ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-19273/2023 от 12.02.2024 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-19273/2023

15 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 12.02.2024 года.

Полный текст постановления изготовлен – 15.02.2024 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,

судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бессоновой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета строительства Волгоградской области, Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2023 года по делу №А12-19273/2023 (судья Кострова Л.В.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» (400007, <...>, оф. 4.2, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

третьи лица: Комитет строительства Волгоградской области (400066, <...>, каб. 247, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Комитет финансов Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Акционерное общество «Волгоградские межрайонные электрические сети» (400017, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

об оспаривании представления,

при участии в судебном заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» – ФИО1, представитель по доверенности от 25.12.2023 года
№ 51/2023 (срок доверенности до 31.12.2024 года), имеет высшее юридическое образование; ФИО2, представитель по доверенности от 25.12.2023 года
№ 52/2023 (срок доверенности до 31.12.2024 года), имеет высшее юридическое образование;

от Комитета строительства Волгоградской области – ФИО3, представитель по доверенности от 12.01.2023 года № 3 (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование;

от Управления Федерального казначейства по Волгоградской области – ФИО4, представитель по доверенности от 29.12.2021 № 29-18-70/33 (срок доверенности до 31.12.2024), имеет высшее юридическое образование.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» (далее – ООО «СЗ «Стройф», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 22.05.2023 №29-22-10/04.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Комитет строительства Волгоградской области и Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» не согласились с решением суда первой инстанции, обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт, которым заявленные Обществом требования удовлетворить в полном объеме.

Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области (далее – УФК по Волгоградской области, Управление) в порядке ст. 262 АПК РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 16.01.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления от 06.02.2023 № 66-ОД «О назначении плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» и на основании пункта 1 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Волгоградской области на 2023 год, утвержденного 27 декабря 2022 г. в отношении ООО «СЗ «Стройф» проведена выездная проверка исполнения соглашений о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (идентификатор контрольного мероприятия: 2023-ПВ.001.1001-2900.007) за период с 1 января 2022 г. по истекший период 2023 года.

В ходе указанного контрольного мероприятия УФК по Волгоградской области было выявлено, что Обществом в 2022 году необоснованно получена из областного бюджета субсидия в целях возмещения затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, в части технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта капитального строительства <...> в сумме 57 839 960,00 рублей при отсутствии фактически произведенных ООО «СЗ «Стройф» затрат на подключение (технологическое присоединение).

В целях устранения выявленного нарушения, ООО «СЗ «Стройф» Управлением 22.05.2023 выдано представление № 29-22-10/04, в соответствии с требованиями которого, Обществу необходимо в срок до 7 августа 2023 года (включительно) обеспечить возврат средств в сумме 57 839 960,00 рублей в бюджет Волгоградской области.

Считая названное представление УФК по Волгоградской области от 22.05.2023 № 29-22-10/04 незаконным, Общество обратилось в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.4 Порядка от 29.09.2022 № 579-п, пунктов 1.1.1 раздела I, 2.1 раздела II, 3.1 раздела III Соглашения от 29.11.2022 № 16 Обществом в 2022 году необоснованно получена из областного бюджета субсидия в сумме 57 839 960,00 рублей при отсутствии фактически произведенных затрат на подключение (технологическое присоединение).

Названные выводу суда первой инстанции судебная коллегия считает обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189 средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, подлежат использованию, в том числе, по следующему направлению - технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 17.11.2021 № 634-п утвержден Детализированный перечень мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурных проектов Волгоградской области, отобранных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».

В соответствии с Детализированным перечнем мероприятий от 17.11.2021 № 634-п (в ред. от 28.11.2022), по одному мероприятию - Технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта капитального строительства <...> - установлен срок реализации - 2022 год.

