ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-20539/06 от 20.03.2007 АС Волгоградской области


  арбитражный суд волгоградской области

              постановление

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений арбитражного суда,

не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                        Дело № А12-20539/06-60-5/21

20 марта 2007 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего:     СУБЫ В.Д.

судей:                                    ЕПИФАНОВА И.И., КОСТРОВОЙ Л.В.

с ведением протокола судебного заседания судьей Субой В.Д.

при участии в заседании:

от истца –         ФИО1, ФИО2, представитель по доверенности.

от ответчиков – ФИО3,  представитель по доверенности.

    рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Открытого  акционерного  общества  Банк развития производства нефтегазодобывающего оборудования,  конверсии, судостроения  и строительства (ОАО НОКССБАНК)  на решение арбитражного суда Волгоградской области от 13.02.2007  г. по делу № А12-20539/06-с60 принятого судьей Любимцевой Ю.П.  по  заявлению ОАО НОКССБАНК к инспекции ФНС (ИФНС) России  по Центральному району г. Волгограда о признании недействительным решения  №18-17/1-241 от 07.11.2006г.

У С Т А Н О В И Л:

Решением   арбитражного суда от 13.02.2007г.  ОАО НОКССБАНК  в удовлетворении заявления отказано.

При вынесении судебного акта  суд исходил из того,  что заявитель правомерно  привлек ОАО НОКССБАНК  к ответственности по пункту 1 ст. 135 НК РФ, так как у  банка отсутствовали правовые основания  для  оставления  без исполнения инкассовых поручений направленных налоговым органом  в банк  для  взыскания с индивидуальных предпринимателей налогов и пени в бесспорном порядке.

Не  согласившись  с указанным  решением ОАО НОКССБАНК  подало  апелляционную жалобу,  в которой просит  отменить решение суда от 13.02.2007г. по делу №А12-20539/06-с60 и принять по  делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной  жалобы  заявитель, со ссылкой на Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» № 2-П от 03.10.2002г. и Приказ Минфина РФ № 106н от 24.11.2004 г. «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» указал, что  при заполнении поля инкассового  поручения «Плательщик»  должны быть указаны для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя и в скобках –ИП.

Выслушав представителей  сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит  апелляционную жалобу не обоснованной и удовлетворению не подлежащей по следующим основаниям.

С 1 января 2006 года действуют положения Налогового кодекса РФ, позволяющие налоговым органам взыскивать налоги и пени с индивидуальных предпринимателей в принудительном порядке, без обращения в суд.

В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя.

Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктов 2 и  3 статьи 60 НК РФ поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды).

В силу пункта 1 статьи 135 НК РФ неправомерное неисполнение банком в установленный  НК РФ срок решения налогового органа о взыскании налога или  сбора, а также пени влечет  взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.       

Как  видно из материалов  дела:

10.02.2006 года в ОАО НОКССБАНК  поступили инкассо­вые поручения  МИ ФНС РФ № 9 по Волгоградской области от 06.02.2006г – № 182183, № 182184, № 182185, № 182186, № 182187, № 182188, № 182189, № 182190, № 182191. № 182192,№ 182204, № 182205, № 182246, № 182247, № 182266, № 182287, № 182288, № 182289, № 182290, № 182291, № 182398, № 182467, № 182469, № 182522, № 182527, № 182528, № 182492, № 182519 на взыскание налогов и пени  в бесспорном порядке с индивидуальных

предпринимателей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14., ФИО15, ФИО16 в  размерах  менее 5000 руб.  по  каждому    инкассовому  поручению.

10.02.2006г. указанные  инкассовые поручения заявителем  оставлены  исполнения и  возвращены  налоговому  органу , так как по его мнению, они не   соответствовали   требованиям   банковского   законодательства,   а   именно,   отсутствовала организационно правовая форма (статус физического лица - ИП) в графе «Плательщик», что, по  мнению  ОАО НОКССБАНК, не позволяет бесспорно идентифици­ровать его с клиентом банка.

По результатам проверки,  07.11.2006 года налоговым  органом вынесено решение № 18-17/1-241 о привлечении ОАО НОКССБАНК к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 135 НК РФ, за неправомерное неис­полнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога, в виде пени в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки, что составило 141,56 руб.

В  заявлении в арбитражный суд ОАО НОКССБАНК от 15.12.2006г. о признании недействительным решения налогового органа № 18-17/1-241 от 07.11.2006 года, указано, что  при заполнении поля инкассового  поручения «Плательщик»  должны быть указаны для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя и в скобках – ИП. Направленные МИ ФНС РФ №9 по Волгоградской области инкассовые поручения не соответствовали требованиям банковского законодательства: в расчетных документах отсутствовала организационно-правовая форма (статус физического лица - ИП), что не позволяет в полном объеме идентифицировать клиента банка.

Позицию ОАО НОКССБАНК  изложенную в иске и апелляционной жалобе судебная коллегия находит построенной  на неверном  толковании  подзаконных актов и ошибочной.

Суд первой инстанции  в оспариваемом решении  сделал всесторонний анализ Положения Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» № 2-П от 03.10.2002 г. (далее по тексту Положение №2П),  и «Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» утвержденных Приказом Минфина РФ № 106н от 24.11.2004 г. «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее по тесту Правила) и приложений к ним.

Порядок проведения безналичных расчетов предусмотрен Положением №2-П. Форматы расчетных документов приведены в приложе­ниях 1, 5, 9, 13 к настоящему Положению №2-П (п.2.4.).

