арбитражный суд волгоградской области
постановление
апелляционной инстанции по проверке законностииобоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
г. Волгоград 21-22 декабря 2006 г.
Дело № А12- 18511/ 06-С45-5-46
Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе:
председательствующего: Загоруйко Т.А.
судей: Пятерниной Е.С., Дашковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Загоруйко Т.А .
при участии в судебном заседании:
от ИФНС РФ №9 - ФИО1 доверен. от 17.05.06
от ответчика - ФИО2 доверен. от 20.07.06 ; ФИО3 доверен. от 20.12.06
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО «Фирма «Арка» на решение арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.06 по делу № А12- 18511/ 06-С45 принятое судьей Пономаревым А.В
У С Т А Н О В И Л А:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.06 удовлетворено заявление МИФНС РФ №9 по Волгоградской области о привлечении ООО «Фирма «Арка» к административной ответственности . Общество с ограниченной ответственностью «Фирма Арка привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда (40000руб). Алкогольная продукция: водка «Русский бриллиант» особая премиум, емкостью 0,5 литра в количестве -1 бутылки; настойка «Клюквенная» Финляндия емкостью 0,5 литра в количестве -1 бутылки; водка «Путинка» классическая, емкостью 0,5 литра в количестве - 1 бутылки; водка «Путинка» ограниченная партия , емкостью 0,75 литра в количестве -3 бутылок; водка «Русский бриллиант» премиум, емкостью 0,05 литра в количестве -1 бутылки ; водка «Парламент» классик, емкостью 0,5 литра в количестве 1 бутылки конфискована.
В апелляционной жалобе ООО «Фирма «Арка» просит решение суда отменить, как вынесенное необоснованно и принять решение об отказе в удовлетворении заявления МИФНС РФ №9 по Волгоградской области о привлечении ООО «Фирма «Арка» к административной ответственности .
МИФНС РФ №9 по Волгоградской области считает необоснованными доводы заявителя и просит апелляционную жалобу заявителя оставить без удовлетворения. Считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании объявлялся перерыв 21.12.06 до 8.45 час. 22.12.06; по окончании перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела , оценив доводы и возражения по апелляционной жалобе суд апелляционной инстанции считает доводы заявителя апелляционной жалобы необоснованными , а обжалуемое решение суда 1-й инстанции - не подлежащим изменению .
Как следует из материалов дела, 19.10.06 . МИФНС РФ №9 проведена проверка пиццерии расположенной по адресу : <...> принадлежащей ООО «Фирма Арка» по вопросам соблюдения требований ФЗ от 22.11.95 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» , Постановления Правительства РФ №864 от 31.12.05 «Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.06 N 379).
По результатам проведенной проверки установлено, что ООО «Фирма Арка» предлагалась к реализации алкогольная продукция : водка «Русский бриллиант» особая премиум, емкостью 0,5 литра в количестве -1 бутылки; настойка «Клюквенная» Финляндия емкостью 0,5 литра в количестве -1 бутылки; водка «Путинка» классическая, емкостью 0,5 литра в количестве - 1 бутылки; водка «Путинка» ограниченная партия , емкостью 0,75 литра в количестве -3 бутылок; водка «Русский бриллиант» премиум, емкостью 0,05 литра в количестве -1 бутылки; водка «Парламент» классик, емкостью 0,5 литра в количестве 1 бутылки без надлежащим образом оформленных товарно- транспортных накладных и грузовых таможенных деклараций. В разделе «Б» справок к ТТН И ГТД отсутствует печать предприятия и подпись должностного лица организации-покупателя , что является нарушением ФЗ от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» , п.5 Постановления Правительства РФ №864 от 31.12.2005г. «Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 379) и «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 №55.
По факту проверки МИФНС РФ №9 по Волгоградской области оформлен акт проверки от 19.10.2006г. №383 , а 20.10.06 в отношении ООО «Фирма Арка» составлен протокол об административном правонарушении №002060 по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, с изъятием указанной алкогольной продукции и передачей ее обществу на ответственное хранение.
Факт отсутствия на момент проверки на указанную алкогольную продукцию надлежащим образом оформленных товаросопроводительных документов ответчиком не оспаривается .
С учетом ст. 10.2 и п. 1 ст. 26 ФЗ РФ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", и ч.2 ст. 16 КоАП РФ отсутствие у ответчика надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным на предлагаемую к реализации продукцию является основанием для привлечения к административной ответственности. Нарушение указанных норм закона, а также требований Постановления Правительства РФ №864 от 31.12.2005г «Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на
этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 379) и «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 №55 вменялось в вину предпринимателю, согласно представленному протоколу об административном правонарушении . С учетом указанных обстоятельств административный орган правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ .
Удовлетворяя заявленные требований , суд 1-й инстанции исходил из того, что факт совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и вина правонарушителя доказаны.
Апелляционная коллегия полагает, что данные выводы являются обоснованными и соответствующими установленным судом фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, поставка или розничная продажа алкогольной или спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без справки к товарно-транспортной накладной влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальный размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Диспозицией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ охватывается не только отсутствие справки к товаротранспортной накладной, но и ее ненадлежащее оформление. Розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов означает, что продавец имеет соответствующие документы на алкогольную продукцию, но документы ненадлежаще оформлены , что также следует квалифицировать по признакам правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.16 КоАП РФ .
Судом 1-й инстанции обоснованно установлено, что в ходе проверки при реализации алкогольной продукции ответчиком не были представлены надлежащим образом оформленные справки к товарно-транспортным накладным, а именно: в разделе «Б» справок отсутствовали печать и подпись ответчика .
С учетом всех обстоятельств дела суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы заявителя апелляционной жалобы ООО «Фирма Арка» относительно того, что материалами дела не доказан факт реализации указанной алкогольной продукции, в отношении которой отсутствовали надлежащим образом заверенные товаротранспортные документы (раздел «Б») , в связи с чем отсутствует состав правонарушения.
