397/2022-27421(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-19412/2022
г. Казань Дело № А12-26596/2021 22 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года. Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей в Арбитражном суде Волгоградской области:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 23.12.2021 № 36), ответчика – ФИО2 (доверенность от 20.12.2021 № 15/56-Д),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022
[A1] по делу № А12-26596/2021
по заявлению акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» (Волгоградская область, г. Волгоград, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (Волгоградская область, г. Волжский, ИНН <***>, ОГРН <***>),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Волгоградэнергосбыт» (далее - ПАО «Волгоградэнергосбыт», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет) от 15.07.2021 № 354- г/2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2021 по делу № А12-26596/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022, предписание Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 15.07.2021 № 354-г/2021 признано недействительным.
В кассационной жалобе Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание
[A2] проведено путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка по вопросу исполнения ПАО «Волгоградэнергосбыт» требований подпункта «е» пункта 31, пункта 82, пункта 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) по адресу <...> за 2021 год.
Комитетом установлено, что обществом не проведены проверки состояния индивидуальных приборов учета электрической энергии и достоверности представленных потребителями сведений о показаниях данных индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах МКД № 20 по ул. Зорге в соответствии с требованиями действующего законодательства. В период с 01.01.2021 по настоящее время в МКД № 20 по ул. Зорге проверки, указанные в пункте 82 Правил № 354, обществом не проводились. Результаты проверки отражены в акте внеплановой проверки от 15.07.2021 № 354-г/2021.
Комитетом выдано предписание от 15.07.2021 № 354-г/2021, согласно которому общество обязано в срок до 04.10.2021 провести проверку индивидуального прибора учета электроэнергии в жилых помещениях вышеназванного многоквартирного дома.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, при этом исходили из следующего.
[A3] В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, выявление, и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами установленных жилищным законодательством.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора. муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из пунктов 1, 5, 6 статьи 2 Федеральный закон № 294-ФЗ следует, что проверка юридических лиц является основным элементом государственного контроля, в ходе которой производится оценка соответствия осуществляемой ими деятельности или действий
[A4] (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям, то есть требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294- ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица, в целях их устранения.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона.
Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
[A5] Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 31 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;
Согласно пункту 82 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Согласно пункту 83 Правил № 354, проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии
[A6] расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
В случае если требуется доступ в жилое или нежилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, указанные проверки проводятся в согласованные с потребителем дату и время в порядке, предусмотренном пунктом 85 настоящих Правил, а в отношении жилых помещений - не чаще 1 раза в 3 месяца.
Проверки в отношении приборов учета электрической энергии, установленных в нежилых помещениях, электроснабжение которых осуществляется без использования общедомового имущества в многоквартирном доме, проводятся в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
Судами установлено, что в орган муниципального жилищного контроля (отдел муниципального жилищного контроля комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский) поступило обращение от 20.05.2021 № 15/876 гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 20 по ул. Р.Зорге, по вопросу исполнения ПАО «Волгоградэнергосбыт» требований подпункта «е» пункта 31, пункта 82, пункта 83 Правил № 354.
В данном доме реализован непосредственный способ управления многоквартирным домом. Исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению является ПАО «Волгоградэнергосбыт».
Комитетом вынесен приказ от 04.06.2021 № 354-г/2021 о проведении в отношении общества внеплановой документарной проверки. Поводом
[A7] для проверки послужило рассмотрение вышеуказанного обращения гражданина, при этом периодом проверки являлся 2021 год.
На запрос Комитета ПАО «Волгоградэнергосбыт» предоставило сведения от 15.06.2021 № 18/3226, согласно которым жилые помещения вышеуказанного многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, с 01.01.2021 по настоящее время в данном доме проверки, указанные в пункте 82 Правил № 354, ПАО «Волгорадэнергосбыт» не проводились.
Судам отмечено, что из мотивированного представления, приказа Комитета о проведении внеплановой проверки, запроса, акта проверки следует, что административным органом проводилась проверка и у общества истребовались сведения только за 2021 год.
При этом непосредственный способ управления данным домом реализован с 18.11.2019.
Таким образом, годичный срок проведения проверки состояния приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях истекает 18.11.2020. Следующий годичный срок проведения указанной проверки истекает 18.11.2021.
Следовательно, на момент проведения Комитетом проверки (15.07.2021) предельный срок для проведения обществом проверок состояния приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях за 2021 год (18.11.2021) не истек. Общество имеет возможность провести проверку состояния приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений до указанной даты.
При этом сведения о проведении обществом проверок за 2020 год Комитетом у общества не истребовались, проверка исполнения обществом требований подпункта «е» пункта 31, пункта 82, пункта 83 Правил № 354 в МКД № 20 по ул. Зорге за 2020 год Комитетом не проводилась.
[A8] Суды приняли во внимание изложенное, учитывали, что срок для исполнения оспариваемого предписания Комитетом установлен до наступления истечения срока наличия у общества обязанности по проведению проверок индивидуальных приборов учета в 2021 году, и признали оспариваемое предписание незаконным.
Доводы Комитета о том, что у общества истребованы все документы по соблюдению сроков проведения проверок, в том числе и за 2020 год и за 2021 год, отклонены судами как бездоказательные.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу № А12-26596/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в
[A9] порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи С.В. Мосунов
Л.Ф. Хабибуллин