ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-20456/06 от 17.04.2007 АС Волгоградской области


                                                                арбитражный суд волгоградской области     

                             постановление

апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражного суда,  не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                                            17 апреля  2007  Дело № А12-  20456/06-С15  -5-46

Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе:

председательствующего:                 Загоруйко Т.А.    

судей:                                                 Пятерниной Е.С. ,  Дашковой Н.В.

при  ведении  протокола  судебного  заседания  судьей  Загоруйко Т.А .

при участии в судебном заседании:

от прокуратуры -  ФИО1 уд. №115976  от 14.02.06

от истца –     ФИО2, дов. б/н от 28.12.06г  

от ответчика – ФИО3, дов. № 05-ИД/88 от 15.09.06г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную  жалобу   администрации г.Волгограда

 на   решение арбитражного суда Волгоградской области от      26.01.07      по делу № А12- 20456/06-С15           принятое     судьей      Среда Н.Н.                                           

У С Т А Н О В И Л А:

Решением  суда   от   26.01.07    удовлетворены     требования    ООО «Ресторатор»  .   Признано недействительным  постановление администрации г. Волгограда от 6.12.06. № 3245 «Об отмене постановлений администрации Волгограда от 28 декабря 2004г. № 1986 «О предварительном согласовании места размещения объекта обществу с ограниченной ответственностью «Ресторатор», главы Волгограда от 3 августа 2006г. № 1804 «О предоставлении земельного участка для строительства объекта обществу с ограниченной ответственностью «Ресторатор», от 9 октября 2006г. № 2617 «О выдаче разрешения на строительство объекта» ,  как не соответствующее положениям ст. ст. 30, 31, 32, 46 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 51, 52 Градостроительного кодекса РФ.

                В апелляционной жалобе    заявитель     администрация г.Волгограда     просит   решение    суда         отменить     и      отказать в      удовлетворении    заявленных    требований     в  полном объеме     Полагает, что судом 1-й инстанции не дано надлежащей оценки    доводам   ответчика  ,   представленным доказательствам  и неправильно применены нормы материального     права. 

               Истец   просит    решение  суда      оставить без изменения, а  апелляционную  жалобу  - без удовлетворения. 

                Вступившая  в  процесс  в порядке  ч.5 ст. 52 АПК РФ  прокуратура Волгоградской области просит  апелляционную жалобу    администрации г.Волгограда  удовлетворить;   решение    суда         отменить     и      отказать в      удовлетворении    заявленных    требований     в  полном объеме . 

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы   и возражения   по    апелляционной  жалобе, суд апелляционной инстанции считает   необоснованными  доводы     заявителя    о       необходимости  отмены  обжалуемого    судебного акта суда 1-й  инстанции    и не усматривает оснований     для   удовлетворения  апелляционной  жалобы.    

              ООО «Ресторатор»  обратилось в  суд с  заявлением   о признании недействительным  постановления администрации г.Волгограда от 6.12.06. № 3245 «Об отмене постановлений администрации Волгограда от 28 декабря 2004г. № 1986 «О предварительном согласовании места размещения объекта обществу с ограниченной ответственностью «Ресторатор», главы Волгограда от 3 августа 2006г. № 1804 «О предоставлении земельного участка для строительства объекта обществу с ограниченной ответственностью «Ресторатор», от 9 октября 2006г. № 2617 «О выдаче разрешения на строительство объекта».  

         В обоснование заявленных требований  ссылается на несоответствие  оспариваемого  постановления  требованиям ст. ст. 30, 31, 32, 46 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 51, 52 Градостроительного кодекса РФ и  нарушение  права  истца,  лишенного возможности продолжать строительство объекта   и несущего  материальные затраты.  Указывает, что    истцом были  выполнены все необходимые действия для получения земельного участка и разрешения на строительство кафе «Казачий хутор», а ответчик   рассмотрел и принял решение о предоставлении истцу земельного участка и разрешения на строительство , с оформлением  сторонами   договора аренды земельного участка, который может быть расторгнут лишь по основаниям, предусмотренным ст. 46  ЗК РФ.

             Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Волгограда от 28.12.04  № 1986 ООО «Ресторатор» предварительно согласовано место размещение ресторана на земельном участке учетный № 04-74-6 общей  площадью 612 кв.м.,  по ул. ФИО4 в квартале 34 в Центральном районе в границах,  согласно проекту границ участка, утвержден акт о выборе участка для строительства от 6.10.04. № АВ-143/14367  .

            На  спорный земельный участок изготовлен кадастровый план от 19.07.05, подготовлен  согласованный   с Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда  рабочий проект , получены    заключения государственной экологической экспертизы от 23.05.06. № 336 Нижне-Волжского межрегионального управления Ростехнадзора по Волгоградской области, Управления Главгосэкспертизы России по Волгоградской области от 19.06.06г. № 478-05У/08-01  .