Пункт 2.10 Положения предусматривает реквизиты расчетных документов, среди ко­торых - наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налого­плательщика (ИНН). Порядок заполнения значений реквизитов расчетных документов приведен в приложениях 4, 8, 12, 16 к Положению № 2-П.

В приложении 16 содержится описание полей инкассового поручения, согласно ко­торому в разделе 8 указывается наименование плательщика средств и информация, уста­новленная Министерством РФ по налогам и сборам. Министерством финансов РФ и Госу­дарственным таможенным комитетом РФ.

Пунктом 2.10 Положения № 2-П также установлено, что поля "Плательщик", "Полу­чатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101 - ПО в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Мини­стерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Россий­ской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.

Данные требования установлены Правилами указания информации в полях расчет­ных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 24.11.2004 г. №106н.

Приложение № 1 Правил предусматривает правила указания информации, идентифицирую­щей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление нало­гов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ.

Согласно п.1 приложения № 1 налогоплательщики (плательщики сборов), в том чис­ле участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, налоговые органы, таможенные органы, территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, а также плательщики иных платежей при заполнении рас­четных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федера­ции указывают информацию в полях "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102), "Плательщик" (8), "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103), "Получатель" (16) в соответствии с настоящими Правилами. Указание значения показателя ИНН в полях "ИНН" плательщика (60), "ИНН" получателя (61) расчетного документа является обязательным.

Пункт 2 этого же приложения - «Поля "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102) и "Плательщик" (8)», содержит два раздела: в первом разделе предусмотрен порядок заполнения платеж­ных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками, во втором разделе предусмотрен порядок заполнения инкассовых поручений на перечисление платежей в бюджетную систему РФ при взыскании недоимок, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков налоговыми органами.

Таким образом, заявитель, ссылаясь наподпункт 1 пункта 2  приложения 1 Правил,   забыл уточнить,  что указанный подпункт  устанавливает порядок заполнения платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему для налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе участников внешнеэкономической деятельности, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов, а также плательщиков иных платежей.

Именно этим подпунктом  приложения 1,  индивидуальным предпринимателям предписано при заполнении платежного документа в графе  «Плательщик» указывать  фамилию, имя и в скобках – (ИП).

Однако, порядок заполнения инкассовых поручений для налоговых органов и таможенных органов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при взыскании недоимок, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов), установлен   подпунктом 2 пункта 2  приложения 1 Правил.

Указанным подпунктом приложения 1, налоговым органам предписано  в поле «Плательщик» – указывать наименование налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в подпункте 2 пункта 2 приложения 1 Правил нет специального предписания  в поле "Плательщик"  указывать  в скобках - (ИП) при взыскании недоимки  с индивидуальных предпринимателей.

Поскольку в разных подпунктах пункта 2 приложения 1 Правил установлены два правила  заполнения платежных документов -  в  одном  случае для плательщиков  налогов  и сборов, а в другом  для налоговых органов и таможенных органов при взыскании недоимок, пеней и штрафов, постольку  суд первой инстанции  пришел к правильному выводу, что  с учетом положений пп. 2 п. 2 приложения 1 Правил законодатель не возложил на налоговый орган обязанность указывать в графе «Плательщик» инкассового поручения - ИП (индивидуальный предприниматель).

При таких  обстоятельствах доводы заявителя о том, что отсутствие  в поле инкассовых поручений   «Плательщик», указания  аббревиатуры (ИП) при наличии Ф.И.О. плательщика,  является  грубым  несоответствием формы предъявляемого к  оплате платежного  документа  требованиям законодательства  РФ не  соответствует  действительности.

Кроме  того,  судебная  коллегия  отмечает,  что поля инкассовых поручений 101, 102-110 заполнены налоговым органом  надлежащим образом, что заявитель не оспаривает.

В соответствии с п.2.16 Положения № 2-П при приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и настоящей частью Положения. Расчетные документы, в которых указана информация в поле 101, подлежат проверке на обязательное указание информации в полях 102 - 110.

Таким образом, банк  был обязан идентифицировать своего клиента по полям инкассовых поручений 101, 102-110, в том числе по номеру КПП клиента, его счету и  т.д.

Судебная коллегия считает,  что налоговые органы при заполнении инкассовых  поручений должны были руководствоваться не подпунктом 1 пункта 2  (как того хочет заявитель), а  подпунктом 2 пункта 2 приложения 1 Правил  указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Судебная коллегия считает,  что обстоятельства дела   судом первой инстанции  исследованы в полном объеме,  все доводы  налогового органа  получили надлежащую правовую оценку. Нарушений или неправильного применения судом первой инстанции  норм материального либо процессуального права апелляционная инстанция  не усматривает, в связи  с чем,  оснований к отмене решения суда от 13.02.2007г. не имеется.                                      

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 АПК РФ, апелляцион­ная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

Апелляционную жалобу Открытого  акционерного  общества  Банк развития производства нефтегазодобывающего оборудования,  конверсии, судостроения  и строительства  оставить без удовлетворения, а решение  суда от 13.02.2007г. – без изменения.

Постановление вступает в законную силу немедленно по его оглашению и может быть обжаловано в кассационную коллегию Федерального арбитражного суда Поволжского округа в установленный законом срок.

Председательствующий:                                                                  /СУБА  В.Д. /

Судьи:                                                                                                   /ЕПИФАНОВ  И.И./

                                                                                                                 /ФИО17 /