ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-18511/06 от 22.12.2006 АС Волгоградской области


 арбитражный суд волгоградской области      

                               постановление

апелляционной инстанции по проверке законностииобоснованности решений арбитражного суда,

                                    не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                            21-22 декабря 2006 г.

                                                                                               Дело № А12-  18511/ 06-С45-5-46

Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе:

председательствующего:                 Загоруйко Т.А.    

судей:                                                  Пятерниной Е.С.,   Дашковой Н.В.

при  ведении  протокола  судебного  заседания  судьей  Загоруйко Т.А .

при участии в судебном заседании:

от      ИФНС   РФ №9       - ФИО1 доверен. от 17.05.06

от ответчика  -       ФИО2 доверен. от   20.07.06  ; ФИО3     доверен. от  20.12.06   

рассмотрев в судебном заседании апелляционную  жалобу  заявителя   ООО «Фирма «Арка»        на решение арбитражного суда Волгоградской области   от      27.11.06   по делу № А12- 18511/ 06-С45      принятое     судьей      Пономаревым А.В         

У С Т А Н О В И Л А:   

               Решением арбитражного суда Волгоградской области от   27.11.06  удовлетворено   заявление МИФНС РФ  №9 по Волгоградской области   о привлечении  ООО «Фирма «Арка»    к  административной ответственности .    Общество с ограниченной ответственностью «Фирма Арка  привлечено к  административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда (40000руб).  Алкогольная  продукция: водка «Русский бриллиант» особая премиум, емкостью 0,5 литра в количестве -1 бутылки; настойка «Клюквенная» Финляндия емкостью 0,5 литра в количестве -1 бутылки; водка «Путинка» классическая, емкостью 0,5 литра в количестве - 1 бутылки; водка «Путинка» ограниченная партия , емкостью 0,75 литра в количестве -3 бутылок; водка «Русский бриллиант» премиум, емкостью 0,05 литра в количестве -1 бутылки ; водка «Парламент» классик, емкостью 0,5 литра в количестве 1 бутылки  конфискована.

              В апелляционной жалобе   ООО «Фирма «Арка»    просит решение суда   отменить, как вынесенное необоснованно и принять решение   об отказе в      удовлетворении    заявления  МИФНС РФ  №9 по Волгоградской области   о привлечении  ООО «Фирма «Арка»    к  административной ответственности .       

              МИФНС РФ  №9 по Волгоградской области     считает необоснованными   доводы    заявителя        и   просит  апелляционную  жалобу    заявителя         оставить без  удовлетворения.   Считает обжалуемое решение законным и обоснованным.       

              В судебном заседании объявлялся перерыв   21.12.06 до   8.45 час. 22.12.06; по окончании перерыва судебное заседание продолжено.                     

              Рассмотрев  материалы   дела  ,  оценив доводы и  возражения   по  апелляционной жалобе       суд апелляционной инстанции считает      доводы     заявителя  апелляционной  жалобы     необоснованными  , а  обжалуемое     решение суда 1-й  инстанции     - не подлежащим изменению . 

             Как следует из материалов дела,       19.10.06 . МИФНС РФ №9   проведена проверка пиццерии расположенной по адресу : <...>   принадлежащей ООО «Фирма Арка»  по вопросам соблюдения требований    ФЗ от 22.11.95  №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» ,  Постановления Правительства РФ №864 от 31.12.05 «Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.06 N 379).    

                  По результатам проведенной проверки   установлено, что ООО «Фирма Арка»  предлагалась к     реализации  алкогольная  продукция  : водка «Русский бриллиант» особая премиум, емкостью 0,5 литра в количестве -1 бутылки; настойка «Клюквенная» Финляндия емкостью 0,5 литра в количестве -1 бутылки; водка «Путинка» классическая, емкостью 0,5 литра в количестве - 1 бутылки; водка «Путинка» ограниченная партия , емкостью 0,75 литра в количестве -3 бутылок; водка «Русский бриллиант» премиум, емкостью 0,05 литра в количестве -1 бутылки; водка «Парламент» классик, емкостью 0,5 литра в количестве 1 бутылки  без  надлежащим образом оформленных товарно- транспортных накладных и грузовых таможенных деклараций. В разделе «Б»  справок к ТТН И ГТД отсутствует печать предприятия и подпись должностного лица организации-покупателя , что является нарушением  ФЗ от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» ,  п.5 Постановления Правительства РФ №864 от 31.12.2005г. «Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 379)   и «Правил продажи  отдельных видов  товаров», утвержденных  Постановлением Правительства РФ  от 19.01.98 №55.

           По  факту  проверки МИФНС РФ №9 по Волгоградской области  оформлен акт проверки от 19.10.2006г. №383  , а 20.10.06 в отношении ООО «Фирма Арка»   составлен протокол об административном правонарушении №002060   по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ,   с изъятием указанной алкогольной  продукции  и передачей ее    обществу на ответственное хранение. 

Факт отсутствия  на момент проверки   на указанную  алкогольную продукцию  надлежащим образом  оформленных  товаросопроводительных документов      ответчиком   не оспаривается  .