         На основании постановления администрации   Волгограда от 3.08.06. № 1804  о предоставлении в аренду согласованного земельного участка для строительства капитального объекта  здания кафе «Казачий хутор», 8.08.06  с истцом  заключен договор № 6754 аренды земельного участка . ООО «Ресторатор» выдано   разрешение на строительство объекта недвижимости на срок до 9.08.07., согласно постановлению администрации   от 9.10.06. № 2617 , с учетом которого   1.11.06.  обществом   оформлен   договор генерального подряда №1  на строительство  объекта  .

           06.12.06.  администрацией  , со ссылкой на   протест прокурора г. Волгограда,  принято оспариваемое  в рамках данного  дела  постановление № 3245  «Об отмене постановлений администрации Волгограда от 28 декабря 2004г. № 1986 «О предварительном согласовании места размещения объекта обществу с ограниченной ответственностью «Ресторатор», главы Волгограда от 3 августа 2006г. № 1804 «О предоставлении земельного участка для строительства объекта обществу с ограниченной ответственностью «Ресторатор», от 9 октября 2006г. № 2617 «О выдаче разрешения на строительство объекта».

          Согласно  доводам заявителя апелляционной жалобы   администрации г.Волгограда , поддерживаемым   прокуратурой Волгоградской области , необходимость отмены ранее принятых постановлений  в отношении размещения и строительства объекта  ООО «Ресторатор»   обусловлена    отсутствием заключения Комитета по культуре администрации Волгоградской области,  необходимого в виду отнесения  спорного земельного участка    к объектам культурного наследия регионального значения.

       Апелляционная коллегия с  учетом  совокупного анализа  всех обстоятельств дела,  считает, что   заявителем  жалобы не   доказано наличие  установленных законом оснований   для  отмены  обжалуемого решения  суда 1-й инстанции и принятия   судебного акта  об отказе  в  удовлетворении   требований, заявленных ООО «Ресторатор».    При этом, суд учитывает следующее.

            Исходя из требований   ст. 13 ГК РФ,  ст. 198 АПК РФ   для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие в совокупности  двух условий:   несоответствие акта закону и нарушение  им прав и интересов гражданина или юридического лица.

Согласно ст. ст. 28-31,35, 36 ФЗ РФ  № 73-ФЗ от 25.06.02г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;  ст. 35 Закона РСФСР от 15.12.78. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в пределах зоны охраны памятников, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без соответствующего разрешения.   При этом,  проектирование и     проведение   указанных видов  работ на территории объекта культурного наследия и в зонах их  охраны   осуществляется при наличии заключения историко-культурной экспертизы и по согласованию  с органами, установленными законом субъекта РФ .  

          Согласно  п. 1.4, 1.5,3.1, 4.1;  разделу 2  Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утв.Приказом Минкультуры СССР от 24.01.86. № 33  , в пределах зон охраны памятников производство работ может быть осуществлено при наличии разрешения государственных органов охраны памятников по представлению исполкома местного Совета народных депутатов. Зоны охраны устанавливаются вокруг недвижимых памятников истории и культуры  , как специально выделенные территории, предназначенные для обеспечения  их сохранности  . Систему зон охраны   памятников  и   градостроительных комплексов составляют: охранная зона памятника, зона регулирования застройки, зона охраняемого ландшафта. При этом, охранная зона  рассматривается, как территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная для обеспечения  его сохранности   и ближайшей к нему среды, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия.   В границы охраной зоны включаются связанные с памятником участки исторически и художественно ценной застройки, ландшафта, открытых пространств. 

         Порядок составления проектов зон охраны и порядок их установления предусмотрены п.п. 5.1., 5.3., 5.4. Инструкции.

         Таким образом, как обоснованно указано судом 1-й инстанции,  указанные нормы подлежат  применению   либо непосредственно к   памятникам истории и культуры  , либо к зонам их    охраны  .       

 Заявителем апелляционной  жалобы не опровергнут   вывод о том, что   границы зон охраны памятников  законодательством Волгоградской области и муниципального образования г. Волгограда на момент рассмотрения дела  не определены и фактически не установлены. 

          В  то же время,  согласно со ст. 94 Земельного кодекса РФ земли охранной зоны должны быть отнесены к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны  указанных земель устанавливается  органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации должны устанавливаться зоны охраны объектов культурного наследия ( п.4 ст. 99 ЗК РФ).           

         Согласно постановлению Волгоградской областной Думы от 5.06.97. № 62/706 в Список объектов культурного наследия  на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране, как памятники истории и культуры регионального значения , включены ансамбль Набережной р. Волги (Набережная им. 62-й Армии) и комплекс застройки ул. Советской (ул. Советская, 1-47). 

        Спорному  земельному участку,  отведенному   истцу для строительства кафе,   МУ «Городской информационный центр»   присвоен адрес: ул. им. Маршала ФИО4, 17г. Улица    ФИО4 расположена между ул. Советской и Набережной им. 62-й Армии,  что свидетельствует об обоснованности доводов истца о том, что   объекты культурного наследия и спорный земельный участок  не пересекаются.                   

