ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции арбитражного суда Волгоградской области по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражного суда, не вступивших в законную силу
г. Волгоград Дело №А12-18697/06-с15-5/41
13 апреля 2007г.
Резолютивная часть постановления оглашена 06.04.2007г. Полный текст постановления изготовлен 13.04.2007г.
Апелляционная коллегия Арбитражного суда Волгоградской области в составе: председательствующего Дашковой Н.В.,
судей Пятерниной Е.С., Загоруйко Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дашковой Н.В.,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры – Балычева А.С, служ. Удостоверение №115726 от 03.07.2006г.;
от Муниципального образования Быковский район- извещено, представитель в с/з не прибыл,
от ответчиков:
- Администрация Быковского муниципального р-на по Волгоградской области- Молчанов Н.И., по доверенности от 12.03.2007г.;
- Администрация городского округа г.Волжский- Воробьева М.А., по доверенности №159Д от 29.12.2006г.;
- Волжская городская Дума – Коблева Е.Н., по доверенности №3417П от 26.12.2006г.;
от 3-их лиц:
- Быковская районная Дума- Рассохин А.И., по доверенности от 29.12.2006г.;
- МУП «Волжские межрайонные электрические сети»- Касьян Д.Е., по доверенности №01/757 от 12.03.2007г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Прокуратуры Волгоградской области, Волжской городской Думы, Администрации городского округа- г.Волжский,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2007г. (судья Середа Н.Н.), по делу по иску
Первого заместителя прокурора Волгоградской области,
в интересах муниципального образования «Быковский район», в лице главы Администрации Быковского муниципального района Волгоградской области,
к Администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области, Волжской городской Думе,
о признании незаконными действий, недействительным ненормативного акта,
с привлечением к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Волжские межрайонные электрические сети», Быковская районная Дума,
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ заявленных требований), в интересах муниципального образования «Быковский район», в лице главы Администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, к Администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области, Волжской городской Думе
- о признании незаконными действий администрации Быковского района Волгоградской области по передаче 21 объекта энергоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Быковского района,
- о признании недействительным Постановления Волжской городской Думы от
24.08.2005г. № 144/11 «О приеме имущества из муниципальной собственности р.п. Быково Волгоградской области в муниципальную собственность города Волжского»,
- обязании администрации муниципального образования г. Волжский возвратить в собственность Быковского муниципального района 21 объекта энергоснабжения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, к участию в деле привлечены Быковская районная Дума и МУП «Волжские межрайонные электрические сети»
Решением от 19.01.2007г., с учетом определения от 29.01.2007г. об исправлении опечатки, арбитражный суд Волгоградской области:
признал незаконными действия Администрации Быковского района Волгоградское области по передаче 21 объектов энергоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Быковского района, в муниципальную собственность г. Волжского;
признал недействительным Постановления Волжской городской Думы от 24.08.2005г. № 144/11 «О приеме имущества из муниципальной собственности р.п. Быково Волгоградской области в муниципальную собственность города Волжского», как не соответствующих положения]у ст. ст. 15, 19, 29 Федерального закона № 154-ФЗ от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу Быковского района, Порядку управления и распоряжения муниципальной собственность Быковского района Волгоградской области.
В остальной части исковых требований отказал.
Не согласившись с данным решением суда, в части отказа в удовлетворении требования о возврате администрацией муниципального образования г.Волжский в собственность Быковского муниципального района 21 объекта энергоснабжения, прокуратура обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение в указанное части отменить, как незаконное и необоснованное, и новым судебным актом в этой части заявленные требования удовлетворить.
Жалоба истца мотивирована тем, что неправильное истолкование судом норм права привело к ошибочному выводу о том, что у администрации городского округа г.Волжский спорное имущество в непосредственном пользовании и владении не находится и, следовательно, не может быть у него истребовано.
Ошибочность данного вывода, как полагает заявитель жалобы, обусловлена тем, что, в силу п.1 ст.11 ГК РФ, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Любое судебное решение, исходя из задач арбитражного судопроизводства, должно служить целям восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
Отказывая прокуратуре области в удовлетворении иска в части возврата имущества в собственность Быковского района, суд, по мнению прокуратуры, не восстановил нарушенные права истца, что лишает муниципальное образование Быковского района возможности распоряжаться имуществом по своему усмотрению.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные им в обоснование своей жалобы и, отмечая законность и обоснованность решения суда, в части удовлетворения требования о признании незаконными действий администрации Быковского района Волгоградской области по передаче 21 объекта энергоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Быковского района, в муниципальную собственность г. Волжского и о признании недействительным Постановления Волжской городской Думы от 24.08.2005г. № 144/11 «О приеме имущества из муниципальной собственности р.п. Быково Волгоградской области в муниципальную собственность города Волжского», настаивает на отмене решения в части отказа в удовлетворении требования о возврате администрацией муниципального образования г.Волжский в собственность Быковского муниципального района 21 объекта энергоснабжения и удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик- Администрация Быковского муниципального района Волгоградской области, согласно представленному отзыву и позиции его представителя в судебном заседании, поддерживает доводы заявителя данной апелляционной жалобы. Считает ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Ответчик- Администрация городского округа- г.Волжский, считая правильным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части возврата соответствующего имущества в собственность Быковского муниципального района, не согласился с решением, в части, удовлетворяющей исковые требования, и, в свою очередь, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в указанной части, как незаконное, необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, и новым судебным актом отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик- Волжская городская Дума- также обратился с апелляционной жалобой на принятое по настоящему делу решение, согласно которой, обжалует его в части признания недействительным Постановления Волжской городской Думы №144/11 от 24.08.2005г. Жалоба мотивирована тем, что в данной части решение суда является незаконным, поскольку принято с нарушением норм материального и процессуального права, по неполно исследованным документам и обстоятельствам дела.