В соответствии с частью 19 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2021 № 384-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022году», статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», от 14.07.2021 № 1189, от 14.07.2021 № 1190 «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов», постановлениями Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 № 46-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области», постановлением Администрации Волгоградской области от 29.09.2022 № 579-п утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидии юридическим лицам на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 29.09.2022 № 579-п внесены изменения в постановление Администрации Волгоградской области от 27.07.2022 № 453-п «Об установлении дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета в 2022 году без внесения изменений в Закон Волгоградской области от 08 декабря 2021 г. № 124-ОД «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», о внесении изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета и перераспределении бюджетных ассигнований», заменив в абзаце седьмом пункта 2 слова «на финансовое обеспечение затрат» словами «на возмещение затрат».

Судом первой инстанции правомерно отмечено, что Порядок от 29.09.2022 № 579-п определяет процедуру предоставления из областного бюджета субсидии юридическим лицам на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Согласно пункту 1.2 Порядка от 29.09.2022 № 579-п получателями субсидии являются юридические лица - коммерческие организации, не являющиеся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Волгоградской области, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство многоквартирных домов.

Согласно пункту 1.4 Порядка от 29,09.2022 № 579-п субсидии предоставляются в целях возмещения затрат (части затрат), произведенных юридическими лицами на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро- и (или) газоснабжения, в рамках реализации мероприятий, включенных в Детализированный перечень мероприятий от 17.11.2021 № 634нп.

Согласно пункту 1.5 Порядка от 29.09.2022 № 579-п субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

В соответствии с Порядком от 29.09.2022 № 579-п главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидии, является Комитет строительства Волгоградской области (далее – Комитет).

Из материалов дела следует, что в 2022 году ООО «СЗ «Стройф» для участия в отборе представлены в Комитет документы, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка от 29.09.2022 № 579-п:

- заявка на участие в отборе (исх. № 135 от 29.11.2022), включающая в том числе: наименование инфраструктурного проекта - «Комплексное развитие территории Тракторозаводского района Волгограда»;

- запрашиваемый размер субсидии на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов всего (тыс. рублей), в том числе по мероприятиям: Технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта капитального строительства <...> в сумме 57 839 960,00 рублей;

- значения результатов предоставления субсидии на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию, которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов: «Количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию» - 18 штук;

- сведения о соответствии ООО «СЗ «Стройф» требованиям подпункта 5 пункта 2.2 Порядка от 29.09.2022 № 579-п, и согласие на публикацию (размещение) на официальном сайте Комитета в составе портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о ООО «СЗ «Стройф», связанной с отбором;

- справка-расчет размера субсидии;

- заверенные генеральным директором ООО «СЗ «Стройф» копии заключенного Обществом с Акционерным обществом «Волгоградские межрайонные электрические сети» договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц и целях технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства), максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт (до 5 МВт включительно или увеличение менее чем на 5 МВт), в том числе по индивидуальному проекту) от 07.10.2022 № 134-1-22- 00668775 на сумму 57 839 966,76 рублей (далее - Договор об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775), протокола разногласий от 07.10.2022 к Договору об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775, платежных поручений от 27.10.2022 № 390 на сумму 10 000 000,00 рублей, от 15.11.2022 № 501 на сумму 10 000 000,00 рублей, от 23.11.2022 на сумму 37 839 966,76 рублей; план-график ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, строительство которых осуществляется на принадлежащих юридическим лицам земельных участках, которым предусмотрены следующие планируемые сроки ввода в эксплуатацию многоквартирных домов (год): 2022 - 0 шт., 2023 - 2 шт., 2024 - 4 шт., 2025 - 4 шт., 2026 - 4 шт., 2027 - 4 шт.; гарантия ООО «СЗ «Стройф» о выполнении обязательств о соблюдении плана графика содержащего год (годы) ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, предоставленного в составе заявки на участие в отборе юридических лиц для предоставления субсидии.

Согласно пункту 3.1 Порядка от 29.09.2022 № 579-п, условиями предоставления субсидии являются:

1) достижение юридическим лицом результата предоставления субсидии. Результатом предоставления субсидии является ввод в эксплуатацию всех многоквартирных домов по состоянию на 31 декабря последнего года, указанного в планеграфике;

2) представление юридическим лицом отчета о достижении значения результата предоставления субсидии и отчета о соблюдении плана-графика;

3) согласие юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Комитетом проверок соблюдения юридическим лицом порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверок органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

4) осуществление Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения субсидии, источником финансового обеспечения которой являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;

5) заключение между юридическим лицом и Комитетом Соглашения в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом Волгоградской области.