         Доводам  ответчика  о том, что объект строительства расположен рядом с жилым домом № 20 по ул. Советской и находится в границах охранной зоны объекта культурного наследия, дана надлежащая судебная оценка , как не основанным на   фактических обстоятельствах  дела и не подтвержденным документально. 

           Учитывая, что до настоящего времени границы охранной зоны объекта культурного наследия - комплекс застройки ул. Советской (ул. Советская, 1-47) не установлены, оснований для отнесения спорного земельного участка к территории памятника или его охранной зоны и  необходимости в проведении историко-культурной экспертизы не имеется .

            Поскольку   действующими правовыми актами предусмотрен конкретный обязательный порядок установления границ зон охраны памятников ,     в то время как  фактически    такие границы официально не установлены,  указанные   доводы ответчика   не основаны на  нормах действующего законодательства .  

При таких обстоятельствах   оспариваемое  постановление     администрации не может быть  признано  законным  , обоснованным  и соответствующим ст. ст. 30-32 Земельного Кодекса РФ, ст. ст. 51, 52 Градостроительного Кодекса РФ .   В оспариваемом  ненормативным акте  неправомерно  также указано  на   прекращение аренды земельного участка   в одностороннем порядке, что противоречит  ст. 46  ЗК РФ  и иным правовым нормам, регулирующим обязательственные правоотношения сторон .

          Заявителем апелляционной жалобы не  представлено   доказательств,  опровергающих  вывод суда 1-й инстанции  о несоответствии оспариваемого  постановления  указанным   требованиям  закона и   нарушении им    прав   землепользователя   в сфере предпринимательской и экономической деятельности , связанной со строительством   объекта недвижимости .

           Судом апелляционной инстанции также не усмотрено оснований   для  удовлетворения ходатайства  администрации г.Волгограда    привлечения к  участию в деле в качестве третьих лиц  , не заявляющих самостоятельных требований ,   физических лиц – жильцов  дома №20 по ул. Советской  ФИО5, ФИО6,  ФИО7, ФИО8 , ФИО9        

           Возможность привлечения новых  лиц   к участию в деле  в апелляционной инстанции    ограничена  случаями, предусмотренными ст. 270 ч.4.п.4 АПК РФ.      

            В то  же время, в данном случае такие  процессуальные  основания     отсутствуют, поскольку   обжалуемый    судебный акт не принят в отношении прав и обязанностей указанных лиц.              

         В  рамках данного дела дана оценка  законности  ненормативного акта,  принятого в отношении  истца ООО «Ресторатор» .   Указанные  ответчиком лица не являются субъектами спорных правоотношений сторон  по данному делу, а решение   суда от   26.01.07  не содержит выводов о правах и обязанностях  указанных лиц   и    не будет являться основанием для возникновения у граждан каких-либо прав и обязанностей по отношению  к сторонам спора .

         Кроме того,   указываемое ответчиком решение Центрального райсуда г. Волгограда от 21.12.06г. об удовлетворении требований ряда граждан   к администрации г. Волгограда, ООО «Ресторатор» о признании недействительными постановлений главы Волгограда от 3 августа 2006г. № 1804 «О предоставлении земельного участка для строительства объекта обществу с ограниченной ответственностью «Ресторатор», от 9 октября 2006г. № 2617 «О выдаче разрешения на строительство объекта»    отменено  вступившим в законную силу кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28.02.07. Указанным   определением     в   удовлетворении исковых требований жильцов домов № 19 и № 20 по улице Советской города Волгограда отказано в полном объеме.   При этом, в судебном акте сделан вывод о  том, что    ООО «Ресторатор» выполнены все  необходимые действия, связанные с получением спорного земельного участка и разрешения на строительство кафе, а администрацией  г.Волгограда   приняты   решения о  предоставлении  обществу  земельного участка и  разрешения  на строительство в соответствии с  действующим законодательством.  Указано  также  на несоответствие закону   доводов о   необходимости наличия  согласия Комитета по культуре  администрации Волгоградской  области и  Нижневолжского управления  Росохранкультуры    для предоставления указанного   участка   ООО «Ресторатор».   Кроме того, судом  сделан вывод о том,  что спорный земельный участок     не может быть отнесен  к  территории  памятника   истории и культуры   регионального значения, поскольку не  включен в  объект культурного наследия.  

             С учетом   указанных  обстоятельств,   вывод  суда 1-й инстанции об       удовлетворении  иска    является обоснованным ,   а апелляционная  жалоба  удовлетворению не подлежит.   

     Руководствуясь ст. ст.    258, 268-272   АПК РФ, суд апелляционной инстанции, 

                                                П О С Т А Н О В И Л :

  Апелляционную     жалобу      оставить без    удовлетворения,    а решение          суда  1-й инстанции   от       26.01.07.    без изменения.   

  Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном  порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа  в 2-х месячный срок.

Председательствующий                                                       Т.А. Загоруйко

 Судьи                                                                                      Е.С.Пятернина

                                                                                                  Н.В.Дашкова