             С учетом    ст. 10.2 и п. 1 ст. 26  ФЗ РФ  "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции",  и ч.2 ст. 16 КоАП РФ   отсутствие у ответчика надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным   на предлагаемую к реализации продукцию   является основанием для привлечения       к  административной ответственности.      Нарушение   указанных   норм    закона,   а    также   требований  Постановления Правительства РФ №864 от 31.12.2005г      «Правила    заполнения   справки   к товарно-транспортной накладной      на

этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 379)   и «Правил продажи  отдельных видов  товаров», утвержденных  Постановлением Правительства РФ  от 19.01.98 №55    вменялось в  вину предпринимателю, согласно  представленному   протоколу об административном   правонарушении .      С учетом указанных обстоятельств   административный орган правомерно  обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении    к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16  КоАП РФ .  

 Удовлетворяя заявленные требований , суд 1-й инстанции исходил из того, что факт совершения   ответчиком   административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16    КоАП РФ  и    вина  правонарушителя       доказаны.  

Апелляционная  коллегия полагает, что данные выводы  являются    обоснованными   и   соответствующими  установленным судом  фактическим обстоятельствам рассматриваемого  дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.16  КоАП РФ,  поставка или розничная продажа алкогольной или спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без справки к товарно-транспортной накладной влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальный размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.  

Диспозицией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ охватывается не только отсутствие справки к товаротранспортной накладной, но и ее ненадлежащее оформление. Розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов  означает, что продавец имеет соответствующие документы на алкогольную продукцию, но документы ненадлежаще оформлены , что также  следует квалифицировать по признакам правонарушения, предусмотренного в части  2 статьи 14.16 КоАП РФ .

Судом  1-й инстанции обоснованно  установлено, что в ходе проверки при реализации  алкогольной продукции   ответчиком  не были представлены      надлежащим образом оформленные справки  к  товарно-транспортным накладным, а именно:  в разделе «Б»  справок     отсутствовали печать и подпись  ответчика .   

С учетом  всех обстоятельств дела суд апелляционной инстанции  считает необоснованными доводы  заявителя  апелляционной   жалобы   ООО «Фирма Арка» относительно того, что  материалами дела не    доказан факт  реализации  указанной  алкогольной  продукции, в отношении которой   отсутствовали надлежащим образом заверенные товаротранспортные документы (раздел «Б»)  , в связи с чем отсутствует состав правонарушения.

 Состав  вменяемого в  вину ответчику нарушения   образует не только факт непосредственной  продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов  , но и    предложение  указанной  продукции к реализации, что в данном случае     подтверждено  и  нарушителем не  опровергнуто .

 Данный вывод суда подтвержден   материалами проверки , в том числе актом проверки   от 19.10.06;  протоколами   изъятия, ареста, осмотра от   19.10.06, подписанными  представителем ответчика  без замечаний и возражений ;   объяснением   должностного лица от 19.10.06;   протоколом об административном правонарушении  от  20.10.06  . 

Так, согласно   протоколу ареста от   19.10.06   и акту проверки от  19.10.06  указанная   и подробно поименованная    алкогольная продукция  в ходе проведения   проверки   была снята  с реализации.    Указанные документы подписаны  без   каких-либо   возражений      работником   ООО «Фирма Арка». 

В отзыве на заявление  ( л.д21) за подписью руководителя    общества,  ООО «Фирма

 Арка»  также   признавало  факт предложения   указанной алкогольной продукции    к  реализации и нахождение ее в обороте, ссылаясь лишь на наличие   иной   документации   , подтверждающей легальность ее оборота, а также на  незамедлительное   устранение    имевшего место нарушение и его малозначительность.    

Последующее изменение позиции в апелляционной инстанции суд оценивает критически: как попытку уйти от ответственности.   

Согласно п. 1 ст. 26 Закона  РФ N 171-ФЗ от 22.11.95 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот указанной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками.

Статьей 10 названного Закона установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).

В силу п. 2  нормы  Закона этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.   

 Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 9  ФЗ от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно п. 2  статьи, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные настоящей статьей.

Являющиеся товаросопроводительными документами справки, прилагаемые к ТТН  на момент проверки были оформлены  ненадлежащим образом:  без  заполнения  всех   необходимых реквизитов  , а именно:   в разделе «Б»  справок отсутствовали печать и подпись  ответчика .    Факт  допущенного нарушения  и его   обстоятельства   отражены в материалах   проверки .  

Ссылка  суда  1-й инстанции в том числе и на  нарушение обществом  требований Постановления Правительства РФ №1019 от  15.08.97   сама по себе не является  обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и являющимся основанием для освобождения    нарушителя от  административной ответственности при доказанности  факта  совершения   административного правонарушения.  