Обязательным условием, включаемым в Соглашение, является согласие юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Комитетом проверок соблюдения юридическим лицом порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверок органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

6) соблюдение юридическим лицом плана-графика.

Проведенной проверкой наличия договоров (соглашений) на компенсацию произведенных затрат и соблюдение их условий установлено следующее.

В ходе проверки установлено, что в 2022 году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Волгоградской области от 08.12.2021 № 124-ОД «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Порядком от 29.09.2022 № 579-п Комитет и ООО «СЗ «Стройф» заключили соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов от 29.11.2022 № 16 (далее - Соглашение от 29.11.2022 № 16).

Предметом Соглашения от 29.11.2022 № 16 является предоставление из областного бюджета в 2022 году субсидии в целях возмещения затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - субсидия), в части технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта капитального строительства <...> (пункт 1.1.1 раздела I Соглашения от 29.11.2022 № 16).

Согласно пункту 2.1 раздела II Соглашения от 29.11.2022 № 16 субсидия предоставляется ООО «СЗ «Стройф» на цели, указанные в разделе I Соглашения от 29.11.2022 № 16.

Согласно разделу II Соглашения от 29.11.2022 № 16 субсидия предоставляется ООО «СЗ «Стройф» в 2022 году в размере 57 839 960 (пятьдесят семь миллионов восемьсот тридцать девять тысяч девятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Комитету по коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - код БК) БК 0502 59 5 01 98020 811 285.

Согласно пункту 3.1 раздела III Соглашения от 29.11.2022 № 16 субсидия предоставляется в соответствии с Порядком от 29.09.2022 № 579-п на цели, указанные в разделе I Соглашения от 29.11.2022 № 16.

В соответствии с разделом III Соглашения от 29.11.2022 № 16 условиями предоставления субсидии являются:

- достижение ООО «СЗ «Стройф» результата предоставления субсидии;

- предоставление ООО «СЗ «Стройф» отчета о достижении значения результата предоставления субсидии и отчета о соблюдении плана-графика, содержащего год (годы) ввода многоквартирных домов, строительство которых осуществляется на принадлежащих юридическим лицам земельных участках (далее - План-график);

- согласие ООО «СЗ «Стройф» на осуществление Комитетом проверок соблюдения ООО «СЗ «Стройф» порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверок органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- осуществление Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства бюджетного кредита, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов; заключение Комитетом и ООО «СЗ «Стройф» Соглашения от 29.11.2022 № 16 в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом Волгоградской области;

- согласие ООО «СЗ «Стройф» на согласование им новых условий Соглашения от 29.11.2022 № 16 или на расторжение Соглашения от 29.11.2022 № 16 при не достижении согласия по новым условиям, в случае уменьшения Комитету ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в Соглашении от 29.11.2022 № 16;

- выражение согласия ООО «СЗ «Стройф» на принятие условий предоставления субсидии, перечисленных в пунктах 3.2.3 и 3.2.6 Соглашения от 29.11.2022 № 16, осуществляется путем подписания Соглашения от 29.11.2022 № 16;

- субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные пунктом 1.1 Соглашения от 29.11.2022 № 16.

