на участие в оформлении  постановления, дачу объяснений, разъяснения ему прав и обязанностей. 

          При таких обстоятельствах,     обоснованы доводы заявителя   апелляционной  жалобы  о нарушении его прав  в ходе    производства    по делу об административном правонарушении  , поскольку     ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»      не было надлежащим образом     уведомлено   о  дате, времени и месте составления  постановления  об административном правонарушении, ему не разъяснены  процессуальные   права  предоставленные  КоАП РФ    и не обеспечены  гарантии защиты,  в связи с чем общество  не могло квалифицированно возражать и давать пояснения по существу предъявленных обвинений,   воспользоваться помощью защитника  и т.д.

              При этом, на момент составления  постановления  прокуратура   не располагала доказательствами   надлежащего уведомления   нарушителя о  времени и месте оформления  постановления.  

              В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ  от 02.06.04 №10   разъяснено, что  существенное  нарушение  при производстве  об административном   правонарушении процессуальных требований, установленных   КоАП РФ, является основанием  для отказа в удовлетворении требований о   привлечении к административной ответственности. 

Суд апелляционной инстанции усматривает   также иные существенные нарушения  установленного законом  порядка привлечения    нарушителя к административной ответственности.      

        Согласно  представленным  прокуратурой Краснооктябрьского района г.Волгограда  на рассмотрение суда материалам административного производства,   постановление  о возбуждении  производства об административном правонарушении   от   25.10.06  подписано  заместителем прокурора  Краснооктябрьского района г.Волгограда   Фадеевым  В.А.,  в то время как  рассмотрение материалов проверки и установление  фактических обстоятельств  правонарушения  осуществлялось иным должностным лицом:  прокурором  Краснооктябрьского района г.Волгограда    Козырским А.В.

С учетом требований ст. 28.4 КоАП РФ,     о возбуждении  дела  об административном правонарушении  прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные   ст. 28.2 КоАП РФ, а именно:  должность, фамилия  и инициалы лица, составившего   постановление . При этом, указанное  постановление  подписывается   должностным лицом, его составившим.

Таким образом,   постановление  о возбуждении  производства об административном правонарушении   от   25.10.06      не  подписано лицом, рассмотревшим  материалы проверки и установившим   фактические обстоятельства  правонарушения, а   подписано  иным лицом, что   суд считает существенным нарушением  процессуальных требований, установленных   КоАП РФ  при производстве  об административном   правонарушении  ( ст.ст. 28.2 ; 28.4 КоАП РФ). 

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, составленное  с нарушением указанных  требований   не может служить  основанием для привлечения общества  к  административной ответственности   

  Кроме того, с учетом рассмотрения дела по правилам ст. 270 ч.5 АПК РФ  в виду ненадлежащего извещения  общества  о времени и месте рассмотрения дела судом 1-й инстанции   при рассмотрении   заявления о привлечении к административной ответственности,   исходя из состава вменяемого  в вину правонарушения ( выявленного , согласно материалам проверки  - 23.10.06), субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства,  при  рассмотрении дела  следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным ст. 4.5  КоАП РФ  .     

         В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ   истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении  и     дальнейшее осуществление   производства по   делу    об административном правонарушении   не правомерно .  

          Апелляционная жалоба     подлежит удовлетворению с  принятием судебного   акта   об отмене решения суда      и   отказе в удовлетворении требований заявителя.        

          На основании изложенного,  руководствуясь ст.ст.  258, 268-272   АПК РФ, суд апелляционной инстанции,    

                                                  П О С Т А Н О В И Л :   

          Апелляционную жалобу             удовлетворить  .            

          Решение суда от     30.11.06 отменить . Принять по делу новый судебный акт.     

          В удовлетворении  заявления  прокуратуры Краснооктябрьского района г.Волгограда        о привлечении к административной ответственности  ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»      по ч .2 ст. 14.1 КоАП РФ    отказать    . Производство  по делу  об административном правонарушении прекратить.                

      Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном  порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа  

Председательствующий                                                                                   Т.А. Загоруйко

 Судьи                                                                                                                 Е.С.Пятернина

                                                                                                                             Н.В.Дашкова