ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-2669/2018 от 07.06.2018 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-2669/2018

09 июня 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2018 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2018 года по делу № А12-2669/2018 (судья Пильник С.Г.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЗПГ Поле» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 400050, <...>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (ОГРН <***>, ИНН <***>; 400005, <...>)

о признании недействительными ненормативных актов,

при участии в судебном заседании представителей:

Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда - ФИО1, действующей на основании доверенности от 22.12.2017,

общества с ограниченной ответственностью «ЗПГ Поле» - ФИО2, действующего на основании доверенности от 16.02.2018,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общества с ограниченной ответственностью «ЗПГ Поле» (далее - заявитель, ООО «ЗПГ Поле», Общество, налогоплательщик) с заявлениемо признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда (далее – ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, Инспекция, орган контроля, заинтересованное лицо) от 09.10.2017 № 951 и № 953, от 19.10.2017 № 957 и № 958, от 23.10.2017 № 960 и от 16.11.2017 № 968 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 10 апреля 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области заявление общества с ограниченной ответственностью «ЗПГ Поле» удовлетворил.

Суд признал недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 09.10.2017 №951 и №953, от 19.10.2017 №957 и 958, от 23.10.2017 №960 и от 16.11.2017 №968 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Суд также обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЗПГ Поле» путём уменьшения размера обязательных платежей и санкций, доначисление которых судом признано недействительным.

Кроме того, суд взыскал с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЗПГ Поле» понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 18 000 руб.

Также обществу с ограниченной ответственностью «ЗПГ Поле» выдана справка на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 18 000 руб.

ИФНС России по Центральному району г. Волгограда не согласилась с принятым решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

ООО «ЗПГ Поле» считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по Центральному району г.Волгограда проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за ноябрь 2016 года, декабрь 2016 года, представленные обществом с ограниченной ответственностью «ЗПГ Поле» в налоговый орган 02.03.2017.

09 октября 2017 года Инспекцией по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 26.06.2017 № 16813налоговой декларации за ноябрь 2016 года, всех имеющихся материалов проверки, возражений налогоплательщика, принято решение № 951 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 стать 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 71 311 рублей. Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДПИ за ноябрь 2016 года в сумме 356 555 рублей и пени по налогу в размере 30 699 рублей.

Также 09.10.2017 Инспекцией по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 26.06.2017 № 16814налоговой декларации за декабрь 2016 года, всех имеющихся материалов проверки, возражений налогоплательщика, принято решение № 953 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 170 933,80 рубля. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДПИ за декабрь 2016 года в сумме 854 669 рублей и пени по налогу в размере 65 895 рублей.

Кроме того, ИФНС России по Центральному району г. Волгограда проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2017 года, февраль 2017 года, представленные обществом с ограниченной ответственностью «ЗПГ Поле» в налоговый орган 09.03.2017 и 14.03.2017 соответственно.

19 октября 2017 года Инспекцией по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 26.06.2017 № 16815налоговой декларации за январь 2017 года, всех имеющихся материалов проверки, возражений налогоплательщика, принято решение № 957 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 152 540,80 рубля. Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДПИ за январь 2017 года в сумме 762 704 рубля и пени по налогу в размере 53 514,82 рубля.

Также 19.10.2017 Инспекцией по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 26.06.2017 №16816налоговой декларации за февраль 2017 года, всех имеющихся материалов проверки, возражений налогоплательщика, принято решение № 958 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 147 072,80 рубля. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДПИ за февраль 2017 года в сумме 735 364 рубля и пени по налогу в размере 45 445 рублей.

23 октября 2017 года Инспекцией по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 29.08.2017 №17746 налоговой декларации за апрель 2017 года, всех имеющихся материалов проверки, возражений налогоплательщика, принято решение №960 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 168 932,60 рубля. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДПИ за апрель 2017 года в сумме 844 663 рубля и пени по налогу в размере 38 263,23 рубля.

16 ноября 2017 года Инспекцией по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 27.07.2017 №16817 налоговой декларации за март 2017 года, всех имеющихся материалов проверки, возражений налогоплательщика, принято решение № 968 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 199 768,66 рубля. Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДПИ за март 2017 года в сумме 998 844 рубля и пени по налогу в размере 61 428,91 рубля.

Указанные решения обжалованы Обществом в вышестоящий налоговый орган.

Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 15.01.2018 № 83, от 23.01.2018 № 131 и от 29.01.2018 № 162 апелляционные жалобы Общества оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанными решениями Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 09.10.2017г. №951 и №953, от 19.10.2017г. №957 и 958, от 23.10.2017г. №960 и от 16.11.2017г. №968 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежат признанию недействительными, поскольку налоговым органом в ходе проведённых проверок не было собрано достаточно достоверных доказательств в подтверждение изложенных в оспариваемых решениях выводов. Напротив, в обоснование своей позиции Инспекций положила противоречивые доказательства, ссылалась на неполно исследованные обстоятельства. Выявленная судом неполнота проведенных камеральных налоговых проверок не может быть восполнена в рамках судебного разбирательства.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

На основании требований пункта 1 статьи 334 НК РФ ООО «ЗПГ Поле» является плательщиком НДПИ.

В соответствии с выданными лицензиями ООО «ЗПГ Поле» осуществляет разведку и добычу газа на Ягодном месторождении в пределах Абрамовского лицензионного участка недр Волгоградской области.

Исходя из положений статьи 341 НК РФ, налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц.

Обществом в налоговую инспекцию поданы уточненные налоговые декларации по НДПИ за ноябрь, декабрь 2016 года, январь, февраль, март, апрель 2017 года.

