П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в
законную силу
г. Волгоград
28 февраля 2007 года Дело № А12-19612/06-С59-V47
Арбитражный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего: Аниськовой И.И.
судей: Костровой Л.В., Антоновой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Аниськовой И.И.
при участии в судебном заседании:
от истца: Думчев А.С. –доверенность от 10.01.07г.,
от ответчика: Горелик В.Б. –доверенность № 04/7 от 09.01.07г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО «Свит» (заявитель по делу)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 декабря 2006г.
по делу №А12-19612/06-с59 (судья Великородный С.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Свит» об оспаривании постановления Межрайонной Инспекции Федерального налоговой службы России № 10 по Волгоградской области № 034-60-047-06 от 10.11.06г. о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренного ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Свит» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит отменить постановление Межрайонной Инспекции Федерального налоговой службы России № 10 по Волгоградской области № 034-60-047-06 от 10.11.06г. о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренного ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 21 декабря 2006г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, ООО «Свит» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По правилам статьи 163 АПК РФ в судебном заседании обяъвлялся перерыв с 27.02.07г. по 28.02.07г.
Представитель ООО «Свит» в судебном заседании апелляционной инстанции наставил на удовлетворении жалобы.
Представитель МИ ФНС РФ № 10 с жалобой не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 21.12.06г. подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 26.10.2006г. № 549 Межрайонной Инспекцией Федерального налоговой службы № 10 по Волгоградской области проведена проверка соблюдения ООО «Свит» установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 02.10.06г. по 25.10.06г.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Свит» за указанный период осуществлялся оборот алкогольной продукции без внесения в «Журнал учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденного Приказом ФНС России от 17.08.2006г.№ ММ-3-07/534, данных о поступившей и поставленной алкогольной продукции. Данный Журнал зарегистрирован в налоговой инспекции 25.10.06г.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30.10.06г. № 18-14/1 (л.д. 12). Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 2.11.06г. № 034-60-ю -000047 в присутствии представителя ООО «Свит».
На основании составленного протокола руководителем Инспекции вынесено постановление № 034-60-047-06 от 10.11.06г. о ООО «Свит» к административной ответственности на основании статьи 14.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Свит» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях предпринимателя имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В решении суд указал, что обществом были нарушены положения п.4 ст. 14 ФЗ РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», п.4,9 Положения об учете объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006г. № 380, а так же положения, предусмотренные в Приказе ФНС от 17.08.2006г., в соответствии с которыми заявитель был обязан иметь «Журнал учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» с 03.10.06г. Однако, заявитель зарегистрировал Журнал в налоговом органе 25.10.06г.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что обществом был нарушен установленный порядок учета алкогольной продукции при их обороте, в связи с чем посчитал, что ООО «Свит» законно и обоснованно было привлечено к административной ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции на основании ст. 14.19 КоАП РФ.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
В постановлении о привлечении ООО «Свит» к административной ответственности № 034-60-047-06 от 10.11.06г. налоговым органом указано, что обществом было совершено правонарушение в виде нарушения п.4 ст. 14 Федерального закона РФ № 171-ФЗ от 22.11.95г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», выразившиеся в том, что данной организации за период со 2.10.06г. по 25.10.06г. не вносились сведения о поступившей и поставленной алкогольной продукции в «Журнал учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденного Приказом ФНС России от 17.08.2006г.№ ММ-3-07/534.
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона РФ № 171-ФЗ от 22.11.95г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливает правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
В статьей 2 данного закона указано, что оборот алкогольной продукции –это закупка, поставки, хранение и розничная продажа.
В ходе проверки было установлен, что ООО «Свит» осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции в соответствии с лицензией № А 611329, регистрационный номер, выданный Управлением ФНС России по Волгоградской области, срок действия от 23.05.06г. до 22.05.2011г.
Федеральным Законом от 21.07.2005г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими Вилу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» статьи 8 и 14 ФЗ РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» изложены в новой редакции.
Так, в пункте 2 статьи 8 данного закона в новой редакции предусмотрено, что основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнении положений данных норм закона Правительством Российской Федерации были изданы постановления от 28.04.2006г. № 253 и от 31.12.2005г. № 873, которыми утверждены «Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона РФ № 171-ФЗ от 22.11.95г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 21.07.05г. № 102-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Учет объема производства, оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона (п.2 ст. 14 Закона).
В пункте 4 данной статьи указано, что порядок учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2006г. № 380 утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 11 указанного Положения показатели, используемые для учета объема оборота (за исключением импорта и розничной продажи), фиксируются организацией, осуществляющей оборот (за исключением импорта и розничной продажи) и (или) использование для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема импорта и розничной продажи).
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2006г. № 380 Федеральной налоговой службе поручено в 2-х месячный срок утвердить форму журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральной налоговой службой был издан Приказ от 17.08.2006 года «Об утверждении формы Журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Данным приказом утвержден Порядок заполнения данного Журнала.
В абзаце 5 данного Порядка предусмотрено, что перед внесением первой записи журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации и заверен руководителем и главным бухгалтером организации, а так же начальником отдела территориального налогового органа по месту нахождения организации (или ее обособленного подразделения).
Однако, судебная коллегия считает, что данные положения Приказа ФНС России от 17.08.2006 года не подлежат применению, поскольку они противоречат статьям 8,14 Федерального закона РФ № 171-ФЗ от 22.11.95г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 21.07.05г. № 102-ФЗ), а так же пункту 11 Постановления Правительства РФ от 19.06.06г. № 380, которые предусматривают, что показатели, используемые для учете объема алкогольной продукции фиксируются организации, осуществляющей оборот алкогольной продукции в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащаются оборудование для учета объемов оборота алкогольной продукции.
Кроме того, абзац 5 Порядка заполнения данного Журнала, утвержденного Приказом ФНС России от 17.08.2006 года, так же входит в противоречие с положениями того же Порядка, изложенные в абзаце 9, в котором предусмотрено, что показатели учета объема алкогольной продукции фиксируются в Журнале с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
С учетом этого, апелляционная инстанция, считает, что в рассматриваемом случае подлежат применению статьи 8,14 Федерального закона РФ № 171-ФЗ от 22.11.95г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 21.07.05г. № 102-ФЗ), пункт11 Постановления Правительства РФ от 19.06.06г. № 380, как имеющие большую юридическую силу.
Принимается во внимание так же абзац 9 Порядка заполнения данного Журнала, утвержденного Приказом ФНС России от 17.08.2006 года.
Как указано в исковом заявлении, а так же следует из пояснений представителя ООО «Свит», на момент проверки в ООО «Свит» учет алкогольной продукции ведется с помощью автоматизированной системы единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), что свидетельствует о соблюдении обществом требований вышеуказанных нормативных актов. Предусмотренный действующим законодательством порядок учета алкогольной продукции при ее обороте ООО «Свит» не нарушены.
Следовательно, в действиях ООО «Свит» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.19 КоАП РФ, в связи с чем общество незаконно было привлечено к административной ответственности, поэтому постановление Межрайонной Инспекции Федерального налоговой службы России № 10 по Волгоградской области № 034-60-047-06 от 10.11.06г. полежит отмене, заявленные ООО «Свит» требования –удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия,
П О С Т А Н О В И Л :
Апелляционную жалобу ООО «Свит» удовлетворить.
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 декабря 2006г. по делу №А12-19612/06-с59 отменить.
Вынести новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной Инспекции Федерального налоговой службы России № 10 по Волгоградской области № 034-60-047-06 от 10.11.06г. о привлечении ООО «Свит» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб..
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий И.И. Аниськова
Судьи Л.А. Антонова
Л.В. Кострова