ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-2799/07 от 10.10.2007 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                арбитражного суда кассационной инстанции

г.Казань

10 октября 2007 года                        Дело № A12-2799/07-C65

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сагадеева Р.Р.,

судей Филимонова С.А., Хасанова Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда

на решение от 03.04.2007 (судья Пронина И.И.) и постановление апелляционной инстанции от 04.07.2007 (председательствующий Епифанов И.И., судьи Суба В.Д., Любимцева Ю.П.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу № A12-2799/07-C65,

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» Дзержинского района г.Волгограда к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда о признании недействительным решения,

с участием сторон:

от заявителя – ФИО1 (по доверенности от 01.10.2007),

от ответчика – ФИО2 (по доверенности от 28.05.2007),

по докладу судьи Филимонова С.А.,

У С Т А Н О В И Л :

МУП «Тепловые сети» Дзержинского района г. Волгограда обратилось в суд к ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о признании недействительным решения № 157-к от 08.02.07г. и обязании возвратить налог на добавленную стоимость (далее НДС) в размере 1912394 руб.

Решением от 03.04.2007 Арбитражного суда Волгоградской области требования заявителя удовлетворены частично,признано недействительным решение ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда № 157-к от 08.02.2007 в части признания необоснованной заявленной к уменьшению из бюджета сумму НДС за октябрь 2004г. в размере 1912394 руб. и предложения уплатить сумму НДС в размере 87606 руб. На инспекцию возложена обязанность возвратить МУП «Тепловые сети» Дзержинского района г. Волгограда налог на добавленную стоимость в размере 1912394 руб. В остальной части требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2004 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик с принятыми по делу судебными актами в удовлетворенной части заявленных требований не согласился, просил их отменить, указывая на неправильное применение норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу заявитель с доводами, отраженными в последней, не согласился и просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив правильность применения судебными инстанциями при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 285 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции делает вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных актов, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации МУП «Тепловые сети» Дзержинского района г. Волгограда по НДС за октябрь 2004г.

По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение № 157-к от 08.02.07г. Указанным решением на основании ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в привлечении к ответственности МУП «Тепловые сети» Дзержинского района г. Волгограда отказано, признана необоснованной заявленная к уменьшению из бюджета сумма НДС за октябрь 1004г. в размере 1912394 руб., предложено уплатить неуплаченную сумму НДС в размере 87606 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Основанием для вынесения решения налоговым органом явилось занижение налогоплательщиком налоговой базы по финансированию, полученному из бюджета на погашение убытков, возникших в связи с предоставлением льгот отдельным категориям населения (льготы реабилитированным лицам, ветеранам войны и т.д.).

По мнению налогового органа, бюджетные средства, выделенные по статье расходов «Субсидии на возмещение выпадающих доходов от реализации льгот населению» на покрытие суммы разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой для отдельных категорий потребителей услуг, должны облагаться НДС и включаться в выручку от реализации услуг, определяемую в соответствии с п.2 ст. 153 НК РФ.

Однако, в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.95г. №41-ФЗ, Постановления Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 07.03.95г. №239 цены на тепловую энергию, реализуемую населению (коммунальные услуги) относятся к регулируемым ценам.

Согласно п. 13 ст.40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством   РФ,   для   целей   налогообложения   принимаются указанные цены (тарифы).

Пунктом 2 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Таким образом, суммы бюджетных средств, выделенных на покрытие убытков предприятия от предоставления услуг населению по государственным регулируемым ценам, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС.

Кроме того, действовавший в то время п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (утв. Приказом МНС РФ№БГ-3-03/447 от 20.12.2000г.) гласил, суммы дотаций предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС, суммы налога, уплаченные по материальным ресурсам (товарам, работам, услугам), используемым для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (при реализации которых применяются государственные регулируемые цены или вышеуказанные льготы), подлежат вычету в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ, и возникающая разница подлежит возмещению (зачету) из бюджета в установленном порядке.

Ссылка налогового органа на п.33.2 Приказа МНС РФ от 20.12.2000 г. № БГ-03-03/447 не может быть признана обоснованной, поскольку положения данного пункта распространяются исключительно на льготы, предоставленные в соответствии с законодательством субъектов РФ и органов местного самоуправления, тогда как в данном случае из бюджета выделялись денежные средства на покрытие убытков, связанных с применением льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством.

Общество получает из бюджета целевым назначением средства на возмещение расходов, вызванных необходимостью выполнения государственной задачи по обеспечению населения теплоснабжением по государственным ценам.

Согласно  ст.   6   Бюджетного  кодекса  РФ  дотации  -  это   бюджетные  средства,  предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.