По результатам камеральных проверок названных деклараций налоговый орган пришел к выводу о занижении Обществом НДПИ в связи с неправомерным применением коэффициента, характеризующего принадлежность участка недр региональной системе газоснабжения, (Кас) равным 0,1.

Налоговый орган при расчете налога применил Кас равный 1.

Пунктом 11 статьи 342.4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что коэффициент, характеризующий принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения (Кас), принимается равным 0,1 в случае, если участок недр, содержащий залежь углеводородного сырья, является ресурсной базой исключительно для региональной системы газоснабжения, в противном случае данный коэффициент принимается равным 1.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона о газоснабжении установлено, что Единая система газоснабжения (далее - ЕСГ) представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Анализ приведенных выше положений федеральных законов позволяет выделить три основных признака региональной системы газоснабжения: независимость от ЕСГ; система является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; деятельность такой системы контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для верного определения значения Кас при расчете НДПИ, необходимо установить, является ли участок недр, содержащий залежь углеводородного сырья, ресурсной базой исключительно для региональной системы газоснабжения.

Как следует из материалов дела, ООО «ЗПГ Поле» в спорные периоды осуществляло пробную эксплуатацию поисковых скважин на Ягодном месторождении Абрамовского лицензионного участка недр Михайловского района Волгоградской области.

Данное обстоятельство подтверждается лицензией на пользование недрами (серия ВЛГ номер 02176 вид HP от 25.12.2015 г.), совмещенным с контурами газоносности ситуационным планом в границах лицензионного участка недр «Абрамовский», утвержденным ООО «ЗПГ Поле» планом горных работ на 2017г.

Однако, как следует из оспариваемых решений налогового органа, инспекция исследовала вопрос правомерности определения заявителем Кас в отношении Абрамовского месторождения.

ООО «ЗПГ Поле» добычу природного газа на Абрамовском месторождении в спорные периоды не осуществляло.

В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что при указании месторождения была допущена неточность, которая не имеет правового значения.

Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом инспекции, поскольку, как указано выше, ключевое значение для верного определения значения Кас имеет тот факт, является ли конкретный участок недр, содержащий залежь углеводородного сырья, ресурсной базой исключительно для региональной системы газоснабжения.

Данный вопрос налоговым органом в отношении Ягодного месторождения Абрамовского лицензионного участка недр Михайловского района Волгоградской области налоговым органом не выяснялся.

Как верно указал суд, выводы налогового органа строятся на основании другого объекта - выработанного и не осваиваемого Абрамовского месторождения.

При этом налогоплательщик пояснил, что весь добываемый на Ягодном месторождении Абрамовского лицензионного участка недр газ уходит на снабжение потребителей Михайловского района Волгоградской области. Объемы добытого газа дополнительно подтверждаются сведениями о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислою газа, примесей ванадия и никеля в нефти (форма 6-ГР), предоставляемыми в федеральный орган статистики. Данная системы газоснабжения независима от Единой системы газоснабжения, что не оспаривается налоговым органом.

Из технологический схемы сбора, подготовки и транспортировки газа с Абрамовского лицензионного участка недр, а также из плана развития горных работ на 2016 год, следует, что добытый на скважинах газ с места разработки транспортируется по участку трубопровода, принадлежащему заявителю, через узел входа и редуцирования газосборною пункта, где проходит процесс очищения от капельной влаги и механических примесей, и через коммерческий узел учета подается в трубопровод, принадлежащий АО «РИТЭК».

Далее, на основании договора на оказание услуг по транспортировке газа с ООО «Ахтубанефтегаз» от 16.12.2016г. №01, газ транспортируется до врезки в газопровод, принадлежащий на праве хозяйственного ведения МУП «Михайловкажилпромгаз».

МУП «Михайловкажилпромгаз» является единственным покупателем газа, добываемого заявителем, поставка в спорные налоговые периоды осуществлялась в рамках договора на поставку газа от 10.11.2016г № ОЗ-ПГ/16. Объем газа, поставляемого МУП «Михайловкажилпромгаз», технологические потери, рассчитываемые по утвержденным нормативам, составляют полный объем добытого газа.

Реализация газа, добытого заявителем, осуществляется только потребителям, расположенным на территории городского округа г. Михайловка Волгоградской области. Поставка газа, в частности, осуществляется для крупнейших производственных предприятий региона, таких как АО «Серебряковоцемент» и ОАО «Серебряковский элеватор».

Данные доводы налоговым органом не опровергнуты.

Доводы налогового органа о том, что ООО «ЗПГ Поле» не имеет средств для транспортировки и поставки газа, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен. Заявителем представлен договор подряда № 19-П/16 от 18.08.2016г., заключенный с МУП «Михайловкажилпромгаз», а так же инвентаризационная карточка от 09.06.2017г., согласно которой на учете налогоплательщика имелось 3 510 метров газопровода, необходимого для исполнения договора поставки газа с МУП «Михайловкажилпромгаз».

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налоговым органом в ходе проведённых проверок не было собрано достаточно достоверных доказательств в подтверждение изложенных в оспариваемых решениях выводов. Напротив, в обоснование своей позиции инспекций положила противоречивые доказательства, ссылалась на неполно исследованные обстоятельства. Выявленная судами неполнота проведенных камеральных налоговых проверок не может быть восполнена в рамках судебного разбирательства.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.

Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2018 года по делу № А12-2669/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий Ю.А. Комнатная

Судьи В.В. Землянникова

С.А. Кузьмичев