Состав вменяемого в вину ответчику нарушения образует не только факт непосредственной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов , но и предложение указанной продукции к реализации, что в данном случае подтверждено и нарушителем не опровергнуто .
Данный вывод суда подтвержден материалами проверки , в том числе актом проверки от 19.10.06; протоколами изъятия, ареста, осмотра от 19.10.06, подписанными представителем ответчика без замечаний и возражений ; объяснением должностного лица от 19.10.06; протоколом об административном правонарушении от 20.10.06 .
Так, согласно протоколу ареста от 19.10.06 и акту проверки от 19.10.06 указанная и подробно поименованная алкогольная продукция в ходе проведения проверки была снята с реализации. Указанные документы подписаны без каких-либо возражений работником ООО «Фирма Арка».
В отзыве на заявление ( л.д21) за подписью руководителя общества, ООО «Фирма
Арка» также признавало факт предложения указанной алкогольной продукции к реализации и нахождение ее в обороте, ссылаясь лишь на наличие иной документации , подтверждающей легальность ее оборота, а также на незамедлительное устранение имевшего место нарушение и его малозначительность.
Последующее изменение позиции в апелляционной инстанции суд оценивает критически: как попытку уйти от ответственности.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.95 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот указанной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками.
Статьей 10 названного Закона установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).
В силу п. 2 нормы Закона этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно п. 2 статьи, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные настоящей статьей.
Являющиеся товаросопроводительными документами справки, прилагаемые к ТТН на момент проверки были оформлены ненадлежащим образом: без заполнения всех необходимых реквизитов , а именно: в разделе «Б» справок отсутствовали печать и подпись ответчика . Факт допущенного нарушения и его обстоятельства отражены в материалах проверки .
Ссылка суда 1-й инстанции в том числе и на нарушение обществом требований Постановления Правительства РФ №1019 от 15.08.97 сама по себе не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и являющимся основанием для освобождения нарушителя от административной ответственности при доказанности факта совершения административного правонарушения.
Форма справки к ТТН ранее была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 №1019, утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 31.12.05 №864. При этом, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 31.12.05 №864 не исключено такое требование к оформлению справки к ТТН, как обязательность указания в разделе «Б» справок печати и подписи покупателя.
В протоколе об административном правонарушении указано на нарушение ответчиком ст.ст.16, 26 Закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.95 ; Постановления Правительства РФ от 31.12.05 №864 « О справке к ТТН…» ; Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 №55 .
Согласно Постановления №864 от 31.12.05,справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции (в ред. Постановления от 16.06.06 . №379). Раздел "Б" справки содержит характеристики и параметры, аналогичные указанным в ТТН.
Согласно п.5 Постановления РФ при каждой последующей реализации продукции организацией- продавцом заполняется раздел «Б» справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела «Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
В статье 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен перечень документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции. К таким документам, в частности, относится справка, прилагаемая к товаротранспортной накладной. Постановление Правительства РФ №865 принято во исполнение п.3 ст. 10.2 ФЗ от 22.11.95 №171-ФЗ в редакции ФЗ от 21.07.05 №102-ФЗ и оно не отменяет требований указанного закона.
Справка к ТТН на алкогольную продукцию обеспечивает возможность государства, в лице его органов, контролировать продажу алкогольной продукции и проследить ее прохождение от производителя к каждому последующему оптовому покупателю. Ненадлежащее заполнение раздела "Б" справки усложняет такой контроль.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.06 №80, Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 №987, утратили силу, в то время как Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 №55, дополнены новым разделом XIX, регулирующим особенности продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 139 раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь товаротранспортную накладную; копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемую к товаротранспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 Общих положений действующих правил продажи отдельных видов товаров, регулирующим в том числе и порядок продажи алкогольной продукции, предусмотрена обязанность продавца при продаже товаров доводить до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащимися по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Таким образом, при осуществлении розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, продавец обязан по первому требованию предоставить документы подтверждающие легальность и качественность производства и обороталкогольной продукции , подтверждаемые только совокупностью необходимых документов, требуемых указанным Перечнем.
При таких обстоятельствах указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение ответчиком ст.ст.16, 26 Закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.95 ; Постановления Правительства РФ от 31.12.05 №864 ; Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 №55 является обоснованным .
Существенных нарушений процессуального порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о проведении проверки в отсутствие законного представителя общества несостоятельна . В силу требований ст. 182 п.1 ГК РФ, в данном случае работники юридического лица ( в т.ч.продавцы) совершают торговые операции от имени юридического лица и являются его представителем.
Ссылки на то обстоятельство, что суд 1-й инстанции не учел при рассмотрении дела объяснения общества, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 20.10.06 , не могут повлиять на выводы суда, поскольку суд дал надлежащую оценку данным объяснением, указав на несостоятельность возражений нарушителя об отсутствии умысла и состава административного правонарушения , а также учел ссылки общества на отсутствие таких замечаний ранее .
Доводы о том, что в поручении на проведении проверки отсутствует наименование проверяемого объекта также не могут являться основанием к освобождению от ответственности , как не основанные на законе.
Обоснованно, со ссылкой на п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 отклонены ссылки общества на малозначительность совершенного правонарушения и сделан правильный вывод об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, а правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений . При назначении наказания суд учел требования п.2 ст.4.1 КоАП РФ и фактические обстоятельства дела и назначил минимальное наказание по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным .
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции.
П О С Т А Н О В И Л :
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения , а решение суда 1-й инстанции от 27.11.06 - без изменения
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в 2-х месячный срок.
Председательствующий Т.А. Загоруйко
Судьи Е.С.Пятернина
Н.В.Дашкова