По результатам рассмотрения данной жалобы, Волжская городская Дума просит решение суда в обжалуемой ею части отменить и в удовлетворении требований о признании недействительным ее постановления отказать. В остальной части решение суда названным ответчиком не обжалуется.
В судебном заседании представители ответчиков, обратившихся с апелляционными жалобами, поддержали доводы своих жалоб, просят их удовлетворить. В удовлетворении апелляционной жалобы прокуратуры просят отказать, ввиду несостоятельности приведенных в ней доводов.
3-е лицо- МУП ВМЭС, согласно представленным отзывам на жалобы, поддержанным его представителем в судебном заседании, считает апелляционные жалобы ответчиков подлежащими удовлетворению.
Прокуратура Волгоградской области, муниципальное образование Быковский район, в лице главы Быковского муниципального района, Администрация Быковского муниципального района и Быковская районная Дума, согласно представленным отзывам и заявлению, позиции соответствующих представителей в судебном заседании, с апелляционными жалобами ответчиков не согласны, просят ставить их без удовлетворения.
Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, в соответствии с п.5 ст.268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения по данному делу в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, выслушав мнение представителей сторон и 3-х лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и возражений (отзывов) на них, проанализировав в совокупности обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, ранее действовавший глава администрации Быковского района 9.06.04г., 29.07.04г., 14.12.04г., обратился в Управление муниципальным имуществом Администрации г. Волжского с письмами, в которых содержалась просьба о принятии из муниципальной собственности Быковского района к муниципальную собственность г. Волжского 21 объекта энергоснабжения. Также 30.05.05г. он обратился с письмом в МУП «ВМЭС» о принятии в безвозмездное пользование указанных объектов (т.1 л.д.19-21,т.2л.д. 43,44).
Волжская городская Дума, рассмотрев подготовленный администрацией г. Волжского пакет документов по указанному вопросу, 24.08.05г. приняла постановление № 144/11 «О приеме имущества из муниципальной собственности р.п. Быково Волгоградской области в муниципальную собственность г. Волжского 21 объекта энергоснабжения общей балансовой стоимостью 2 860 722 рубля, обязав Администрацию г. Волжского передать имущество в хозяйственное ведение МУП «ВМЭС» (т.1 л.д.18).
Во исполнение указанного постановления и постановления Администрации г. Волжского от 14.09.05г. № 3539, приказом МУП «ВМЭС» от 17.11.05г. № 250 спорное имущество поставлено на учет (т.1 л.д.25-28).
Впоследствии, на основании приказа Управления муниципальным имуществом Администрации г. Волжского от 7.04.06г. № 63р, все объекты энергоснабжения переданы МУП «ВМЭС» в хозяйственное ведение, с последним 2.05.06г. заключен соответствующий договор с передачей имущества по акту приема-передачи от 2.05.06г. (т.2 л.д.67-97).
Удовлетворяя требования Прокуратуры области, действующей в интересах муниципального образований Быковский район, в лице главы Быковского муниципального района, суд правильно применил нормы материального права и правомерно исходил из следующего:
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону иди иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).
В обоснование заявленных требований прокурор и истец указали, что ответчиками нарушены положения ст. ст. 15, 19, 29 Федерального закона № 154-ФЗ от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего на момент осуществления оспариваемых действия и принятия оспариваемого постановления, положения Устава Быковского района Волгоградской области, Порядка управления и распоряжения муниципальной собственность Быковского района Волгоградской области.
Оспариваемыми действиями и ненормативным актом нарушены права муниципального образования - Быковский район, который не имеет возможности распоряжаться своей собственностью.
Доводы прокуратуры и истца суд правомерно счел обоснованными, поскольку, в соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 154-ФЗ от 28.08.1995г.), в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся, в том числе вопросы установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Данное положение закреплено также в п.6 ч.1 ст. 10 Устава Быковского района, и сохранено в п.3 ст. 46 Устава района, в редакции от 15.06.05г. (т.1 л.д.43, 94).
Такой Порядок утвержден решением Быковской районной Думы от 28.04.99г. №16/136. Согласно разделу 5 Порядка, органами, уполномоченными на совершение действий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью являются Администрация Быковского района, Быковская районная Дума, Комитет по управлению государственным и муниципальным имуществом Быковского района, что свидетельствует об отсутствии таких полномочий непосредственно у главы администрации района.