Согласно разделу IV Соглашения от 29.11.2022 № 16 ООО «СЗ «Стройф» обязуется:

- обеспечить достижение значения результата предоставления субсидии;

- направлять субсидию на цели, определяемые Порядком от 29.09.2022 № 579-п и Соглашением от 29.11.2022 № 16;

- обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных Соглашением от 29.11.2022 № 16 и Порядком от 29.09.2022 № 579-п;

- соблюдать План-график, указанный в приложении № 2 к Соглашению от 29.11.2022 № 16, являющему его неотъемлемой частью;

- вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии;

представлять Комитету:

- отчет о достижении значения результата не позднее 01 апреля года, следующего за годом ввода в эксплуатацию последнего многоквартирного дома, но не позднее 15 года, следующего за годом предоставления субсидии;

- отчет о соблюдении Плана-графика ежегодно не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным;

- направлять по запросу Комитета, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением условий и порядка предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.2.1 Соглашения от 29.11.2022 № 16, в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса;

- в случае получения от Комитета требования в соответствии с пунктом 4.1.5 Соглашения от 29.11.2022 № 16 возвращать в областной бюджет субсидию (часть субсидии) в размере и в сроки, определенные в указанном требовании; обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых Комитету, в соответствии с Соглашением от 29.11.2022 № 16.

В приложении № 1 к Соглашению от 29.11.2022 № 16 установлено следующее значение результата предоставления субсидии: «Ввод в эксплуатацию многоквартирных домов в рамках инфраструктурного проекта «Комплексное развитие территории Тракторозаводского района Волгограда» в части технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта капитального строительства <...> не позднее 31.12.2027» в количестве 18 штук.

Планом-графиком, приведенным в приложении № 2 к Соглашению от 29.11.2022 № 16, установлены следующие планируемые сроки ввода в эксплуатацию многоквартирных домов (год): 2022 - 0 шт., 2023 - 2 шт., 2024 - 4 шт., 2025 - 4 шт., 2026 - 4 шт., 2027 - 4 шт.

В 2022 году в соответствии с условиями Соглашения от 29.11.2022 № 16 Комитетом на расчетный счет ООО «СЗ «Стройф» № <***>, открытый в Публичном акционерном обществе «Сбербанк России», Волгоградское отделение № 8621, по платежному поручению от 01.12.2023 № 955461 перечислены средства субсидии в сумме 57 839 960,00 рублей, что подтверждается представленной ООО «СЗ «Стройф» выпиской операций по лицевому счету № <***> за 1 декабря 2022 года.

Согласно пункту 1.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 (с учетом протокола разногласий к нему от 07.10.2022) Акционерное общество «Волгоградские межрайонные электрические сети» (далее - 9 Сетевая организация) принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств/объектов электросетевого хозяйства ООО «СЗ «Стройф» Многоэтажная жилая застройка (Многоквартирный дом), расположенных (которые будут располагаться) по адресу: 400017 Российская Федерация, Волгоградская обл., г, Волгоград, ул. Тракторостроителей, <...>, кадастровый номер присоединяемого объекта и (или) земельного участка на котором расположены (будут расположены) присоединяемые объекты: 34:34:010061:1155- 34:34:010061:8.

В соответствии с пунктом 1.2 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 точки присоединения, перечень мероприятий но технологическому присоединению и распределение обязанностей между Сторонами по их выполнению определены в Технических условиях.

Срок действия Технических условий составляет 2 года со дня заключения Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 (пункт 12 Технических условий).

Согласно пункту 1.3 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 Сторонами составляет не более 2 лет с даты заключения Договора от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775.

Согласно пункту 1.5 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 Стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по установленной законодательством форме не позднее 3 (трех) рабочих дней после осуществления Сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств ООО «СЗ «Стройф» к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности (этапа при поэтапном вводе).

Согласно пункту 3.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 размер платы за технологическое присоединение рассчитан по формуле, с применением стандартизированных тарифных ставок (ставок платы), утвержденных приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23.12.2021 № 42/2, и составляет 57 839 966,76 рублей, в том числе, НДС 9 639 994,46 рублей (20%).

В соответствии с пунктом 3.1.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 (с учетом протокола разногласий к нему от 07.10.2022) ООО «СЗ «Стройф» вносит плату за технологическое присоединение согласно пункту 3.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 в соответствие с графиком платежей:

1 этап - 10 000 000,00 рублей, в том числе НДС 20% не позднее 30.10.2022;

2 этап - 10 000 000,00 рублей, в том числе НДС 20% не позднее 31.12.2022;

3 этап - 37 839 966,76 рублей, в том числе НДС 20% не позднее 30.03.2023.