Форма справки   к ТТН  ранее была  утверждена Постановлением Правительства РФ  от 15.08.97 №1019, утратившим силу  в связи с принятием  Постановления  Правительства  РФ     от 31.12.05 №864.  При этом,  в связи с принятием Постановления  Правительства РФ     от 31.12.05 №864    не   исключено такое требование   к  оформлению  справки  к ТТН, как обязательность указания   в разделе «Б»  справок   печати и подписи покупателя.

В протоколе об административном правонарушении    указано    на  нарушение   ответчиком    ст.ст.16,  26 Закона  РФ N 171-ФЗ от 22.11.95 ;  Постановления  Правительства РФ     от 31.12.05 №864    « О справке к ТТН…» ;     Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 №55  . 

Согласно Постановления №864 от 31.12.05,справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции (в ред. Постановления   от 16.06.06 . №379). Раздел "Б" справки содержит характеристики и параметры, аналогичные указанным в  ТТН.

Согласно п.5 Постановления РФ при каждой последующей реализации продукции организацией- продавцом заполняется   раздел «Б» справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела «Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

В статье 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен перечень документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции. К таким документам, в частности, относится справка, прилагаемая к товаротранспортной накладной. Постановление Правительства РФ  №865  принято во исполнение  п.3 ст. 10.2  ФЗ от  22.11.95 №171-ФЗ в редакции  ФЗ от  21.07.05  №102-ФЗ   и оно    не отменяет   требований указанного закона. 

Справка к  ТТН на алкогольную продукцию обеспечивает возможность государства, в лице его органов, контролировать продажу алкогольной продукции и проследить ее прохождение от производителя к каждому последующему оптовому покупателю. Ненадлежащее заполнение раздела "Б" справки усложняет такой контроль.

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.06 №80, Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 №987, утратили силу, в то время как Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 №55, дополнены новым разделом XIX, регулирующим особенности продажи алкогольной продукции. 

  Согласно пункту 139 раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь товаротранспортную накладную; копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемую к товаротранспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.  

 Пунктом 12 Общих положений действующих правил продажи отдельных видов товаров, регулирующим в том числе и порядок продажи алкогольной продукции, предусмотрена обязанность продавца при продаже товаров доводить до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя       по его требованию с одним из        следующих документов:

сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом   или    органом     по    сертификации товаров, выдавшим сертификат;  товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащимися по каждому наименованию товара сведения о  подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер  декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Таким образом,  при осуществлении розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции,  продавец  обязан по первому требованию предоставить документы подтверждающие легальность и качественность производства и обороталкогольной продукции , подтверждаемые      только совокупностью необходимых документов, требуемых указанным Перечнем.

При таких обстоятельствах указание  в протоколе об административном правонарушении     на  нарушение   ответчиком    ст.ст.16,  26 Закона  РФ N 171-ФЗ от 22.11.95 ;  Постановления  Правительства РФ     от 31.12.05 №864      ;     Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства  РФ от 19.01.98 №55  является  обоснованным  .

Существенных нарушений  процессуального  порядка   привлечения общества   к административной ответственности   судом не установлено. 

Ссылка  заявителя апелляционной жалобы    о проведении проверки в отсутствие законного представителя общества несостоятельна  .     В силу требований ст. 182 п.1 ГК РФ,     в данном случае  работники   юридического лица  ( в т.ч.продавцы) совершают торговые операции от имени  юридического лица и  являются его представителем.

Ссылки   на  то обстоятельство, что суд  1-й инстанции  не учел   при рассмотрении дела  объяснения общества, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 20.10.06 , не могут повлиять на выводы суда, поскольку суд дал надлежащую оценку    данным объяснением,  указав на  несостоятельность возражений нарушителя об отсутствии умысла    и состава  административного правонарушения , а также  учел ссылки общества на  отсутствие таких замечаний  ранее     .  

Доводы о том, что в поручении  на проведении проверки   отсутствует наименование проверяемого объекта также не могут являться основанием   к   освобождению от ответственности , как не основанные на законе.     

Обоснованно, со ссылкой на   п. 18 Постановления Пленума  ВАС РФ от 02.06.2004 N 10  отклонены ссылки  общества на малозначительность  совершенного   правонарушения  и сделан правильный вывод    об отсутствии   оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку   производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, а правонарушение  посягает на установленный порядок общественных отношений .  При назначении наказания суд учел требования  п.2 ст.4.1 КоАП РФ   и фактические  обстоятельства дела и     назначил минимальное наказание по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.  

           С учетом изложенного, апелляционная жалоба не подлежит   удовлетворению, а обжалуемый судебный акт  является законным  и обоснованным    .                         

  Руководствуясь ст. ст.    258, 268-272   АПК РФ, суд апелляционной инстанции.

                                              П О С Т А Н О В И Л :

          Апелляционную     жалобу оставить без    удовлетворения   , а решение  суда  1-й инстанции   от     27.11.06    - без изменения   

           Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном  порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа  в 2-х месячный срок.

Председательствующий                                                             Т.А. Загоруйко

 Судьи                                                                                          Е.С.Пятернина

                                                                                                      Н.В.Дашкова