Как видно из материалов дела, в соответствии с п. 4.2. Порядка, в целях исполнения настоящего Порядка, иных правовых актов, принимаемых районной Думой в сфере распоряжения муниципальной собственностью, издаются постановления и распоряжения администрацией Быковского района (т.1 л.д.31).
Необходимость принятия правового акта при решении вопроса о распоряжении муниципальной собственностью предусмотрена и ст. 19 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 154-ФЗ от 28.08.1995г.).
Вместе с тем, как установлено судом, в данном случае какой-либо правовой акт по распоряжению 21 объектом энергоснабжения, находящимся в муниципальной собственности района, главой администрации Быковского района не принимался, имущество передано в муниципальную собственность другого муниципального образования лишь по письмам главы администрации, что свидетельствует о превышении главой администрации своих полномочий, предоставленные ему федеральным законом, Уставом района, и, соответственно, о незаконности его действий.
Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности Быковского района, спорное имущество на момент его передачи в муниципальную собственность г. Волжского являлось собственность Быковского района (т.1 л.д.91-93).
В соответствии с п.3 ст. 29 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 154-ФЗ от 28.08.1995г.), органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Указанная норма предусмотрена и Уставом района (п.4 ст. 45 Устава 1997г., ст. 46 Устава 2005г.). При этом, Устав района не предусматривает такого способа распоряжения муниципальной собственность как безвозмездная передача муниципальной собственности в муниципальную собственность иного муниципального образования.
Как предусмотрено ст. 218 ГК РФ, одним из оснований приобретения права собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1.6. ст. 4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Волжского, основанием приобретения права муниципальной собственности являются иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Как установлено судом, какая-либо сделка между муниципальными образованиями Быковский район и г. Волжский по передаче спорного имущества не заключалась.
В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу, что Постановление Волжской городской Думы от 24.08.05г. № 144/11 принято как с нарушением действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения прав собственности на имущество, так и собственного Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Волжского.
При таких обстоятельствах, с учетом изначально незаконных действий главы Администрации Быковского района по передаче 21 объекта муниципальной собственности Быковского района, оспариваемое Постановление Волжской городской Думы от 24.08.2005г. № 144/11 «О приеме имущества из муниципальной собственности р.п. Быково Волгоградской области в муниципальную собственность города Волжского» также является недействительным.
Оспариваемым действиями и постановлением нарушены права истца, который не на законных основаниях лишен своей собственности, вследствие чего не имеет возможности распоряжаться ею по своему усмотрению с целью получения экономической выгоды для муниципального образования.
При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения требования прокуратуры области как в части признания незаконными действия Администрации Быковского района Волгоградское области по передаче 21 объектов энергоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Быковского района, в муниципальную собственность г. Волжского, так и в части признания недействительным Постановления Волжской городской Думы от 24.08.2005г. № 144/11 «О приеме имущества из муниципальной собственности р.п. Быково Волгоградской области в муниципальную собственность города Волжского», как не соответствующих положения]у ст. ст. 15, 19, 29 Федерального закона № 154-ФЗ от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу Быковского района, Порядку управления и распоряжения муниципальной собственность Быковского района Волгоградской области, является правомерным и обоснованным.
Соответственно, основания для отмены решения суда в данной части и удовлетворения апелляционных жалоб ответчиков у апелляционной коллегии отсутствуют.
Вместе с тем, у коллегии отсутствуют основания и для удовлетворения апелляционной жалобы прокуратуры области, настаивающей на отмене решения суда в обжалуемой ею части.
Проверяя законность и обоснованность обжалуемого решения в данной части, судебная коллегия установила, что решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным и в части отказа в удовлетворении требования об обязании администрации муниципального образования г. Волжский возвратить в собственность Быковского муниципального района 21 объекта энергоснабжения.
Как видно из материалов дела и содержания обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции правильно отметил, что, по существу, прокурором заявлены требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Однако, такие требования могут быть заявлены лишь к лицу, которое фактически владеет этим имуществом.
В данном случае спорное имущество находится в пользовании МУП «ВМЭС», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица. Непосредственно к нему указанные требования не предъявлялись. У Администрации городского округа г. Волжский спорное имущество в непосредственном пользовании и владении не находится. Следовательно, данное имущество не может быть у него истребовано.
Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
В силу ст.301 ГК РФ, право истребования имущества из чужого незаконного владения предоставлено собственнику этого имущества.
Кроме того, как правильно отметил суд, МУП «ВМЭС» пользуется имуществом на основании договора о передаче имущества в хозяйственное ведение. Данная сделка является оспоримой.
Вместе с тем в установленном судебном порядке указанный договор никем не оспорен и недействительным не признан. Это обстоятельство также является основанием для отказа в удовлетворении требований об истребовании имущества.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судебный акт судом первой инстанции принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, их надлежащей оценке и правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, суд не допустил.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что решение, принятое по делу №А12-18697/06-с15, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 258, 268-272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Апелляционные жалобы Прокуратуры Волгоградской области, Волжской городской Думы, Администрации городского округа- г.Волжский оставить без удовлетворения, Решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2007г., принятое по делу №А12-18697/06-с15, - без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в кассационную коллегию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Председательствующий Н.В. Дашкова
Судьи Т.А.Загоруйко
Е.С.Пятернина