Таким образом, данные бюджетные средства являются компенсацией разницы в тарифах, возникшей в связи с предоставлением  коммунальных   услуг отдельным категориям   населения   по   сниженным   тарифам,   и   не могут увеличивать доход налогоплательщика, следовательно, суммы бюджетных средств выделенных на покрытие убытков   предприятия   от   предоставления услуг населению по государственным регулируемым ценам, не должны выключаться в налогооблагаемую базу по НДС.

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные налоговые вычеты.

Согласно п.2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, товаров для перепродажи.

Условия предъявления налога на добавленную стоимость к вычету определены п. 1 ст. 172 НК РФ, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Установлено, что между МУП «Тепловые сети» и ООО «Межрегионгаз» были заключены договора от 24.12.98г. № 09-4-0332/99, от 29.12.99г. № 09-4-0947/00 на поставку газа. Задолженность перед ООО «Межрегионгаз» за поставленный газ составила 24092597 руб. 21 коп. (в том числе НДС в размере 4015432 руб. 88 коп.).

В свою очередь, в соответствии с агентским договором № 7-004 от 18.01.01г. ООО «Межрегионгаз» поручает ООО «Волгоградрегионгаз» осуществлять работу по возврату дебиторской задолженности за поставленный им газ с дебиторов ООО «Межрегионгаз» в соответствии с планом погашения задолженности.

В проверяемом периоде МУП «Тепловые сети» предъявило к вычету НДС в размере 2000000 руб. по счетам-фактурам № 125856ф от 31.10.1999 г., № 139817 от 30.11.1999г., № 16208299 от 31.12.1999г., № 9463/ООФ от 31.01.2000г., задолженность по которым была оплачена напрямую ООО «Волгоградрегионгаз» Главным финансово-казначейским управлением Администрации Волгоградской области на погашение задолженности прошлых лет перед ООО «Межрегионгаз» за поставленный газ и тепло МУП «Тепловые сети» Дзержинского района.

В качестве документов, подтверждающих фактическую уплату НДС в счет расчетов по договорам от 24.12.98г. № 09-4-0332/99, от 29.12.99г. № 09-4-0947/00 за поставку газа заявителем были представлены письмо Департамента финансов администрации г. Волгограда от 26.01.2005г. № 04-02/117, в котором указано, что Главным финансово-казначейским управлением администрации Волгоградской области напрямую ООО «Волгоградрегионгаз» на погашение задолженности прошлых лет перед ООО «Межрегионгаз» за поставленный природный газ и тепло МУП «Тепловые сети» Дзержинского района г. Волгограда перечислено платежным поручением № 980 от 22.10.2004г. на сумму 30000000 руб., в том числе 12000000 руб., № 656 от 24.11.2004г. на сумму 50000000 руб., в том числе 12095000 руб. (субсидии на возмещение выпадающих доходов от реализации льгот населению).

Кроме того, представлено письмо от 04.12.06г. № 8434/05, в котором ООО «Волгоградрегионгаз» подтверждает поступление оплаты за «Тепловые сети» Дзержинского района по платежному поручению № 980 от 22.10.04г., оплата перечислена ООО «Волгоградрегионгаз» на расчетный счет ООО «Межрегионгаз» платежным поручением № 15886 от 28.10.04г. оплата по агентскому договору № 7-004 от 18.01.01г. на общую сумму 30000000 руб., в том числе за МУП «Тепловые сети» Дзержинского района по договору № 09-4-0332/99, 99-4-0947/00 в сумме 12000000 руб., в том числе НДС в размере 5000000 руб., по платежному поручению № 656 от 24.11.04г. оплата перечислена ООО «Волгоградрегионгаз» на расчетный счет ООО «Межрегионгаз» платежным поручением № 16449 от 25.11.04г. оплата по агентскому договору № 7-004 от 18.01.01г. на общую сумму 50000000 руб., в том числе за МУП «Тепловые сети» Дзержинского района по договору № 09-4-0332/99, 09-4-0947/00 в сумме 12095000 руб., в том числе НДС 8333333 руб. 33 коп.

Таким образом, материалами дела подтверждается оплата газа МУП «Тепловые сети» Дзержинского района г. Волгограда средствами, выделенными по субвенции по представленным  счетам-фактурам   ООО        «Межрегионгаз»  через  ООО «Волгоградрегионгаз».

Что касается ходатайства инспекции об отсрочке исполнения судебных актов, то оно подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку в силу пункта 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения, а Федеральный арбитражный суд Поволжского округа каких-либо исполнительных листов по настоящему делу не выдавал.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 287 (подпункт 1 пункта 1), 289, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

П О С Т А Н О В И Л :

Решение от 03.04.2007 и постановление апелляционной инстанции от 04.07.2007  Арбитражного суда Волгоградской  области по делу №A12-2799/07-C65оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Ходатайство об отсрочке исполнения судебных актов отклонить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                           Р.Р. Сагадеев

              судьи                             С.А. Филимонов

                                                    Р.Г. Хасанов