Согласно пункту 3.3 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 оплата по пункту 3.1.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 не зависит от стадии выполнения Сторонами Технических условий.

В 2022 году ООО «СЗ «Стройф» в рамках Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 перечислены Сетевой организации средства в общей сумме 57 839 966,76 рублей (платежные поручения от 27.10.2022 № 390 на сумму 10 000 000,00 рублей, от 15.11.2022 № 501 на сумму 10 000 000,00 рублей, от 23.11.2022 на сумму 37 839 966,76 рублей), что составляет 100% размера платы по Договору об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775.

Судом первой инстанции правомерно принято во внимание то, что акты об осуществлении технологического присоединения, оформленные в рамках Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775, Обществом ни в ходе проверки, ни суду не представлены.

В ходе контрольного мероприятия Общество представило Управлению информацию, что подключение объекта будет осуществляться в соответствии с договором о технологического присоединения к электрическим сетям от 07.10.2022 г. №134-1-22- 00668775, заключенным между ООО «СЗ «Стройф» и сетевой организацией АО «Волгоградский межрайонные электрические сети». Срок выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединения по настоящему договору составляет не более 2 лет с даты заключения договора.

Общество не оспаривает, что подписанные сторонами акты о подключении (технологическом присоединении) отсутствуют в связи с тем, что ввод объектов в эксплуатацию, не производился.

Таким образом, материалами дела подтверждают выводы Управления о том, что в рамках Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 Обществом в 2022 году произведена только предоплата сетевой организации работ по осуществлению технологического присоединения в сумме 57 839 966,76 рублей. Работы по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объектов по адресу: 400017 <...> в проверяемом периоде и на момент проведения контрольного мероприятия не осуществлены. По данным бухгалтерского учета Общества расходы по перечислению платы в рамках Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 в сумме 57 839 966,76 рублей отражены по дебету счета бухгалтерского учета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 за 01.01.2022 - 01.03.2023).

Согласно пункту 1.4 Порядка от 29.09.2022 № 579-п, субсидии предоставляются в целях возмещения затрат (части затрат), произведенных юридическими лицами на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро- и (или) газоснабжения, в рамках реализации мероприятий, включенных в Детализированный перечень мероприятий от 17.11.2021 № 634-п.

Также, в соответствии с пунктом 1.1.1 раздела I Соглашения от 29.11.2022 № 16 субсидия предоставляется в целях возмещения затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, в части технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта капитального строительства <...>.

Материалами проверки подтверждается, что средства субсидии перечислены объекту контроля в полном объеме 29.11.2022, при этом акты об осуществлении технологического присоединения, подлежащие оформлению в рамках Договора об осуществления технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 к проверке не представлены, сетевое подключение на дату завершения контрольного мероприятия (29.03.2023) не осуществлено.

Следовательно, Управление пришло к правильному выводу, что в рамках Договора об осуществления технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 ООО «СЗ «Стройф» в 2022 году произведено авансирование работ по осуществлению технологического присоединения в объеме 57 839 966,76 рублей.

Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в соответствии с пунктом 3 ПБУ 10/99 не признается расходами организации выбытие активов, в том числе в порядке предварительной оплаты материально производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, а также в виде авансов.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.4 Порядка от 29.09.2022 № 579-п, пунктов 1.1.1 раздела I, 2.1 раздела II, 3.1 раздела III Соглашения от 29.11.2022 № 16 Обществом в 2022 году необоснованно получена из областного бюджета субсидия в сумме 57 839 960,00 рублей при отсутствии фактически произведенных затрат на подключение (технологическое присоединение).

Доводы общества о соблюдении условий получения субсидии и неправомерности вынесения Управлением представления, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ.

Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.

Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.

Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.

При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем – Обществом с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.

Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 1500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату.

В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2023 года по делу № А12-19273/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную платежным поручением от 27.10.2023 № 2913 государственную пошлину в размере 1500 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий В.В. Землянникова

Судьи Ю.А. Комнатная

Е.В. Пузина